Уральский институт управления
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДЕНА | |
на заседании кафедры управления персоналом протокол № 10 от 29 августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1.Б.6.Русский язык и культура речи
Для направления 380304 Государственное и муниципальное управление,
Профиль
«Организация работы органов государственного и муниципального управления»
Квалификация: бакалавр
очная, очно-заочная, заочная форма обучения
Год набора - 2016
Екатеринбург, 2016 г.
Автор-составитель:
д.филол.н., профессор кафедры управления персоналом
Макович Г.В.
Зав. кафедрой управления персоналом
Д.с.н, профессор Н.Г. Чевтаева
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
- Компетенции, формирование которых продолжается в течение изучения данной дисциплины:
- УК ОС-4 способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном (ых) и иностранном (ых) языках.
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результатыобучения по дисциплине(модулю) |
УК ОС-4 | способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном (ых) и иностранном (ых) языках | Знать: З1: специфику общения, его различных форм, принципов публичной речи З2:модели коммуникации разных стилей речи З3: языковые нормы разных стилей речи |
Уметь: У1: публично выступать, составлять деловые письма, служебные записки, проводить совещания, переговоры и участвовать в них, составлять научные тексты У2: нормативно употреблять язык в речи У3: применять нормативные тексты для установления межличностных и межкультурных отношений | ||
Навыки Н1: логически верно, аргументированно, ясно строить речь в соответствие с целью, ситуацией коммуникации, спецификой адресата Н2: Навыками выбора модели и ее трансформации в зависимости от ситуации коммуникациии специфики адресата Н3: анализа эффективности коммуникаций разных типов и их корректировки в соответствие с принципами эффективности |
3. Объем дисциплины
Таблица 2.
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||
Всего | Семестр | |||||||||
Очная и Заочнаяформаобучения | ||||||||||
Контактная работаобучающихсяс преподавателем, в том числе: | ||||||||||
лекционного типа (Л) | 1 2 | |||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||
контролируемая самостоятельная работаобучающихся(КСР) | ||||||||||
Самостоятельная работаобучающихся(СР) | ||||||||||
Промежуточная аттестация | Зач. | Зач. | ||||||||
- | - | |||||||||
Общая трудоемкость (час./з.е.) | ||||||||||
Примерное распределение времени по темам курса
Очно-заочная форма обучения
№ | Тема | Часы | ||
лекции | Пр.занят | Самост. работа | ||
Язык и речь. Основные единицы языка. Типы нормы. Словари русского языка | 1 i | 1 i | ||
Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества нормативной речи | 1 i | 1i | ||
Стили речи и их признаки. Жанры и модели текстов разных стилей речи | 4 i | 8i | ||
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | 3 i | 8i | ||
Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 1 i | 2i | ||
Нормативное употребление форм слова. Орфоэпические нормы произнесения форм слов | 1 i | 1i | ||
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи. | 1 i | 1i | ||
Разговорный стиль; сфера его использования, языковые признаки | 1 i | 2i | ||
Официально-деловой, художественный стили. Особенности построения текстов официально-делового, и художественного стилей. | 2 i | 4i | ||
10. | Устная публичная речь организации, правила подготовки | 1 i | ||
итого | 16 i | 24 i |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.Язык и речь. Основные единицы языка. Типы нормы.Словари русского языка
Отличия языка и речи. Государственные меры поддержки русского языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Разновидности литературного языка. Понятие языковой нормы. Понятие речи. Понятие речевой нормы. Нормы кодифицированные и некодифицированные. Типы словарей. Правила работы со словарями.
Тема 2.Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества нормативной речи
Понятие культуры речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Социальные требования к речи в разных ситуациях общения
Тема 3.Стили речи и их признаки. Жанры и модели текстов разных стилей речи
Разговорный стиль речи, его формы, жанры, модели. Нормы разговорного стиля речи. Публицистический стиль речи, его формы, жанры, модели. Нормы публицистический стиля речи. Официально-деловой стиль речи, его формы, жанры, модели. Нормы официально-делового стиля речи стиля речи. Научный стиль речи, его формы, жанры, модели. Нормы научного стиля речи. Художественный стиль речи, его формы, жанры, модели. Нормы художественного стиля речи.
Тема 4. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля речи. Устные и письменные формы разговорного стиля речи и особенности лексики в них. Употребление профессиональной лексики и научных терминов в научных текстах. Лексика публицистических и официально деловых текстов в устной и письменной форме. Лексико-фразеологические особенности художественного текста и понятие нормы в нем.
Тема 5.Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксис и синтаксическая синонимия публицистического и научного стиля речи. Синтаксис разговорного стиля речи в устной и письменной его формах. Синтаксис текста в социальных сетях и его эффективность. Синтаксис официально-делового текста разных жанров и форм. Выразительные средства художественного стиля речи. «Перевод» текстов одного стиля речи в другой
Тема 6.Нормативное употребление форм слова. Орфоэпические нормы произнесения форм слов
Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Типичные морфологические и орфоэпические ошибки в текстах разных стилей
Тема 7.Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи
Описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), общение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. Описание в разговорном стиле речи