Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Социальные отношения

Тема 2. Социальные группы, их классификация

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальная общность – это относительно целостная совокупность людей, выделяемая по территориальному и социокультурным критериям и объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Общность потребностей.

• Наличие совместной деятельности.

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

— по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

— по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

— по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальны­ми агрегациями». Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).

Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Критерии социальных общностей: территориальный (поселенческий), профессиональный, политический.

Виды социальных общностей: жители какого-либо региона (рязанцы), представители какой-либо профессии (водители такси, преподаватели), политические партии (либералы, демократы)

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Появление социальных групп, во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп

Основа класси­фикации Наиме­нование группы Ее сущность Примеры социальных групп
Числен­ность Малая группа Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 че­ловек), которые хоро­шо знают друг друга, заняты каким-либо об­щим делом и находятся в прямых взаимоотно­шениях между собой. Характерны общие це­ли, задачи деятельнос­ти, психологические и поведенческие особен­ности. Представляет собой эле­ментарную ячейку общества Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.
Боль­шая группа Многочисленная сово­купность людей, зани­мающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы Нация, класс, страта и др.
Характер взаимо­действия Первич­ная группа Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку Группа друзей, сверстников, соседей и др.


  Вторич­ная группа Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-дело­вой характер Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Факт сущест­вования Номи­нальная группа (соци­альная кате­гория) Искусственно сконст­руированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения Пассажиры при­городных поез­дов, покупатели стирального по­рошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.
Реаль­ная группа Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные приз­наки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.
Способ организа­ции и регулиро­вания взаимо­действия Фор­мальная (офици­альная) группа Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций Школьный класс, футболь­ная команда «Спартак» и др.
Нефор­мальная (неофи­циаль­ная) группа Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов ее участни­ков, которые могут со­впадать или расходить­ся с целями официаль­ных организаций Поэтический кружок, клуб любителей бар­довской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

Группы и организации непосредственно влияют на пове­дение человека. Это влияние может быть как положитель­ным, так и отрицательным.

Воздействие малой группы на человека

Позитивное Негативное
• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью • В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения • От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития   • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались • Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.

  Социальная структура общества    
     
Социальные группы   Социальные слои   Социальные общности   Социальные институты
             
    Социальные отношения    
           
                     

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социоло­гии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

— аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

— фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

— толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойства квазигрупп

Свойство Его сущность
Анонимность Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в квазигруппе, не ощущает социального контроля и ответственности
Внушаемость Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами
Социальная заражаемость Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена
Бессознательность Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессо­знательными инстинктами, их действия в квазигруппе обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознанием, и имеют иррациональный и непредсказуемый характер

В современных условиях, когда требуется огромная рабо­та по координации деятельности и ресурсов, возрастает значе­ние организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, дей­ствующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заве­дения, фирмы, финансовые компании, банки, правитель­ственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Как можно объяснить многообразие социальных групп в современном обществе? В современном обществе происходит углубление разделение труда, специализации, дифференциации системы оплаты труда, усложнение системы образования (наличие несколько ступеней образования), что способствует усилению дифференциации в обществе, выделению множества групп. Причиной является и появление новых подходов в оценке структуры общества. Помимо классового подхода, появился стратификационный, который учитывает не только экономический фактор, но и другие признаки (политические, религиозные, этнические), а также величины того или иного признака при выделении групп.

Образец задания

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческо­го курса, составьте два предложения, содержащие информа­цию о социальной группе.

Ответ: Социальная группа — устойчивая совокупность лю­дей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализаци­ей человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в це­лом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и нефор­мальными и др.

Тема 3. Социальный статус

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. соци­ального положения индивида, которое определяется поняти­ем «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status — положение, состо­яние) личности — это положение человека в обществе, ко­торое он занимает в соответствии со своим возрастом, по­лом, происхождением, профессией, семейным положением,

В социологии выделяют следующие виды социальных ста­тусов личности.

Социальный статус

• Статусы, определяемые положением индивида в группе:

— социальный статус — положение человека в общест­ве, которое он занимает как представитель большой социаль­ной группы во взаимоотношениях с другими группами;

— личный статус — положение индивида в малой груп­пе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответс­твии с его личными качествами.

