Общество как динамическая система
Общество как динамическая система
Тема I.1 «Общество как динамическая система».
План ответа по теме «Общество как динамичная система».
1) Понятие общества
2) Общество как система
· Сферы общественной жизни
· Социальные институты
3) Основные сферы общественной жизни
· Экономическая
· Социальная
· Политическая
· Духовная
4) Основные социальные институты
5) Социальные взаимодействия и общественные отношения
Понятие «ОБЩЕСТВО».
Общество в широком смысле слова.
Общество – часть материального мира, обособившееся от природы, но не потерявшее связь с ней, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова.
Общество– это объединенная совместной деятельностью группа людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание)
Общество– это историческая эпоха, этап в развитии человечества (например, феодальное, капиталистическое общество).
Общество – население какого-либо региона, страны (современное российское общество, французское общество), и всё ныне живущее человечество.
Общество – это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия, совокупность общественных отношений (сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности).
Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.
Общественные отношения
– когда взаимодействия стабильно повторяются.
– многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Уровни взаимодействия людей:
-межличностные
-личностно-групповые
-межгрупповые отношения
Материальные отношения | Духовные (идеальные) отношения | |
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и независимо от него | Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями | |
Производственные отношения; экологические отношения; отношения по детопроизводству | Моральные отношения; политические отношения; правовые отношения; художественные отношения; философские отношения; религиозные отношения |
Общество – сложная динамичная самоорганизующуюся, саморазвивающаяся, открытая, живая система. Почему философы характеризуют общество как систему? Система – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Эта система включает в себя её отдельные элементы (неразложимы компонент системы) и комплекс взаимодействующих подсистем – сфер общественной жизни, социальных институтов, общностей и групп, связанных общественными отношениями. Каждая из подсистем (сфер), в свою очередь, также является сложной самоорганизующейся системой.
Для общества характерны процессы саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
ПОДСИСТЕМЫ
В основе разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека.
ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Базовые потребности человека | Подсистемы (сферы)/деятельность людей и отношения между ними | Социальные институты/учреждения (организации) |
Потребность в материальных условиях существования | Экономическая / Элементы системы: материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления. | Бизнес, рынок, собственность, деньги, обмен и др. / Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Потребность в общении, объединении с другими людьми | Социальная Элементы: социальные слои, нации, классы, сословия, профессиональные и возрастные группы, взятые в их взаимодействии друг с другом. Деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Семья, детство, материнство, отцовство, наследование, кровная месть и др./ Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке | Политическая: государство, право, их соотношение и функционирование. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Власть, государство, суд, партии, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, армия и др./ Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Потребности в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании, в достижении истины, созидании добра и красоты, творчестве, религиозной вере и т.п. | Духовная. Охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют то, что принято называть культурой. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Образование, наука, искусство, религия, СМИ, средства массовой информации и др./ Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Бизнес
Рынок
Собственность
Семья – обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство населения, устанавливает образцы поведения; применяет систему санкций (правовых, моральных); упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер.
Детство
Материнство
Образование –целенаправленная передача накопленных обществом знаний, опыта следующим поколениям
Наука
Искусство
Религия
СМИ
Государство –организация и осуществление публичной власти в обществе.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
ТЕМА I.2. Многовариантность общественного развития
План ответа по теме «Многовариантность общественного развития».
1) Подходы к классификации обществ:
· Критерии
· Типы обществ
2) Критерии выделения обществ различных типов
· Наличие письменного языка
· Уровни управления обществом и степень его дифференциации
· Общественно-экономическая формация
· Уровень развития общества
· Технико-технологический фактор
3) Основные признаки обществ разного типа, выделенных по технико-технологическому фактору.
.В обществознании существует несколько подходов к классификации обществ.
