Старших групп № 7 «Звёздочка» № 8 «Волна»
Параметры обследования | Начало учебного года (%) | Конец учебного года (%) | Динамика (%) | |
Понимание речи | 93,9 | 98,1 | 4,2 | |
Сенсомоторный уровень речи: | 50,7 | 75,9 | 25,2 | |
2.1 | Фонематическое восприятие | 53,6 | 77,1 | 23,5 |
2.2 | Фонематический анализ и синтез | 10,4 | 90,4 | 80,0 |
2.3 | Артикуляционная моторика | 32,5 | 57,1 | 24,6 |
2.4 | Звуко-слоговая структура слова | 69,2 | 80,7 | 11,5 |
2.5 | Звукопроизношение | 56,0 | 70,4 | 14,4 |
Грамматический строй речи | 71,6 | 85,2 | 13,6 | |
Словарь и словообразование | 55,9 | 76,6 | 20,7 | |
Связная речь | 52,9 | 65,3 | 12,4 |
Обобщенные результаты коррекции речевых нарушений (по протоколам ПМПК)
За последние два года
Показатель | Учебные годы | Среднее значение % | |
2015-2016 | 2016-2017 | ||
Всего детей | |||
С хорошей речью | 10/36% | 8/22% | 29% |
Значительные улучшения | 17/61% | 21/58% | 60% |
Без значительных улучшений | 1/3% | 5/14% | 8% |
Выбыли | 2/6% | 3% |
Годовой отчет о
Проделанной работе за 2015-2016учебный год
Педагога-психолога Поздняковой В.П.
Работа с детьми
В начале учебного года было проведено наблюдение за детьми и экспериментально - диагностическое исследование с целью выявления детей с низким уровнем актуального развития и комплектования специальной группы. Экспериментально - диагностическое исследование было проведено в подготовительной группе «Жемчужная» и старших группах «Дельфинчик», «Русалочка».
Дети с уровнем актуального развития ниже возрастной нормы и низкой возрастной нормой вошли в состав специальной группы для дополнительных занятий с психологом.
В состав спецгруппы вошло:
9 чел. из группы «Жемчужная»; 5 чел. из группы «Дельфинчик»; 2 чел. из группы «Русалочка».
В течение учебного года с детьми спецгруппы проводиласькоррекционно-развивающая работа, направленная на:
1. формирование психологического базиса для развития высших психических функций (коррекция недостатков в двигательной сфере, развитие общей и мелкой моторики, созданий условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений);
2. целенаправленное формирование высших психических функций (развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование сенсорных представлений, формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, развитие памяти, внимания, воображения);
3. формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, операционных и регуляционных компонентов (всестороннее развитие предметно-практической деятельности, целенаправленное формирование игровой деятельности, формирование предпосылок для овладения учебной деятельности, ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению);
4. коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере (формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения, повышение уровня самооценки).
Работа с детьми проводилась в индивидуальной форме по методикам А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой, С.Д.Забрамной, Дедюхиной Г.В., Серотюк А.А. Шевченко Ю.С Борякова Н.Ю. и др.
В конце учебного года в специальной группе был проведен контрольный срез диагностического исследования с целью выявить эффективность коррекционно–психологического воздействия на детей.
Итоговая таблица
Уровень ниже возрастной нормы | Уровень низкой возрастной нормы | Уровень возрастной нормы | |
Начало года | 7 (43,75%) | 9(56,25%) | - |
Конец года | 3(18,75%) | 4(25%) | 9(56,25%) |
Динамика развития детей
Уровень ниже возрастной нормы — уровень ниже возрастной нормы с положительной динамикой 2 чел;
Уровень ниже возрастной нормы — уровень ниже возрастной номы без динамики 1 чел;
Уровень ниже возрастной нормы — уровень низкая возрастная норма 3 чел;
Уровень ниже возрастной нормы — уровень возрастная норма 1 чел;
Уровень низкой возрастной нормы — уровень возрастная норма 8 чел;
Уровень низкой возрастной нормы — уровень низкая возрастная норма с положительной динамикой 1 чел.
В течение учебного года с детьми подготовительной группы (30 чел) «Жемчужная» и старших группах( 54 чел.) «Дельфинчик» и «Русалочка» проводились занятия по подготовке детей к школе по авторской программе, составленной на основе работ отечественных психологов Л. С Выготского, Л И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как Л. Ф Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких.
Целью программы стало развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, благополучная адаптация к новым школьным условиям. Занятия проводились по подгруппам, в каждой подгруппе присутствовало от 8-12 человек. Все занятия составлялись с учётом индивидуальных особенностей детей, имели между собой смысловую связь. Занятия строились на понятном детям материале и состояли из разминки, упражнений по теме, работы в тетрадях с крупной клеткой, подвижной игры и рефлексии. Работа в группе позволила детям помимо развития необходимых познавательных процессов развить навыки общения, навыки совместной деятельности, сформировать социально-психологическую зрелость, развить умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи.
