Практическая апробация и распространение результатов применения метода «семейные групповые конференции» на северо-западе России

С тех пор, как представительство гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации начало несколько совместных проектов на северо-западе России, удалось постепенно внедрять проекты, направленные на укрепление семьи и внутрисемейных отношений, на улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом обстановки в регионах и появляющейся потребностью. С каждым днем роль Представительства изменялась от роли основного спонсора и руководителя к роли источника по передаче знаний с целью обеспечения будущего положительного развития существующих и новых проектов.

В ходе осуществления своих первых проектов, таких как «Детская Деревня», «Приемные семьи» и «Программа PRIDE», Представительство обратило внимание на то, что специалисты часто ведут работу с последствием, а не с причиной появления трудностей.

Анализ о положении детей в Мурманской области и в других регионах показал, что в современной России недостаточно программ, направленных на поддержку семьи в трудной жизненной ситуации и на профилактику семейного неблагополучия. В то же время в международных практиках имеется достаточный арсенал программ, методов и форм работы с такими семьями. В связи с этим у Представительства появилась новая задача – создать разветвленную сеть специалистов, которые смогут оказывать профессиональную и административную поддержку семьям и детям, в них воспитывающихся.

К адаптации был принят пилотный метод работы – метод «семейные групповые конференции», который успешно внедрен во многих развитых странах. Например, во всех коммунах Норвегии применение семейных групповых конференций закреплено на государственном уровне; этот метод утвержден в работе системы социальной защиты детей, а работа, связанная с применением данного метода, и ее результаты находятся в центре внимания исследователей.

Впервые международный метод «семейные групповые конференции» был представлен в Мурманске в 2004 году Робом Ван Паге, директором фонда «Eigen Kracht Centrale» в Нидерландах.

Потребовалось время, прежде чем началось внедрение метода «семейные групповые конференции» после проведенной презентации, так как этот метод работы идет в разрез с общепринятой практикой и со сложившейся системой работы. Многие недооценивают время, которое может понадобиться для утверждения метода «семейные групповые конференции» как модели принятия решений. Внедрение семейных групповых конференций в практику работы системы социальной защиты, где они не закреплены законодательно, является достаточно сложным процессом.

Тем не менее, последовательная работа с проектом в Мурманской области началась в 2005 году.

Условно реализацию проекта можно разделить на несколько этапов:

  1. «Рождение» (2005 год) – формирование концепции проекта (постановка целей, задач и выделение целевой группы проекта), определение команды проекта, изучение зарубежного опыта.
  2. «Рост» (2006 – 2007 гг.) – разработка основных материалов по проекту, подписание протоколов и контрактов о сотрудничестве с партнерами, планирование мероприятий, составление бюджета, подготовка кадров, практическая реализация метода при сохранении его подлинности.
  3. «Зрелость» (2008 год) – анализ первоначальной апробации метода на практике, внесение корректив, систематизация материалов (выпуск первых адаптированных публикаций о проекте), подписание новых контрактов с партнерами.
  4. «Новый жизненный цикл» (2010 г. и далее) – закрепление позиций проекта, продолжение реализации метода на других территориях России; оценка результатов проекта, передача проекта российской стороне.

На первом этапе работы определялись цели, задачи, целевые группы по проекту.

Целью проекта «Семейные групповые конференции» является профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения целей проекта были поставлены следующие задачи:

- развитие родительского и семейного ресурсов – именно родители должны нести ответственность за своих детей;

- представление нового метода специалистам через обучение, показ значения идей и особенностей проекта для улучшения положения дел в области профилактики семейного неблагополучия и поддержки семьи;

- информационно-методическое обеспечение участников обучения;

- проведение серии экспериментальных семейных групповых конференций; оценка результатов проведения и определение дальнейшую стратегию применения конференций в российских условиях;

- передача опыта в другие регионы России;

- разработка сети сотрудничества между организациями, занимающимися вопросами защиты детей и другими организациями, использующими метод «семейные групповые конференции».

В центре внимания проекта находятся две целевые группы

первая:

- семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

вторая:

- специалисты муниципальных образований, которые курируют деятельность учреждений, работающих по данной проблеме;

- специалисты-практики, работающие с семьями;

- студенты;

- волонтеры.

