Общество как динамическая система

Общество как динамическая система

Тема I.1 «Общество как динамическая система».

План ответа по теме «Общество как динамичная система».

1) Понятие общества

2) Общество как система

· Сферы общественной жизни

· Социальные институты

3) Основные сферы общественной жизни

· Экономическая

· Социальная

· Политическая

· Духовная

4) Основные социальные институты

5) Социальные взаимодействия и общественные отношения

Понятие «ОБЩЕСТВО».

Общество в широком смысле слова.

Общество – часть материального мира, обособившееся от природы, но не потерявшее связь с ней, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова.

Общество– это объединенная совместной деятельностью группа людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание)

Общество– это историческая эпоха, этап в развитии человечества (например, феодальное, капиталистическое общество).

Общество – население какого-либо региона, страны (современное российское общество, французское общество), и всё ныне живущее человечество.

Общество – это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия, совокупность общественных отношений (сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в про­цессе своей жизнедеятельности).

Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.

Общественные отношения

– когда взаимодействия стабильно повторяются.

– многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Уровни взаимодействия людей:

-межличностные

-личностно-групповые

-межгрупповые отношения

Материальные отношения   Духовные (идеальные) отношения
Возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека, вне его созна­ния и независимо от него   Формируются, предварительно «проходя через сознание» лю­дей, определяются их духовны­ми ценностями
Производственные отноше­ния; экологические отно­шения; отношения по детопроизводству   Моральные отношения; полити­ческие отношения; правовые от­ношения; художественные отно­шения; философские отноше­ния; религиозные отношения


Общество – сложная динамичная самоорганизующуюся, саморазвивающаяся, открытая, живая система. Почему философы характеризуют общество как систему? Система – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Эта система включает в себя её отдельные элементы (неразложимы компонент системы) и комплекс взаимодействующих подсистем – сфер общественной жизни, социальных институтов, общностей и групп, связанных общественными отношениями. Каждая из подсистем (сфер), в свою очередь, также является сложной самоорганизующейся системой.

Для общества характерны процессы саморегуляции, самоструктурирования и самовоспро­изведения.

ПОДСИСТЕМЫ

В основе разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека.

ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Базовые потребности человека Подсистемы (сферы)/деятельность людей и отношения между ними Социальные институты/учреждения (организации)
Потребность в материальных условиях существования Экономическая / Элементы системы: материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления. Бизнес, рынок, собственность, деньги, обмен и др. / Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Потребность в общении, объединении с другими людьми Социальная Элементы: социальные слои, нации, классы, сословия, профессиональные и возрастные группы, взятые в их взаимодействии друг с другом. Деятельность государства по обеспечению социальных гарантий Семья, детство, материнство, отцовство, наследование, кровная месть и др./ Системы здраво­охранения, соци­ального обеспече­ния, коммуналь­ные службы и др.
Потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке Политическая: государство, право, их соотношение и функционирование. Отношения между граждан­ским обществом и государст­вом, между государством и политическими партиями Власть, государство, суд, партии, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, армия и др./ Парламент, прави­тельство, партии, общественные ор­ганизации и др.
Потребности в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании, в достижении истины, созидании добра и красоты, творчестве, религиозной вере и т.п. Духовная. Охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют то, что принято называть культурой. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления Образование, наука, искусство, религия, СМИ, средства массовой информации и др./ Школы, вузы, те­атры, музеи, биб­лиотеки, архивы и др.

Бизнес

Рынок

Собственность

Семья – обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство населения, устанавливает образцы поведения; применяет систему санкций (правовых, моральных); упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер.

Детство

Материнство

Образование –целенаправленная передача накопленных обществом знаний, опыта следующим поколениям

Наука

Искусство

Религия

СМИ

Государство –организация и осуществление публичной власти в обществе.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающая­ся система характеризуется следующими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных со­циальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связа­ны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отноше­ний, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способ­ность своей активной совместной деятельностью создавать и вос­производить необходимые условия собственного существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, не­завершенность и альтернативность развития.Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Человек есть универсальный компо­нент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкно­вение соответствующих потребностей, интересов, целей, воз­действие таких социальных факторов, как общественное мне­ние, официальная идеология, политические установки и тра­диции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моде­лей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

ТЕМА I.2. Многовариантность общественного развития

План ответа по теме «Многовариантность общественного развития».

