Тема: Цель и смысл жизни человека

Тема: Цель и смысл жизни человека

Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимос­ти от исторических условий бытия человека, но и от его воз­растных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.

Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии цен­ностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации (осознанное представление о том какая должна быть жизнь, в каком направлении двигаться, к чему стремиться. В этой связи жизнь – это не хаотичный набор событий, каждый наш поступок имеет направленность). Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловечески­ми, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализа­ция); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются на­личие демократических свобод, гуманных целей и соответст­вующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Концепции смысла жизни

Наименование концепции Ее сущность
Аскетизм (от гр. askeo — уп­ражняюсь) Жизнь – ограничение или отречение от чего-либо. Жизнь — это отречение от ми­ра, умерщвление плоти ради искупления грехов
Гедонизм (от гр. hedone — на­слаждение) Жить — значит наслаждаться
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) Цель жизни оправдывает лю­бые средства ее достижения
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) Жить — значит из всего из­влекать пользу
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) Жизнь — стремление к счастью как подлинному на­значению человека
Этика долга Жизнь — это самопожертво­вание, альтруизм во имя слу­жения идеалу

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориен­тируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни – понимание для чего ты живёшь. Если ты понимаешь, для чего ты живёшь, это придаёт тебе силы, желание жить.

Другими словами, смысл жизни человека — в самореали­зации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Проблема смысла жизни человека
Объективная сторона Субъективная сторона
Каждый человек — биоло­гическое существо. В этой сущности он является но­сителем жизни и должен стремиться к ее сохране­нию и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально це­лесообразна, и смысл жиз­ни, следовательно, коре­нится в самой жизни Человек осознает принадлеж­ность к конкретно-историческо­му типу общества, стремление наполнить биологическое су­ществование социально значи­мым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направ­лениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др.

Образец задания

I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естест­венное желание человека быть счастливым. (3) Многие не вы­держивают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные пред­ставления о благополучной и достойной жизни не следует ме­нять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       

Ответ: ББАБ.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным твор­чеством.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Структура сознания

• Восприятие органами чувств окружающего мира и са­мого себя — получение первичных знаний.

• Логико-понятийные способности и знания, получае­мые на их основе — возможность выйти за пределы непосред­ственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера выс­ших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внима­ние на то, что оно не только сложное, но еще и системное, ор­ганически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека — его ак­тивность.

Проявления активности сознания: отражает мир целена­правленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окру­жающего мира; служит основой преобразовательной деятель­ности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к форми­рованию мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобре­тение орудий труда, создание предметов культуры и воз­никновение на определенном уровне развития человека зна­ковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего поло­жения в обществе.

Самосознание – определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненных потребностей, мотивов, действий. Одним из признаков развитого самосознания готовность человека нести ответственность за свои решения и действия.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бес­сознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение че­ловека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах челове­ка. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бес­сознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сно­видений.

По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского пси­холога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или уст­ной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бес­сознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессоз­нательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении раз­лична.

Сознание управляет самыми сложными формами по­ведения:

— когда перед человеком возникают неожиданные, ин­теллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопро­тивление (физическое или психологическое);

— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптималь­ный выход;

— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного

Сознательное Бессознательное
Отделяет себя от объекта Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании
Обладает механизмом психи­ческих связей Не обладает механизмом психи­ческих связей
Производятся причинно-след­ственные связи, пространст­венно-временные ориентиры Не производятся причинно-следственные связи, пространст­венно-временные ориентиры
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потреб­ностях и др., которые осозна­ются субъектом Проявляется в простых психи­ческих реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом

Образец задания

В4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты со­знания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) влечение 4) память

2) ощущение 5) мышление

3) аффект 6) фантазия Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 245.

Тема: Самопознание

Человек, в отличие от животных,— существо, себя по­знающее и сознающее, способное себя поправлять и совершен­ствовать.

Самопознание — изучение личностью собственных пси­хических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осу­ществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешне­го мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот про­цесс называется самоузнавание. С него и начинается самопоз­нание. Взрослый является основным источником знаний ре­бенка о самом себе — он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его переход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в про­цессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка— эмоциональное отношение к собственно­му образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

— сопоставление образа реального «Я» с образом того иде­ала, каким личность хотела бы быть;

— оценка других людей;

— отношение личности к собственным успехам и неудачам. Как полагают психологи, существуют три мотива для об­ращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благопри­ятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: боль­шинство хотят повысить свое самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или не­удовлетворенностью человека самим собой, своей деятельно­стью.