В этот же период началось активное изучение зарубежного опыта по проведению семейных групповых конференций в европейских странах с целью разработки и развития проекта. Для этого посещались семинары и конференции по данной тематике, устанавливались новые контакты сотрудничества, внедрялись новые профессиональные материалы и идеи обратно в Россию, которые впоследствии адаптировались к российским условиям.

Кроме того, этот инновационный метод работы семьей был активно представлен на семинарах, круглых столах и конференциях в Мурманской области и в других регионах России с целью привлечения внимания к проблемам детей, нуждающихся в помощи.

В 2006 году начался второй этапреализации проекта «Семейные групповые конференции». 2006-2007 гг. стали важным и интенсивным периодом для проекта в связи с тем, что, во-первых, началось обучение методу, во-вторых, метод «семейные групповые конференции» стал применяться на практике. Этому результату предшествовала тщательная работа по разработке основных материалов по проекту: так как этот метод является инновационным для России, то возникла необходимость обратиться к иностранным источникам, перевести зарубежные материалы на русский язык и начать их адаптацию к российским условиям.

Одновременно с этим в целях успешной реализации проекта продолжалось налаживание контактов и подписание протоколов о намерениях, договоров и соглашений о сотрудничестве с партнерами по проекту. На территории Мурманской области все проекты Представительства реализуются в рамках Протокола о намерениях с Правительством Мурманской области. Кроме того, основными участниками проекта стали:

- Министерство по труду и социальному развитию Мурманской области;

- Министерство образования Мурманской области;

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области;

- Государственное областное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Мурманск;

- Мурманский государственный педагогический университет;

- Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;

- Администрация Невского района г. Санкт – Петербург;

- Администрация Красногвардейского района г. Санкт – Петербург;

- Администрация Адмиралтейского района г. Санкт – Петербург;

- Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Московского района»;

- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия;

- Неправительственная организация Eigene Kracht (Нидерланды);

- Международная организация по семейным групповым конференциям.

В рамках осуществления проекта был разработан план основных мероприятий на 2006 – 2007 гг., временные рамки которого впоследствии были продлены до 2010 года. Основными направлениями деятельности стали проведение обучения по проекту и его практическая реализация.

В регионах, муниципальных образованиях, городах было организовано обучение в соответствии с планом мероприятий и предварительной договоренностью с партнерами Представительства. Была разработана программа семинара, которая включает в себя трехступенчатое обучения специалистов:

1. Сначала организуется презентационный однодневный семинар для специалистов муниципального уровня, курирующих деятельность учреждений, работающих с детьми (для руководителей, начальников отделов, главных специалистов). Получив представление о методе «семейные групповые конференции» руководители определяют состав сотрудников, которые пройдут профессиональное обучение по проекту и будут использовать новый метод на практике в рамках своей основной работы.

2. После презентации проводится трехдневный обучающий семинар для специалистов-практиков, работающих в учреждениях – будущих независимых ведущих.

3. Для желающих стать тренерами по проекту предлагается дальнейшая индивидуальная и групповая работа.

Во время обучения используются компьютерные презентации, адаптированные печатные материалы, разработанные на основе иностранных источников, а также переведенные видеофильмы из Новой Зеландии, Северной Ирландии, Нидерландов и Соединенных Штатов Америки. В основу курса заложен принцип связи обучения с практикой, то есть представление содержания материала опирается на знания и жизненный опыт обучающихся.

Программа обучения включает в себя текущий и итоговый мониторинг.

В ходе текущей аттестации используются творческие задания (мини-проекты) и практические задания (диалоги, инсценировка).

Итоговая аттестация выявляет специальную компетентность независимых ведущих в области подготовки и проведения семейных групповых конференций. Проверяются теоре­тические знания и умения в рамках метода. Для итоговой аттестации используются письменный отчет об обучении (что узнали, предполагаемые трудности), устные беседы, а также подготовка и проведение практической конференции под руководством координатора проекта. При успешном проведении семейной групповой конференции на практике независимый ведущий получает свидетельство. При последующем успешном проведении еще трех конференций желающие могут продолжить обучение по проекту на уровень инструктора.

Изначально семинары по проекту «Семейные групповые конференции» проводились только в Мурманской области, но с сентября 2006 года началось внедрение проекта в других регионах северо-запада России: Ленинградской и Псковской областях, г. Санкт-Петербург, Республике Карелия. Знакомство с новыми технологиями работы способствует расширению кругозора, изменению общественного мнения; несомненно, новые знания положительно влияют на жизнь самих участников программы.