• Статусы, определяемые временными рамками, влияни­ем на жизнь индивида в целом:

— основной статус определяет главное в жизни человека;

— неосновной статус влияет на детали поведения чело­века.

• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в ре­зультате свободного выбора:

— предписанный статус — социальная позиция, кото­рая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность);

— смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

— достигаемый статус приобретается в результате сво­бодного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (жена, врач, директор школы).

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответствен­но он характеризуется статусным набором (Этот термин введен американским социологом Робертом Мертоном).

Статусный набор— совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: меж­групповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным ран­гом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерар­хиях проявляются в расхождении статусов, которое возника­ет при двух обстоятельствах:

— когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

— когда права и обязанности одного статуса несовмести­мы с правами и обязанностями другого (например, статус де­путата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделя­ют следующие компоненты.

Тема 4. Социальная роль

Социальный статус личности прежде всего оказывает вли­яние на ее поведение. Модель поведения, ориентированную на данный ста­тус, принято называть социальной ролью.

Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязаннос­тей.

Выделяют следу­ющие социальные роли:

— психосоматические (гр. soma — тело) — поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;

— психодраматические — поведение личности зависит от требований социального окружения;

— социальные — личность ведет себя так, как этого ожи­дают от представителя той или иной социальной категории.

В социологии существует понятие ролевой набор — сово­купность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой ма­неры поведения и общения с людьми и является, таким обра­зом, совокупностью непохожих на другие отношений. В роле­вом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пе­шехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в об­щественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обя­зан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-свое­му выполняет социальную роль.

При всех различиях социальные роли объединяет норма­тивная структура, в которой выделяются следующие ком­поненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие пра­вильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный об­разец поведения, требуемый от носителя определенного ста­туса. Претендуя на данный статус, человек должен выпол­нять все ролевые требования, закрепленные за этой социаль­ной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отли­чать реальное ролевое поведение, которое означает не соци­ально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя кон­кретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

— биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

— личностный образец, определяющий комплекс пове­денческих характеристик, необходимых для успешного вы­полнения роли;

— характер принятой в группе роли и особенности со­циального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

— структура группы, ее сплоченность и степень иденти­фикации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появ­ляться определенные трудности, связанные с необходимос­тью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социаль­ных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

— внутриролевые — конфликты, при которых требова­ния одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обраще­ние с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

— межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям дру­гой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязан­ностей);

— личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жиз­ненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Образец задания

I B5. I Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязаннос­тей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, со­циально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       

Ответ: АААБ.

Виды социальной мобильности

Вертикальная — движение вверх (восходящая мобиль­ность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в соци­альной иерархии. Перемещение из одной страты в другую (восходящая и нисходящая мобильность). Крепостная вышла замуж за дворянина.

Горизонтальная— географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном соци­ально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). Индивид переходит из одной социальной группы в другую, находящуюся на той же ступени социальной лестницы. Переехал из деревни в город на заработки.

Индивидуальная— перемещения вниз, вверх или по гори­зонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая— перемещения происходят коллективно (на­пример, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная— сравнительное изменение социально­го статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная — изменение статуса в рамках одно­го поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная— перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государс­твом: с согласия самих людей, или без их согласия. Сокращение армии, депортация народов, трудовая мобилизация.

Структурная — вызвана изменениями в структуре эконо­мики и происходит помимо воли и сознания отдельных инди­видов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей). Огораживание в Англии, форсированная индустриализация.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами соци­альной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образова­ния; физические и умственные способности, внешние дан­ные человека; получение воспитания; смена места житель­ства; армейская служба; вступление в брак.

Основные каналы социальной мобильности:

  • Армия
  • Профессиональный спорт
  • Церковь
  • Собственность, бизнес
  • Семья и брак. Пример, девушка из провинции вышла замуж за владельца крупного столичного торгового комплекса.
  • Искусство, щоу-бизнес, СМИ
  • Политика
  • Образование. Пример, мужчина окончил университет, начал собственное дело и через несколько лет стал финансово состоятельным человеком.