В следующем учебном году с детьми групп «Дельфинчик» и «Русалочка» необходимо продолжить работу по авторской программе, уделяя внимание развитию коммуникативных навыков у детей, развитию самоконтроля и формированию устойчивой познавательной мотивации.
Так же в конце учебного года в группе «Жемчужная» была проведена диагностика, выявляющая уровень психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 29 детей.
При выявлении уровня готовности детей к систематическому обучению в школе, мною были использованы следующие методики:
-беседа с детьми «Представь себе»-изучение личностно-мотивационного компонента ребёнка;
-скрининговая оценка готовности детей к школе по Н. Семаго, М. Семаго «Сосчитай и сравни», «Слоги», «Шифровка», « Рисунок человека»;
-методика «10 слов»;
-методика «4 лишний»;
-методика «Графический диктант».
Результаты диагностического обследования приведены в данной таблице:
Итоговая таблица
Группа | Количество обследованных детей | Уровень готовности к обучению в целом | |||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | ||
Жемчужная | 29 (100%) | 5(17,3%) | 8(27,6%) | 12(41,4%) | 4(13,8%) |
Работа с педагогами
После начального диагностического исследования уровня актуального развития детей воспитателям были даны рекомендации направлений индивидуальной работы с детьми группы риска. В течение года с педагогами проводились индивидуальные беседы на интересующие их темы. Были проведены консультации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по процессу адаптации детей к детскому саду. Для воспитателей старших и средних групп были даны рекомендации по заполнению документации для прохождения ПМПК.
С воспитателями подготовительных групп велась совместная работа по подготовке детей к школе (посещение занятий, консультирование).
Работа с родителями
В начале и в конце учебного года посещались родительские собрания старших и подготовительной групп. В группе «Жемчужная» прошло родительское собрание , посвященное подготовке детей к школьному обучению. Родители через индивидуальные консультации были ознакомлены с результатами диагностического исследования уровня актуального развития детей, а так же с задачами коррекционно-развивающей работы.
Проводились индивидуальные консультации и беседы по вопросу адаптации детей к детскому саду, по познавательному развитию детей и эмоционально-личностному развитию.
В течение года родителям давались рекомендации по совместной работе с детьми и велись тетради взаимодействия с родителями. Оформлялись информационные стенды для родителей « Советы психолога»
Итоговая таблица диагностического обследования 2015-2016уч.г
Уровень ниже возрастной нормы | Уровень возрастной нормы | |||
Низкая | Средняя | Высокая | ||
Начало года | 7(43,75%) | 9(56,25%) | - | - |
Конец года | 3(18,75%) | 4(25%) | 9(56,25%) | - |
Познавательное развитие
Следует отметить, что педагогический коллектив ДОУ развивает познавательную активность, любознательность детей, воспитывает у дошкольников правильное отношение к предметам окружающего мира, чувства бережного отношения к природе и всему живому, уважение к труду и людям труда, работа на участке, на цветниках, дает детям возможность ближе познакомиться с природой, пополняет знание ребят о росте и развитии растений, приучает заботиться о ней и становится добрее.
Дети старшей группы знают животных основных классов, особенности их поведения, среду обитания, питания, умеют устанавливать связи между средой обитания и внешним видом. В апреле месяце в нашем детском саду проходил конкурс «Огород на окошке», все группы детского сада приняли активное участие и создали у себя в группах замечательные экспозиции.
Все родители с самого рождения стремятся научить ребенка считать.
В детском саду ННОД по ФЭМП проводятся, начиная со второй младшей группы, т.е. с 3 лет. Как правило, это игровые занятия, где дети учатся считать, знакомятся с величиной, формой, объёмом. Все занятия интегрированные, т.е. включают разные виды деятельности: игру, экспериментирование, моделирование, драматизация, игры на развитие интеллекта, памяти, мышления. В группах создана образовательная среда, стимулирующая познавательную активность детей - это дидактические игры, раздаточный материал, наличие нескольких видов конструктора.
В работе по ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений) для восприятия учебного материала занятия проводятся в форме игр, путешествий, экскурсий.
Воспитатели учат ребят отвечать на вопросы, касающиеся количества, формы, цвета, размера, качества, величины, пространственных и временных ориентиров. Дети в пределах своего возраста знают цифры, ведут счет в прямом и обратном порядке, знают геометрические фигуры. В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ.
Рекомендации:Однако с целью накопления опытов познания, развитие логического мышления у детей, воспитателям необходимо больше использовать вопросы поискового характера, активизировать ответы ребят, направляя их на рассуждения и нахождения правильного ответа.