Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальные отношения
Тема 2. Социальные группы, их классификация
Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Социальная общность – это относительно целостная совокупность людей, выделяемая по территориальному и социокультурным критериям и объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями.
Признаки социальной общности
• Сходство условий жизнедеятельности.
• Общность потребностей.
• Наличие совместной деятельности.
• Формирование собственной культуры.
• Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:
— по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
— по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);
— по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.
Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе).
Виды социальных общностей
• Классовые общности и слои.
• Исторические формы общности.
• Социально-демографические общности.
• Корпоративные общности.
• Этнические и территориальные общности.
• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).
Критерии социальных общностей: территориальный (поселенческий), профессиональный, политический.
Виды социальных общностей: жители какого-либо региона (рязанцы), представители какой-либо профессии (водители такси, преподаватели), политические партии (либералы, демократы)
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп
Основа классификации | Наименование группы | Ее сущность | Примеры социальных групп |
Численность | Малая группа | Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества | Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др. |
Большая группа | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы | Нация, класс, страта и др. | |
Характер взаимодействия | Первичная группа | Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку | Группа друзей, сверстников, соседей и др. |
Вторичная группа | Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер | Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др. | |
Факт существования | Номинальная группа (социальная категория) | Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения | Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др. |
Реальная группа | Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) | Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др. | |
Способ организации и регулирования взаимодействия | Формальная (официальная) группа | Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций | Школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др. |
Неформальная (неофициальная) группа | Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций | Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. |
Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие малой группы на человека
Позитивное | Негативное |
• Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью • В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения • От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя • Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития | • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались • Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений |
Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.
Социальная структура общества | ||||||||||
Социальные группы | Социальные слои | Социальные общности | Социальные институты | |||||||
Социальные отношения | ||||||||||
Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Существуют следующие разновидности квазигруппы:
— аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
— фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
— толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Основные свойства квазигрупп
Свойство | Его сущность |
Анонимность | Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в квазигруппе, не ощущает социального контроля и ответственности |
Внушаемость | Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами |
Социальная заражаемость | Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена |
Бессознательность | Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознанием, и имеют иррациональный и непредсказуемый характер |
В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.
Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Как можно объяснить многообразие социальных групп в современном обществе? В современном обществе происходит углубление разделение труда, специализации, дифференциации системы оплаты труда, усложнение системы образования (наличие несколько ступеней образования), что способствует усилению дифференциации в обществе, выделению множества групп. Причиной является и появление новых подходов в оценке структуры общества. Помимо классового подхода, появился стратификационный, который учитывает не только экономический фактор, но и другие признаки (политические, религиозные, этнические), а также величины того или иного признака при выделении групп.
Образец задания
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.
Ответ: Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и неформальными и др.
Тема 3. Социальный статус
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением,
В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.
Социальный статус
• Статусы, определяемые положением индивида в группе:
— социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;
— личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.
• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
— основной статус определяет главное в жизни человека;
— неосновной статус влияет на детали поведения человека.
• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
— предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность);
— смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;
— достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (жена, врач, директор школы).
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором (Этот термин введен американским социологом Робертом Мертоном).
Статусный набор— совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.
Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.
Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:
— когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
— когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.
Тема 4. Социальная роль
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью.
Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.
Выделяют следующие социальные роли:
— психосоматические (гр. soma — тело) — поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;
— психодраматические — поведение личности зависит от требований социального окружения;
— социальные — личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
В социологии существует понятие ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
— биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
— личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
— характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
— структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
— внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
— межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
— личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Образец задания
I B5. I Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: АААБ.
Виды социальной мобильности
Вертикальная — движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. Перемещение из одной страты в другую (восходящая и нисходящая мобильность). Крепостная вышла замуж за дворянина.
Горизонтальная— географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). Индивид переходит из одной социальной группы в другую, находящуюся на той же ступени социальной лестницы. Переехал из деревни в город на заработки.
Индивидуальная— перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.
Групповая— перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).
Межпоколенная— сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).
Внутрипоколенная — изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).
Организованная— перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия. Сокращение армии, депортация народов, трудовая мобилизация.
Структурная — вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей). Огораживание в Англии, форсированная индустриализация.
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.
Основные каналы социальной мобильности:
- Армия
- Профессиональный спорт
- Церковь
- Собственность, бизнес
- Семья и брак. Пример, девушка из провинции вышла замуж за владельца крупного столичного торгового комплекса.
- Искусство, щоу-бизнес, СМИ
- Политика
- Образование. Пример, мужчина окончил университет, начал собственное дело и через несколько лет стал финансово состоятельным человеком.
Способы – брак, получение образования, занятие высокооплачиваемой должности.
На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.
Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности.
Тема 7. Социальные нормы
Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры (у одних народов разрешено многоженство, а у других запрещено, в одних странах существует смертная казнь, а в других нет) и характеру социальной организации общества.
Каковы же причины девиации?
Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложилфренологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врачУ.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии -эндоморф (человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми;мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен:эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы.
Психологическую теорию девиации развивает3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений.
Основысоциологической теории девиации были положеныЭ. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации являетсяаномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.
Дальнейшее развитиетеория аномии получает уР. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв междукультурными целями общества исоциально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы«цель — средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации (Приложение, схема 18):
§ конформность - тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления;
§ инновация — индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества;
§ ритуализм - предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (например, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм никто уже не верил, но ритуалы, связанные с ним, стати чем-то вроде привычек и еще сохранялись в обществе);
§ ретрицизм - отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему);
§ бунт, мятеж - отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные экстремисты).
При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.
В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.
Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.
Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:
§ теорию подражания французского социологаГ. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;
§ теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием«теория культурного переноса девиации»;
§ теорию стигматизации (от Греч,stigma - клеймо), илинавешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска (определённые слои молодежи, неблагополучные слои населения: алкоголики, наркоманы и др.).
На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие типы девиантного поведения.
Тип поведения | Его характеристика |
Инновация, инновационное поведение (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения). Инновационное поведение, так как используются новые и нестандартные методы. Но так как это чаще всего преступное поведение, то относится к девиантным. | Инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п. |
Ритуализм (отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами) | Ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. Ритуалист доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. В результате девиации может сформироваться ревностный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы. |
Ретритизм (отрицание целей и средств как «бегство от действительности») | Ретритист (отступник) отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик, бомжи, монахи) |
Бунт, мятеж (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми) | Бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе. |
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.
Тема 9. Социальный контроль
План.1) понятие социального контроля. 2) функции социального контроля: а) регулятивная; б) охранительная; в) стабилизирующая. 3) социальные нормы: а) понятие б) типы социальных норм. 4) Формы социального контроля: а) внутренний б) внешний. 5) Социальные санкции: формальные/неформальные; б) позитивные/негативные. 6) Агенты социального контроля.
Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведением человека, социальных групп.
Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Отсутствие или ослабление социального контроля может привести к беспорядкам (смягчения наказания за преступления может привести к росту преступности).
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы.
Существует следующая классификация санкций.
Виды санкций
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые представлены в таблице.
Позитивные санкции | Негативные санкции | ||
Формальные позитивные | Неформальные позитивные | Формальные негативные | Неформальные негативные |
• Формальные:
— негативные — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями (лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества и др.)
— позитивные — публичное одобрение, поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах (присвоение учёной степени), вручение почетных грамот, премирование за превышение норм выработки на производстве.
• Неформальные:
— негативные — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями, осуждение человека за поступок со стороны общества: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение, оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека, отказ подать руку и так далее.
— позитивные — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: благодарность и одобрение неофициа