Способы – брак, получение образования, занятие высокооплачиваемой должности.

На групповую мобильность оказывают воздействие со­циальные революции, иностранные интервенции, межгосу­дарственные и гражданские войны, военные перевороты, сме­на политических режимов, создание империй и т. д.

Для количественной оценки процессов социальной мо­бильности обычно используют показатели ее скорости и ин­тенсивности.

Тема 7. Социальные нормы

Социальная норма — установленное в обществе прави­ло поведения, регулирующее отношения между людьми, об­щественную жизнь.

Социальные нормы определяют границы допустимого по­ведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими при­знаками: не имеют конкретного адресата и действуют непре­рывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общест­венных отношений; возникают в процессе исторического раз­вития; их содержание соответствует типу культуры (у одних народов разрешено многоженство, а у других запрещено, в одних странах существует смертная казнь, а в других нет) и харак­теру социальной организации общества.

Каковы же причины девиации?

Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложилфренологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врачУ.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии -эндоморф (человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми;мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен:эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Психологическую теорию девиации развивает3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений.

Основысоциологической теории девиации были положеныЭ. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации являетсяаномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Дальнейшее развитиетеория аномии получает уР. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв междукультурными целями общества исоциально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы«цель — средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации (Приложение, схема 18):

§ конформность - тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления;

§ инновация — индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества;

§ ритуализм - предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (например, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм никто уже не верил, но ритуалы, связанные с ним, стати чем-то вроде привычек и еще сохранялись в обществе);

§ ретрицизм - отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему);

§ бунт, мятеж - отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные экстремисты).

При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.

В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.

Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

§ теорию подражания французского социологаГ. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;

§ теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием«теория культурного переноса девиации»;

§ теорию стигматизации (от Греч,stigma - клеймо), илинавешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска (определённые слои молодежи, неблагополучные слои населения: алкоголики, наркоманы и др.).

На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие типы девиантного поведения.

Тип поведения Его характеристика
Инновация, инновационное поведение (при­нятие социально одобряемых це­лей, но отрица­ние законных средств их достижения). Инновационное поведение, так как используются новые и нестандартные методы. Но так как это чаще всего преступное поведение, то относится к девиантным. Инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п.
Ритуализм (от­рицание приня­тых целей при бе­зусловном согла­сии с социально одобряемыми средствами) Ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. Ритуалист доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. В результате девиации может сформироваться ревност­ный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого вы­полнение повседневных норм, ритуал пол­ностью заслоняют значимые жизненные цели. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.
Ретритизм (от­рицание целей и средств как «бег­ство от дейст­вительности») Ретритист (отступник) отвергает и цен­ности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик, бомжи, монахи)
Бунт, мятеж (отказ от сущест­вующих целей и средств с одно­временной заме­ной их новыми) Бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону.

Тема 9. Социальный контроль

План.1) понятие социального контроля. 2) функции социального контроля: а) регулятивная; б) охранительная; в) стабилизирующая. 3) социальные нормы: а) понятие б) типы социальных норм. 4) Формы социального контроля: а) внутренний б) внешний. 5) Социальные санкции: формальные/неформальные; б) позитивные/негативные. 6) Агенты социального контроля.

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведением человека, социальных групп.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Отсутствие или ослабление социального контроля может привести к беспорядкам (смягчения наказания за преступления может привести к росту преступности).

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Социальные санкции Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения - student2.ru — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые представлены в таблице.

Позитивные санкции Негативные санкции
Формальные позитивные Неформальные позитивные Формальные негативные Неформальные негативные
       

• Формальные:

— негативные — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями (лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества и др.)

— позитивные — публичное одобрение, поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах (присвоение учёной степени), вручение почетных грамот, премирование за превышение норм выработки на производстве.

• Неформальные:

— негативные — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями, осуждение человека за поступок со сто­роны общества: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение, оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека, отказ подать руку и так далее.

— позитивные — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: благодарность и одобрение неофициа

Наши рекомендации