1) Подходы к классификации обществ:

· Критерии

· Типы обществ

2) Критерии выделения обществ различных типов

· Наличие письменного языка

· Уровни управления обществом и степень его дифференциации

· Общественно-экономическая формация

· Уровень развития общества

· Технико-технологический фактор

3) Основные признаки обществ разного типа, выделенных по технико-технологическому фактору.

.В обществознании существует несколько подходов к классификации обществ.

Стадиальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

· Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

· Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

· Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальный подход

Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Локальная цивилизация — устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Структура

Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустов-ско-гамлетовское » Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-представительные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
 
6. Отношение Стремление к про- Стремление к воспроиз-
к прогрессу грессу, постоянное водству самих себя, под-
  изменение форм де- держанию традиционно-
  ятельности, исполь- го образа жизни.
  зование новаций. Развитие общества носит
  Развитие общества циклический характер
  носит постепенный,  
  поступательный ха-  
  Рактер  

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать
    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран. Эта концепция позволяет создать четкую модель всего исторического развития, установить общие закономерности в развитии разных стран, этапы, движущие силы; История человечества представляется как объективный, закономерный процесс развития общества от низших форм к высшим — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки —большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода (жесткая привязка любых исторических явлений к системе экономических отношений. Приоритет объективных, внеличностных факторов) неизбежно ото­двигает на задний план.   — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;  
 
  роль человеческого фак- — сводит к минимуму
  тора, человеческую возможности исследова-
  деятельность; — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; ния закономерностей ис-
  —недостаточное внима- торического развития
  ние уделяется своеобра человеческого общества
  зию, уникальности, непо- Отсутствие четких критериев понятия цивилизация, выделения типов цивилизации, трудно установить закономерности в развитии общества, создать четкую модель исторического развития.  
  вторимости отдельных об-  
  ществ и народов История развития народов загоняется под одну схему исключается многовариантность исторического развития;   -Абсолютизация роли конфликтных отношений. Все рассматривается через призму классовой борьбы.      

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Формы социального прогресса

Формы социального прогресса   Краткая характеристика
Реформа (фр. reforme, лат. reform – преобразовываю) Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры). Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)  
Революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот, превращение, обращение) Коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя. Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Виды революций: технологические, научные, общественно-политические.

ВИДЫ РЕВОЛЮЦИЙ:

Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие ре­формы Алек­сандра II)

Регрессивные (реакционные) (например, ре­формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александ­ра III)

Кратковременные (Февральская революция в 1917 г.)

Долговременные (например, неолитиче­ская револю­ция — 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция XVIII-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.

Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

В политической сфере

Международные организации (ООН, Европейский Союз, НАТО и др.) принимают на себя большую часть полномочий национальных правительств). Опасность потери национальными государствами своего суверенитета сильно преувеличена. Национальные правительства по-прежнему принимают законодательство, осуществляют налогообложение граждан и фирм, определяют цели своего развития и проводят соответствующую политику.

Международные политические организации Макрополитические цели
Группа 3
Организация объединенных наций (ООН) Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров.
Европейский союз (ЕС) Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.
Группа 2
Организация Американских государств (ОАГ) Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.
Организация «Северное сотрудничество» Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики.
Лига арабских государств (ЛАГ) Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов.
Организация африканского единства (ОАЕ) Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров.
Организация «Исламская конференция» Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров.
Группа 1
Содружество независимых государств (СНГ) Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров.
Содружество наций Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха.

Все перечисленные выше политические межгосударственные организации разделяются на три основные группы:

1. консультативные – обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям;

2. кооперационные – координация усилий по социально-экономической и политической интеграции;

3. надгосударственные – формирование общеполитических стандартов, создание системы коллективной безопасности.

Основной критерий такого распределения – степень автономности при принятии решений.

Третья группа представляет собой высшую стадию социальной организации. В ней социальные институты перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.

Своеобразным феноменом здесь является Европейский Союз. Это не просто надгосударственный социальный институт, выполняющий специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.

В сфере экономики:

Формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.

ПРИМЕР: Деятельность транс­национальных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру: японские автомобильные заводы Toyota, Nissan, компания по добыче и переработке нефти Shell. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли.

глобализация финансовых рынков (система отношений возникающих в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника); международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

со­здание международных организаций в экономической и фи­нансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая организация и др.

ПРИМЕР: Многие европейские страны уже отказались от национальных валют и перешли на евро, границы между странами Шенгенского союза условны.

Формирование глобальной экономики порождает взаимо­зависимость экономик отдельных государств, а следовательно экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.

