Нарушение конструктивной связи общения

Решение: Конструктивное общение имеет цель. Чем более определена цель общения, тем быстрее можно найти пути её достижения. Поэтому определение целей, а не только путей их достижения, такая же важная часть конструктивного общения. Как правило, необходимо некоторое усилие для фокусировки на поставленную цель, либо ведущий, направляющий общение в нужное русло. Либо сочетание усилия и контроля со стороны.
Один из пользователей утверждает, что публичное заявление обязывает к действию, даже если это обязательство не зафиксировано; а так же стремление получить одобрение группы подвигает к активности. То есть предлагается создать дополнительную мотивацию для конструктивного общения.

Причина, относящаяся непосредственно к языковому аспекту коммуникации – Разный словарный запас говорящих.

Решение: На одном из форумов было предложено - во избежание непонимания со стороны подростка - использовать общеупотребительные слова, избегать узко специализированных слов, а также слов, усвоение и использование которых не свойственно данной возрастной категории. Некоторые участники форума поддержали идею об употреблении сленга в процессе речевого акта, что кажется довольно целесообразным в определенных условиях.

Неправильное определение состояния партнераявляется одной из причин коммуникативной неудачи с точки зрения психологии. В подобной ситуации непонимание может исходить и от подростка, в силу его возрастных или личностных особенностей, и от педагога. Поэтому педагог-психолог одной из пермских школ предлагает на форуме следующее решение: «Если вы будете неискренни в разговоре с ребенком, то он это почувствует и разговор будет бесполезным. Помните:

1) Вы должны хотеть слышать то, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.

2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время. Если вы не хотите, подождите до тех пор, пока не захотите.

3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.

4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может стравляться со своими чувствами, искать решение своих проблем.»[ссылка]

Поскольку проведение урока также является процессом коммуникации, вот пример проблемы общения, с которым столкнулась молодой преподаватель: «Здравствуйте. Я студентка 5 курса педагогического университета. На педагогической практике в 8 классе во время урока я допустила ошибку при решении нескольких подобных друг другу заданий. Поняла это ужу после того, как урок закончился. Что мне делать? Как грамотно подойти к исправлению ошибки на следующем уроке, чтоб сохранить уважение детей? Спасибо.»

В данном случае преподаватель вследствие допущенной ошибки просит помощи в предотвращении коммуникативного промаха, на что получает конструктивные ответы от более опытных коллег:

«Сказать, что ошиблись и показать, как решать правильно.
Каждый может ошибиться, даже учитель. Ничего зазорного в этом нет.» [20]

«Каждый имеет право на ошибку, однако можете в начале урока задать вопрос: " Были ли допущены ошибки на уроке?" Если класс сильный он сам найдет ошибку вашу, вы же будете учителем, который спровоцировали их на решение поставленной проблемы!» [20]

«Конечно, ошибиться может каждый, в том числе и учитель. Здесь главное - не побояться признать свою ошибку. И не надо хитрить насчет того, что вы будто бы "намеренно" решили с ошибкой, чтобы проверить учеников. Этим вы, наоборот, заслужите их недоверие. Они будут сомневаться в ваших объяснениях - а вдруг вы опять решите "подшутить"? Просто извинитесь и скажите, что вы, оказывается, по невнимательности допустили ошибку, и покажите правильное решение. Заодно можете попросить их, чтобы они были внимательнее и подсказывали вам, если вдруг вы что-то упустите. Думаю, они оценят вашу честность и смелость (ведь признавать свои ошибки могут не все)!» [20]

И такая непосредственно связанная с теорией коммуникации ситуация имела место быть:

- «Уважаемые коллеги подскажите методики воспитания детей , просто я специалист с инженерным образованием и пришел работать в школу но не знаю как мне себя вести с детьми, с чего начать и тд.». [18]

- «Да нормально себя с ними вести нужно, как со взрослыми: естественно, без жеманства, без фальши (это - обязательно).
Можно пошутить, но не допускать панибратства.
Любые попытки расширения границ дозволенного с их стороны пресекать немедленно и беспощадно.
"Начинай не со сказа, а с показа..." - сие тоже есть великая истина.
Не старайтесь их воспитывать - они этого не любят. Только личный пример! Пусть они думают, что их воспитывают только родители и их классный руководитель.
И досконально знайте свой предмет!»[18]

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, а значит, педагогу необходим компетентный подход в решении коммуникативных задач.

К сожалению, нет возможности предоставить все полученные материалы в данной работе. Однако и данные примеры красочно иллюстрируют, в первую очередь, бесспорную компетенцию педагогов-участников форумов, а также предоставляют перспективы дальнейшей работы над данным вопросом.

