Структура духовной жизни общества

Духовные потребности

Духовная деятельность (духовное производство)

Духовные блага (ценности)

Представляют собой объек­тивную нужду людей и обще­ства в целом со­здавать и ос­ваивать духов­ные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляе­мое специализирован­ными группами лю­дей, профессионально занятыми квалифици­рованным умствен­ным трудом

• Идеи, теории, образы и духов­ные ценности

• Духовные об­щественные свя­зи индивидов

• Сам человек как существо духовное

Социализация личности

Виды

Цель

Наука

Искусство

Религия

Воспроиз­водство об­щественно­го сознания в его целост­ности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредст­венного производителя

Всеобщий характер его по­требления, так как духов­ные блага доступны всем - индивидам без исключе­ния, являясь достоянием всего человечества

Образец задания

I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень ин­теллектуального, нравственного, эстетического развития лю­дей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п. СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудио­визуальных СМИ, не единственный и не всегда самый глав­ный элемент информационной деятельности. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры на­шего времени. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры.

Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно-организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе, т.е огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.
Идеологическая (социально-ориен­тирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образовательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справочная Удовлетворение утилитарных (практических) запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная (восстановительная) Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия (просмотр фильма, развлекательных передач, прослушивание музыки)

Образец задания

1 ВЗ. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В совет­ский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме­тоды воздействия на аудиторию носили принудительный ха­рактер. (4) На наш взгляд, демократическое общество прино­сит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       

Ответ: ААББ

Наши рекомендации