Стадиальный подход
Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии
· Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)
· Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)
· Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)
Локальный подход
Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Локальная цивилизация — устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Структура
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустов-ско-гамлетовское » | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение | Стремление к про- | Стремление к воспроиз- |
к прогрессу | грессу, постоянное | водству самих себя, под- |
изменение форм де- | держанию традиционно- | |
ятельности, исполь- | го образа жизни. | |
зование новаций. | Развитие общества носит | |
Развитие общества | циклический характер | |
носит постепенный, | ||
поступательный ха- | ||
Рактер |
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать |
отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно | ||
4. Достоинства | Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран. Эта концепция позволяет создать четкую модель всего исторического развития, установить общие закономерности в развитии разных стран, этапы, движущие силы; История человечества представляется как объективный, закономерный процесс развития общества от низших форм к высшим | — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
5. Недостатки | —большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода (жесткая привязка любых исторических явлений к системе экономических отношений. Приоритет объективных, внеличностных факторов) неизбежно отодвигает на задний план. | — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; |
роль человеческого фак- | — сводит к минимуму | |
тора, человеческую | возможности исследова- | |
деятельность; — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; | ния закономерностей ис- | |
—недостаточное внима- | торического развития | |
ние уделяется своеобра | человеческого общества | |
зию, уникальности, непо- | Отсутствие четких критериев понятия цивилизация, выделения типов цивилизации, трудно установить закономерности в развитии общества, создать четкую модель исторического развития. | |
вторимости отдельных об- | ||
ществ и народов История развития народов загоняется под одну схему исключается многовариантность исторического развития; -Абсолютизация роли конфликтных отношений. Все рассматривается через призму классовой борьбы. |
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Формы социального прогресса
Формы социального прогресса | Краткая характеристика |
Реформа (фр. reforme, лат. reform – преобразовываю) | Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры). Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) |
Революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот, превращение, обращение) | Коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Виды революций: технологические, научные, общественно-политические. |
ВИДЫ РЕВОЛЮЦИЙ:
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
Кратковременные (Февральская революция в 1917 г.)
Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
В политической сфере
Международные организации (ООН, Европейский Союз, НАТО и др.) принимают на себя большую часть полномочий национальных правительств). Опасность потери национальными государствами своего суверенитета сильно преувеличена. Национальные правительства по-прежнему принимают законодательство, осуществляют налогообложение граждан и фирм, определяют цели своего развития и проводят соответствующую политику.
Международные политические организации | Макрополитические цели |
Группа 3 | |
Организация объединенных наций (ООН) | Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров. |
Европейский союз (ЕС) | Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент). |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) | Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Группа 2 | |
Организация Американских государств (ОАГ) | Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Организация «Северное сотрудничество» | Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики. |
Лига арабских государств (ЛАГ) | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. |
Организация африканского единства (ОАЕ) | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Организация «Исламская конференция» | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Группа 1 | |
Содружество независимых государств (СНГ) | Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров. |
Содружество наций | Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха. |
Все перечисленные выше политические межгосударственные организации разделяются на три основные группы:
1. консультативные – обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям;
2. кооперационные – координация усилий по социально-экономической и политической интеграции;
3. надгосударственные – формирование общеполитических стандартов, создание системы коллективной безопасности.
Основной критерий такого распределения – степень автономности при принятии решений.
Третья группа представляет собой высшую стадию социальной организации. В ней социальные институты перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.
Своеобразным феноменом здесь является Европейский Союз. Это не просто надгосударственный социальный институт, выполняющий специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.
В сфере экономики:
Формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
ПРИМЕР: Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру: японские автомобильные заводы Toyota, Nissan, компания по добыче и переработке нефти Shell. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли.
глобализация финансовых рынков (система отношений возникающих в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника); международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
ПРИМЕР: Многие европейские страны уже отказались от национальных валют и перешли на евро, границы между странами Шенгенского союза условны.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств, а следовательно экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество. Проблемы мировой политики решаются в основном двумя клубами – «Большой восьмеркой» (G8) (С 2014 года функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7) и “Большой двадцаткой» (G 20), причем вторая обсуждает в основном экономические проблемы.
Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
Международные экономические организации | Предназначение | Макроэкономические цели |
Группа 3 | ||
Экономические структуры ООН | Обеспечение международного сотрудничества. | Разрешение актуальных проблем мирового развития. |
Всемирная торговая организация (ВТО) | Формирование единого мирового торгового пространства. | Унификация торговых правил и таможенных пошлин. |
Европейское сообщество (ЕС) | Формирование системы внегосударственного управления в Европе. | Создание общего рынка, конвергенция экономики и введение единой валюты. |
Группа 2 | ||
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) | Защита интересов стран – участниц, координация и унификация нефтяной политики. | Формирование мировой конъюнктуры цен на нефть. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Координация экономического сотрудничества | Ликвидация таможенных барьеров и создание общего рынка к 2003 г. |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Введение единой валюты, ликвидация таможенных барьеров. |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) | Формирование общего рынка стран Центральной Африки. | Создание Экономического и валютного сообщества Центральной Африки |
Содружество независимых государств (СНГ) | Координация экономического сотрудничества | Создание общего рынка и таможенного союза. |
Совет арабского экономического сотрудничества (САЭЕ) | Достижение арабского экономического единства. | Формирование механизмов общего рынка. |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Формирование к 2020 г. механизмов общего рынка. |
Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) | Создание единого экономического и валютного пространства. | Введение единой валюты, снятие таможенных барьеров и унификация законодательства. |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Распределение отраслевой ответственности. |
Группа 1 | ||
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) | Создание экономического союза в Западной Африке. | Либерализация торговли, развитие инфраструктуры сообщества. |
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Отсутствуют. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Как видно из приведенной таблицы, все перечисленные международные экономические организации можно разбить на три основные группы по направлениям деятельности:
1. консультативные – созданные для решения спорных вопросов и региональной координации экономической политики;
2. кооперационные – созданные для решения актуальных задач экономического развития и формирования единого экономического пространства на территории стран-участниц;
3. надгосударственные – самостоятельно формирующие макроэкономическую среду на внегосударственном уровне.
Так же как и среди политических организаций, третья группа состоит из экономических международных организаций, действующих независимо от внешнеэкономической политики конкретных государств. Это не исключает возможности протекционизма, но в любом случае речь будет идти о взаимодействии, а не о подчиненности.
Хотя среди региональных экономических организаций бесспорным лидером и здесь выступает Европейский Союз (ЕС), включающее 15 государств с населением 340 млн. чел.
Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении международных финансовых институтов мировой экономики:
Международные финансовые организации | Макроэкономические цели |
Группа 3 | |
Группа Всемирного банка | Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран. |
Международный валютный фонд (МВФ) | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Фонд международного развития ОПЕК | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Арабский валютный фонд (АВФ) | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Европейский центральный банк ЕС | Формирование единой валютной политики государств-членов Европейского Союза.[5] |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) | Интеграция стран Центральной и Восточной Европы в европейское экономическое пространство. |
Группа 2 | |
Межамериканский банк развития (МАБР) | Содействие социально-экономическому развитию американских государств. |
Северный инвестиционный банк (СИБ) | Финансирование проектов и содействие экспорту в интересах северных стран. |
Азиатский банк развития (АзБР) | Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Азии. |
Карибский банк развития (КБР) | Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Карибского бассейна. |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | Финансирование долгосрочных проектов развития в неарабских странах Африки. |
Исламский банк развития (ИБР) | Кредитование производственных проектов и предоставление экономической помощи. |
Африканский банк развития (АБР) | Финансирование инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития. |
Западно-африканский банк развития (БОАД) | Финансирование проектов, направленных на экономическую интеграцию стран Западной Африки. |
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) | Финансирование проектов экономической интеграции стран-участниц. |
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) | Содействие экономической интеграции и сбалансированному развитию центрально-американских государств. |
Группа 1 | |
Межгосударственный банк СНГ | Взаимные платежи и клиринговые расчеты между государствами – членами СНГ. |
Восточно-африканский банк развития (ВАБР) | Расширение Восточно-африканского рынка капитала. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Здесь также можно выделить три группы финансовых институтов по признаку имеющихся полномочий.
Первая группа представлена международными финансовыми организациями, обслуживающими госуд<