В следующем разделе данного издания представлены статистические данные по результатам обучения кандидатов в независимые ведущие, а также по практическим семейным групповым конференциям.

Другим важным мероприятием по проекту является подготовка и проведение встреч семьи по разрешению кризисных ситуаций с применением метода «семейные групповые конференции», которая осуществляется специалистами-практиками. Эту работу можно условно разделить на два этапа:

1. Определение детей и семей, которым необходима помощь.

Выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется партнерами Представительства (специалистами школ, комиссий по делам несовершеннолетних, центров социальной помощи). Семьи могут обратиться в Представительство напрямую без посредников.

2. Осуществление практической работы с применением метода «семейные групповые конференции».

Финансированиепроекта «Семейные групповые конференции» на территории северо-запада России осуществляется полностью за счет средств, выделенных гуманитарной организацией «СОС – Детские Деревни Норвегия», проект не предполагает получение прибыли. Исполнение бюджета проводится полностью и ведется в соответствии с календарным планом. Все запланированные мероприятия выполняются и активно освещаются в средствах массовой информации с целью привлечения внимания к проблемам детей.

Второй этап работы по проекту органично перешел в третий (2008 г.), отличительной особенностью которого стало проведение анализа, отображенного в таблице 1, внесение корректив в ход работы и распространение информации о проекте.

Таблица 1.

Анализ сильных и слабых сторон реализации метода

Strengths / Сильные стороны   § новая модель принятия решений; § нетрадиционный взгляд на понятие «семья»; § ориентация на мобилизацию внутренних ресурсов семьи; § «лучше предотвратить, чем лечить» (профилактика); § выстраивание взаимопонимания и конструктивного взаимодействия специалистов, родственников и детей; § индивидуальный дифференцированный подход в разных типах ситуаций; § учет разных культур; § четкая технология работы и распределение ролей всех участников процесса.   Opportunities / Возможности   § приглашение необходимых специалистов в зависимости от типа ситуации в семье; § привлечение методической помощи и повышение качества знаний, умений и навыков специалистов; § одновременное применение с другими формами работы; § создание сети единомышленников через вовлечение специалистов из разных ведомств; § добавление в метод региональных компонентов; § ориентация на решение социальных проблем на уровне государства; § усовершенствование метода за счет привлечения иностранных специалистов (результаты исследований).  
Weaknesses / Слабые стороны § иностранный метод (скептицизм к адаптации в российских условиях); § финансово затратный метод; § относительно высокие временные затраты на ведение работы как со стороны специалистов-практиков, так и со стороны специалистов муниципального уровня; § низкая степень доверия в силы семьи со стороны специалистов; нежелание передать семье ответственность за принятие решений (боязнь утраты контроля и власти над «клиентом»); § страх семьи вынести свои проблемы на люди.   Threats / Угрозы § скептицизм со стороны специалистов, работающих с семьей (новый метод как конкурент традиционным формам работы); § риск потери подлинности метода со временем; § слабая информированность населения; § снижение эффективности метода при работе на удаленных территорий (нет возможности проводить мониторинг всех действий специалистов на практике).    

В июне 2008 года было издано методическое пособие на тему «Реализация проекта «Семейные групповые конференции» на территории Мурманской области». Автором данного издания были систематизированы материалы по проекту с учетом российских условий, результатов первоначальной апробации метода на практике и проведенного анализа.

Результаты работы и деятельность по проекту представлялись в различных публикациях, а также на российских и международных конференциях. Кроме того, как упоминалось выше, мероприятия по проекту активно освещаются в средствах массовой информации. Таким образом, источниками информации по проекту остаются:

- собственные публикации Представительства,

- статьи в сборниках материалов научно-практических конференций,

- собственная контактная сеть и сеть партнерских организаций,

- контакты, налаженные во время посещений семинаров, конференций и различных учреждений,

- Интернет (веб-сайт Представительства),

- журналы и газеты.

В связи с тем, что интерес к проекту возрастает, отмечается его востребованность и необходимость, принято решение о продолжении внедрения проекта.

Таким образом, начался четвертый этап реализации проекта – этап «Новый жизненный цикл» (2010 гг. и далее), в результате которого проект будет передан российской стороне и продолжит свое развитие в других регионах России.