Самооценка

• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

• Нереалистическая, завышенная (у людей, ориентиро­ванных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориен­тированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельнос­ти и поведения. Анализируя и оценивая достижения в опре­деленной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способнос­тей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной лич­ности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положитель­ные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощуще­ний и восприятия начинает формироваться образ «Я». У мо­лодых людей этот образ складывается прежде всего из пред­ставлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно устойчи­вое, в большей или меньшей степени осознанное зафикси­рованное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, ут­вердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с за­писями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия(лат. reflexio — обращение назад), отражаю­щим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окру­жающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно прово­дить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в про­цессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

Самосознание – определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненных потребностей, мотивов, действий. Одним из признаков развитого самосознания готовность человека нести ответственность за свои решения и действия.

Образец задания

1 А1.1 Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей Ответ: 3.

Тема: Поведение

Поведение— совокупность поступков человека, совер­шаемых им в относительно продолжительный период в по­стоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельно­стью, но их поведение может быть различным. Если деятель­ность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Действие— процесс, на­правленный на реализацию поставленной цели

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств

Для обозначения поведения человека в обществе исполь­зуется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окру­жающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального по­ведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, па­ника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в осно­ве которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,

В последние годы особую значимость для состояния обще-(•! ни, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и враж­ды между людьми;

— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Социальное поведение основывается на принятых в обще­стве образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

Виды социального поведения

  Образцы, принятые в обществе  
     
Нравы   Обычаи
Типичные, повторяемые множеством людей реак­ции на определенные собы­тия (нормы поведения, имеющее нравственное значение); преобразуются по мере изменения сознания людей. Понятие Нравы близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, классу, коллективу. Стандарты брака (верность целомудрие) или правила гостеприимства, неприлично опаздывать, снимать шляпу при входе в помещение. Форма поведения человека в определенной ситуации; обы­чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя­лись и почему так положено (ведение домашнего хозяйства, отношения в семье, функции женщины в семье, отношение к родителям, праздники (Новый год), рождения, похороны, свадьбы)
         

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Образец задания

А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суж­дения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обще­стве образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема: Цель и смысл жизни человека

Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимос­ти от исторических условий бытия человека, но и от его воз­растных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.

Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии цен­ностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации (осознанное представление о том какая должна быть жизнь, в каком направлении двигаться, к чему стремиться. В этой связи жизнь – это не хаотичный набор событий, каждый наш поступок имеет направленность). Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловечески­ми, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализа­ция); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются на­личие демократических свобод, гуманных целей и соответст­вующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Концепции смысла жизни

Наименование концепции Ее сущность
Аскетизм (от гр. askeo — уп­ражняюсь) Жизнь – ограничение или отречение от чего-либо. Жизнь — это отречение от ми­ра, умерщвление плоти ради искупления грехов
Гедонизм (от гр. hedone — на­слаждение) Жить — значит наслаждаться
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) Цель жизни оправдывает лю­бые средства ее достижения
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) Жить — значит из всего из­влекать пользу
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) Жизнь — стремление к счастью как подлинному на­значению человека
Этика долга Жизнь — это самопожертво­вание, альтруизм во имя слу­жения идеалу

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориен­тируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни – понимание для чего ты живёшь. Если ты понимаешь, для чего ты живёшь, это придаёт тебе силы, желание жить.

Другими словами, смысл жизни человека — в самореали­зации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Проблема смысла жизни человека
Объективная сторона Субъективная сторона
Каждый человек — биоло­гическое существо. В этой сущности он является но­сителем жизни и должен стремиться к ее сохране­нию и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально це­лесообразна, и смысл жиз­ни, следовательно, коре­нится в самой жизни Человек осознает принадлеж­ность к конкретно-историческо­му типу общества, стремление наполнить биологическое су­ществование социально значи­мым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направ­лениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др.

Образец задания

I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естест­венное желание человека быть счастливым. (3) Многие не вы­держивают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные пред­ставления о благополучной и достойной жизни не следует ме­нять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       

Ответ: ББАБ.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным твор­чеством.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Наши рекомендации