Успех или кри­зис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть стано­вится бессильной перед глобальными процессами. Это подтал­кивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, напри­мер, расширяющееся Европейское экономическое сообщество. Проблемы мировой политики решаются в основном двумя клубами – «Большой восьмеркой» (G8) (С 2014 года функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7) и “Большой двадцаткой» (G 20), причем вторая обсуждает в основном экономические проблемы.

Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.

«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.

Международные экономические организации Предназначение Макроэкономические цели
Группа 3
Экономические структуры ООН Обеспечение международного сотрудничества. Разрешение актуальных проблем мирового развития.
Всемирная торговая организация (ВТО) Формирование единого мирового торгового пространства. Унификация торговых правил и таможенных пошлин.
Европейское сообщество (ЕС) Формирование системы внегосударственного управления в Европе. Создание общего рынка, конвергенция экономики и введение единой валюты.
Группа 2
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Защита интересов стран – участниц, координация и унификация нефтяной политики. Формирование мировой конъюнктуры цен на нефть.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Координация экономического сотрудничества Ликвидация таможенных барьеров и создание общего рынка к 2003 г.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. Введение единой валюты, ликвидация таможенных барьеров.
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) Формирование общего рынка стран Центральной Африки. Создание Экономического и валютного сообщества Центральной Африки
Содружество независимых государств (СНГ) Координация экономического сотрудничества Создание общего рынка и таможенного союза.
Совет арабского экономического сотрудничества (САЭЕ) Достижение арабского экономического единства. Формирование механизмов общего рынка.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. Формирование к 2020 г. механизмов общего рынка.
Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) Создание единого экономического и валютного пространства. Введение единой валюты, снятие таможенных барьеров и унификация законодательства.
Южноафриканское сообщество развития (САДК) Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. Распределение отраслевой ответственности.
Группа 1
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) Создание экономического союза в Западной Африке. Либерализация торговли, развитие инфраструктуры сообщества.
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. Отсутствуют.

Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.

Как видно из приведенной таблицы, все перечисленные международные экономические организации можно разбить на три основные группы по направлениям деятельности:

1. консультативные – созданные для решения спорных вопросов и региональной координации экономической политики;

2. кооперационные – созданные для решения актуальных задач экономического развития и формирования единого экономического пространства на территории стран-участниц;

3. надгосударственные – самостоятельно формирующие макроэкономическую среду на внегосударственном уровне.

Так же как и среди политических организаций, третья группа состоит из экономических международных организаций, действующих независимо от внешнеэкономической политики конкретных государств. Это не исключает возможности протекционизма, но в любом случае речь будет идти о взаимодействии, а не о подчиненности.

Хотя среди региональных экономических организаций бесспорным лидером и здесь выступает Европейский Союз (ЕС), включающее 15 государств с населением 340 млн. чел.

Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении международных финансовых институтов мировой экономики:

Международные финансовые организации Макроэкономические цели
Группа 3
Группа Всемирного банка Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран.
Международный валютный фонд (МВФ) Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц.
Фонд международного развития ОПЕК Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц.
Арабский валютный фонд (АВФ) Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц.
Европейский центральный банк ЕС Формирование единой валютной политики государств-членов Европейского Союза.[5]
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Интеграция стран Центральной и Восточной Европы в европейское экономическое пространство.
Группа 2
Межамериканский банк развития (МАБР) Содействие социально-экономическому развитию американских государств.
Северный инвестиционный банк (СИБ) Финансирование проектов и содействие экспорту в интересах северных стран.
Азиатский банк развития (АзБР) Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Азии.
Карибский банк развития (КБР) Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Карибского бассейна.
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) Финансирование долгосрочных проектов развития в неарабских странах Африки.
Исламский банк развития (ИБР) Кредитование производственных проектов и предоставление экономической помощи.
Африканский банк развития (АБР) Финансирование инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития.
Западно-африканский банк развития (БОАД) Финансирование проектов, направленных на экономическую интеграцию стран Западной Африки.
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) Финансирование проектов экономической интеграции стран-участниц.
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) Содействие экономической интеграции и сбалансированному развитию центрально-американских государств.
Группа 1
Межгосударственный банк СНГ Взаимные платежи и клиринговые расчеты между государствами – членами СНГ.
Восточно-африканский банк развития (ВАБР) Расширение Восточно-африканского рынка капитала.

Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.

Здесь также можно выделить три группы финансовых институтов по признаку имеющихся полномочий.

Первая группа представлена международными финансовыми организациями, обслуживающими госуд<

Наши рекомендации