Основное внимание уделяется созданию сети сотрудничества и закреплению позиций проекта. Задачей Представительства является создание команды единомышленников путем представления проекта «Семейные групповые конференции», проведения многоуровневой подготовки специалистов и практической работы. В 2008 – 2009 гг. проект внедряется на территории Мурманской области, г. Санкт-Петербург, Республики Карелия.

Будущая реализация проекта «Семейные групповые конференции» в России будет включать в себя также проведение исследования в сотрудничестве с норвежскими специалистами.

Анализ и оценка результативности применения метода «семейные групповые конференции». Рекомендации к его дальнейшему распространению

В предыдущих главах достаточно подробно был представлен проект «Семейные групповые конференции», общая характеристика метода, описан процесс внедрения проекта на северо-западе России.

Остановимся подробнее на статистических результатах проекта «Семейные групповые конференции», реализуемого представительством гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации.

Как представлено на рисунке 8 и 9, к концу 2009 года по проекту «Семейные групповые конференции» подготовлено 549 специалистов муниципального и регионального уровня, а также специалистов-практиков и волонтеров.

Практическая апробация и распространение результатов применения метода «семейные групповые конференции» на северо-западе России - student2.ru

Рис. 8. Количество подготовленных специалистов.

Практическая апробация и распространение результатов применения метода «семейные групповые конференции» на северо-западе России - student2.ru

Рис.9. Количество подготовленных специалистов по годам реализации проекта

В конце обучения кандидаты в независимые ведущие заполняют анкеты, в которых определяют круг возможных трудностей в предстоящей работе. Многие сомневаются в потенциале семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, полагая, что у такой семьи нет ресурсов для разрешения ситуации. Кроме того, некоторые подготовленные по методу специалисты выражают ряд других опасений:

- Новый метод – это дополнительный объем работы для подготовленного специалиста в добавление к основным обязанностям, которых немало (то есть требует много времени на подготовку, ведение переговоров).

- Сомнения в применимости основополагающих принципов и ценностей семейной групповой конференции, лежащих в основе процесса, к российским условиям.

- Доступность ресурсов – кадровых, профессиональных (знания, умения и навыки специалистов).

- С точки зрения практики возникают опасения, заинтересуется ли семья в такой форме работы, и как будут чувствовать себя основные участники сложившейся ситуации в процессе работы.

- Кандидаты в независимые ведущие отмечают достаточность теоретических знаний в данной области, но недостаток практических навыков, то есть как применять метод «семейные групповые конференции» в реальной работе с семьей. Обсуждая возможные трудности, обучающиеся не всегда могли спрогнозировать модель своего поведения в той или иной ситуации. В последствие только на практике у них появлялась возможность обговорить и проработать «слабые места».

- Обучение проводится для специалистов из разных ведомств (образование, здравоохранение, социальная защита), чтобы по окончании обучения независимые ведущие и референты могли взаимодействовать друг с другом в рамках данного метода, зная особенности и роли каждого участника в процессе.

С учетом данных, полученных в ходе ведения семинаров, вносились коррективы в обучающий план, чтобы максимально удовлетворять запросы кандидатов в независимые ведущие, а также уделялось особое внимание проблемным вопросам на этапе подготовки и проведения семейных групповых конференций.

Практика применения метода предполагает как непосредственное проведение семейных групповых конференций при участии Представительства, так и самостоятельное использование метода обученными на рабочих местах. Так при координации Представительства состоялось 17 семейных советов, в которых приняли участие 149 членов семьи, ближайшего окружения и специалистов по вопросам семьи. На всех этапах работы большая ответственность за подготовку и проведение семейных групповых конференций возлагается на независимого ведущего, то есть внештатного сотрудника или специалиста-практика.

Как показал опыт внедрения семейных групповых конференций, заявитель побуждает родителей и семью в целом на проведение семейного совета, таким образом, играет большую роль на начальном этапе работы. Когда заявитель подготавливает семью к приходу независимого ведущего, то семья становится более открытой и мотивированной на работу. Референтами на северо-западе России выступали специалисты органов опеки и попечительства, специалисты по социальной работе или психологи из школ, центров помощи семье и детям, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты центров постинтернатной адаптации, сами члены семьи.

Ключевой вопрос для предстоящей встречи, как правило, формулировался референтом совместно с семьей. Координатор проекта помогает в словесном оформлении вопроса, чтобы он отвечал критериям постановки вопроса. Постановка ключевого вопроса и его словесное оформление (ясность, открытость, доступный язык и прочее) вызывает трудности в 80% ситуаций, в связи с этим на обучающих семинарах выделен отдельный блок работы, связанный с тренировкой в постановке ключевых вопросов.