Заключение

Данное исследование ориентировано на решение актуальной методической проблемы формирования коммуникативных компетенций педагогов предупреждать и преодолевать коммуникативныепромахи и неудачи в непосредственном общении.

В соответствии с задачами нашего исследования были изучены материалы Интеренет-форумов, теории и психологии общения, собраны и проанализированы образцы речевых ситуаций.

Мы установили, что в процессе непосредственного общения развитие диалога может быть успешным (то есть позволяющим реализовать участникам свои задачи), однако достаточно частотны ситуации, когда адресату или адресанту речи не удается осуществить поставленную задачу. Возникает "аномальная" коммуникативная ситуация, исход которой зависит от предпринимаемых усилий участников общения. Негативным результатом такой ситуации может быть коммуникативная неудача понимается отрицательный результат общения, недостижение или неполное достижение говорящим собственной коммуникативной или практической цели вследствие непонимания друг друга; возникший в процессе общения незапланированный негативный эмоциональный эффект, стратегия речевого поведения, приводящая к конфронтации. Речевые промахи служат лишь препятствием, которое может повлечь срыв общения.

Анализ психологических источников по проблеме исследования позволил утверждать, что эффективность коммуникации с учащимися данной возрастной группы обусловлена личностным становлением подростков, находящихся на этапе перехода в качественно новое состояние взрослого человека, расширением сферы коммуникативных контактов, вхождением в мир новых социальных отношений, что влечет сложности во взаимопонимании с окружающими.

В ходе исследования мы стремились доказать, что современному педагогу средней школы необходимо владеть не только письменно-речевыми умениями, актуальность использования которых в последнее время вызывает сомнение, но и устно-речевыми, связанными с ситуациями непосредственного общения, когда требуется, например, связно и максимально эффективно объяснить свою позицию, воздействовать на поведение подростка, оказать помощь в освоении материала.

Список литературы

1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 282 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – 502 с.

3. Богданова Л.И. Понимание как оценочный акт в межкультурной коммуникации // Понимание в коммуникации: тезисы докладов Междунар.науч. конф. (28 февраля – 1 марта 2005 г.). – М., 2005. – C. 5–6. 92

4. Виноградов С.И. Культура русской речи. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2006. – 549 с.

5. Воронина Т.Н. Причины коммуникативных неудач // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы VII регион. науч.-техн. конф. – Ставрополь: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 15–23.

6. Городецкий Б.Ю. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний: сб. ст. – Новосибирск, 1985. – С. 4, 64–78.

7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – Вып. 16. – С. 220–234.

8. Ермакова О.Н., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. – М., 1993.

9. Кънева Н.К. Интегральный подход к проблеме коммуникативных неудач: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 1999. – 19 с.

10. Мартынова Е.А. Типология явлений коммуникативного дискомфорта вситуациях диалога: дис. на соис. учен. степени канд. филол. наук. – Орел, 2000. – 192 с.

11. Лазуткина Е.М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики иприемы // Культура русской речи: учебник для вузов. – М., 1998. – С. 50–79.

12. Садыкова И.А. Корректирующие высказывания как способ передачи коммуникативного опыта // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых ученых. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – C. 114–123.

13. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. – М.: АСТ, 2007. – 286 с.

14. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998. – 291 с.

15. Фуко М. Археология знания. – Киев: Ника-Центр, 1996. – 206 с.

Интернет-ресурсы

16. Группа «Вконтакте» «Я – учитель!». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/teacher_club

17. Интер-педагогика. Сайт для учителей и родителей. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru/

18. Педсовет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.su/forum/

19. Учительский портал. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

20. Форум сайта «учительский портал». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/forum/

21. Форум Короватичской средней школы Речицкого района. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://korovatichi.schools.by/pages/rekomendatsii-dlja-roditelej-podrostkov

Приложение

Возрастной период Ведущий тип деятельности Психологические новообразования Эмоциональные и поведенческие проявления
11-12 лет (младший подросток) Интимно-личностное общение в процессе деятельности и обучения. «Чувство взрослости», стремление к самостоятельности Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность
12-13 лет (средний подросток) Критичность мышления, формирование самоанализа Потребность в самоутверждении и деятельности, имеющей личностный смысл
14-15 лет (старший подросток) Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста. Половое созревание, формирование полового самосознания, половых стереотипов. Определение места своего «Я» в более широкой системе социальных связей Частые конфликты со взрослыми, нарушения поведения, демонстративные реакции. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах.

Таблица 1


Наши рекомендации