Результаты привлечения семей к участию в семейной групповой конференции были разными. Вначале один независимый ведущий расстраивался из-за того, что не мог пригласить родственников на встречу семьи, а участие тех родственников было важным. Другой независимый ведущий не мог связаться с некоторыми приглашенными, они не отвечали на звонки и сообщения. В трех ситуациях независимые ведущие начинали работу с семьями, но семейные групповые конференции не состоялись; причинами отказа послужили алкоголизм родителей и решение проблемы другим способом.

Подготовка специалистов, которые предоставят информацию по вопросу семьи на первом этапе встречи, может стать нелегкой задачей, так как метод «семейные групповые конференции» идет в разрез с общепринятой практикой работы. Тем не менее, презентация метода, распространение информации и многоуровневые семинары с привлечением специалистов разных ведомств, способствуют вовлечению специалистов в работу с семьей и постепенному изменению отношения к альтернативным методам работы: «Иногда дает результат неожиданная форма решения проблемы. Надеюсь, такая семейная групповая конференция поможет перевернуть сознание в семье,» - прокомментировала специалист из Мурманской области.

Независимые ведущие отмечают, что подготовка семейной групповой конференции – это сложный и трудоемкий процесс, так как необходимо быть связующим звеном между членами семьи, референтом, приглашенными специалистами, развеивать недопонимания и прояснять ситуацию, будучи нейтральным для всех сторон. В своих отчетах они отмечают, что:

- Встречаются скептически настроенные родственники, которые не верят в положительный результат.

- Важно отслеживать реализацию плана для поддержки мотивации семьи.

- Неплохо было бы чаще обмениваться опытом с другими независимыми ведущими.

- Возникают трудности в общении с чиновниками (психологические сложности).

- Иногда появляются сложности в работе со специалистами.

Тем не менее, этот метод работы позволяет поставить семью в центр процесса и организовывать работу с учетом их знаний и мнений.

В ходе практической работы среди членов семьи отмечается надежда, когда они подготавливаются и идут на встречу, хотя этот метод работы для них непривычен. «Конференция ради моей семьи?! Почему бы не попробовать!» - сказала одна из первых мам-участниц из города Мурманск.

В среднем количество участников на семейных групповых конференциях варьировалось от 4 до 14 человек. На подготовительном этапе именно ребенок и его родители определяли, кого они хотели видеть на семейной групповой конференции. Возраст детей и молодежи, принимающих участие в конференциях, изменялся от 9 до 24 лет (у самой старшей участницы был грудной ребенок).

В начале всех встреч атмосфера была напряженной, но постепенно сменялась чувством облегчения. Участники отмечают включенность в процесс, а также то, что раньше с ними так не работали («нас не спрашивали», «нам не предлагали» и прочее).

Период подготовки конференции занимает в среднем от 10 дней до двух месяцев. Не считая времени проведения самой конференции, независимые ведущие затратили в среднем 25 часов на ее подготовку (самая короткая подготовительная работа – 10 часов, самая длинная – 32), сама конференция проходит в среднем в течение 4 часов.

Независимый ведущий с учетом пожеланий семьи приглашает специалистов. Приглашенные специалисты посетили все встречи семьи, их число было от 2 до 7 человек на каждой семейной групповой конференции, некоторые специалисты предоставляли информацию об услугах в письменном виде. 85% участников помогло присутствие специалистов и предоставленная информация. В одном случае специалист вел себя надменно по отношению к членам семьи, но присутствие независимого ведущего и психолога помогло сгладить ситуацию.

На этапе обмена информацией координаторы задавали тон и настроение конференции. Семьи видели в них независимых людей и доверяли им. Независимые ведущие направляли ход встречи и следовали принципам независимости, особенно когда им иногда приходилось приостанавливать членов семьи или специалистов, дающих советы или порицающих семью.

Во время проведения трех конференций семьи обращались за помощью к независимому ведущему на этапе составления плана. Тем не менее, инициатива по разработке плана оставалась за семьей. В одном случае семейная групповая конференция проходила в два дня.

Присутствие детей сдерживало на этом этапе некоторых участников от резких высказываний. Поддержка детского адвоката показала положительные результаты на всех конференциях, так же как и присутствие всех желаемых членов семьи.

Взрослые и дети в своих анкетах, которые они заполняют по окончании семейной групповой конференции, отмечают:

- «Я хочу, чтобы такие семейные встречи проводились с другими семьями».

- «Встреча прошла на высоком уровне, я довольна».

- «СГК помогает найти общий язык, достичь конкретных результатов, а не просто поговорить».

- «Из-за особенностей менталитета сложно убедить участников дать согласие на проведение такой встречи в более широком кругу с привлечением близких людей и специалистов».

- «Такие встречи должны спасти наше общество».

- «Встреча принесла только положительные эмоции, помогла найти решения и выработать стратегию поведения».

Апробация модели на практике показала, что все планы по разрешению трудных жизненных ситуаций, составленных членами семьи самостоятельно, были одобрены специалистами и выполнены семьями в соответствии с определенными временными рамками.

Проводится постоянный мониторинг и анализ деятельности независимых ведущих для того, чтобы преодолеть выявленные трудности и повысить эффективность работы специалистов. Сохранение подлинности моделей и методов, которые адаптируются и внедряются на территории Российской Федерации, очень важно для Представительства.

Опираясь на российский опыт, а также принимая во внимание культурные особенности, определены рекомендации по внедрению метода «семейные групповые конференции» в практику работы специалистов.

Как отмечалось выше, данный метод имеет ряд преимуществ. Семейные групповые конференции – это новая модель принятия решений, где ключевая роль принадлежит семье, а понятие «семья» рассматривается нетрадиционно. Могут возникнуть разные мнения о том, кто входит в состав семьи, поэтому сторонникам данной модели будет необходимо сконцентрировать внимание на формулировке этого понятия, учитывая общее мнение. Метод решения проблемы, основанный на ресурсах семьи, требует расширенного толкования слова «семья». В обществе, в котором отношения с дальними родственниками не поддерживаются или являются очень непрочными, поддержка значимых друзей расширит возможность привлечения сил и средств для решения семейной проблемы. Иногда причиной, препятствующей проведению конференции и применению семейно-ориентированного метода, могут быть аргументы о нормах права, охраняющие неприкосновенность личной жизни семьи. Интересно, что об этом аргументе думают больше специалисты, чем семья, хотя та зависимость, которая существует между семьями и помогающими им специалистами, допускает то, что этот важный вопрос может быть вынесен на обсуждение и семьей. Если семья не хочет, чтобы кто-то знал об их проблемах, то нужно быть готовым помочь этой семье посмотреть на ситуацию с другой стороны. Можно напомнить, насколько часто они вовлекают дальних родственников в события, происходящие в их жизни (на свадьбы, крестины, похороны и многое другое), а потом спросить, почему же дальние родственники будут менее полезны в данном случае.

То есть происходит ориентация на мобилизацию внутренних ресурсов семьи. Интересно, что из планов, выработанных во время проведения конференций в Мурманске, ни один не был оценен специалистами отрицательно. Участники семейных встреч советовали своим знакомым провести семейную групповую конференцию. Как в Мурманске, так и в других городах, на ранних этапах применения семейных групповых конференций на практике рассказ «историй» о достижениях оказывает мощный эффект даже до того, как результаты оценки будут доступны. Специалисты, привлекаемые к участию в семейных групповых конференциях, могут успокоить своих коллег, которые сомневаются или боятся процесса. Таким же образом и члены семьи могут поговорить с другими семьями, которые беспокоятся о том, что им предложили. Такой эффект стоит по возможности использовать в практической работе.

Своеобразным девизом метода стал «Лучше предотвратить, чем лечить», что еще раз подчеркивает необходимость проведения профилактической работы с семьями. Часто специалисты работают с последствиями и меры, принятые по устранению этих последствий, имеют краткосрочный эффект. Используя индивидуальный дифференцированный подход, разговаривая с каждым членом семьи на равных, обсуждая их трудности, независимые ведущие семейных групповых конференций способствуют тому, что семья смотрит на свои проблемы со стороны, тем самым определяя основополагающую проблему. Выстраивается взаимопонимание и конструктивное взаимодействие специалистов, родственников и детей, в результате которого семья самостоятельно находит решение на свои проблемы, а специалисты снимают с себя ответственность за предоставление готовых решений семье.

Опасения могут вызвать семьи с особыми культурными барьерами, ведь каждый независимый ведущий должен подходить семье. В стратегии урегулирования таких ситуаций могут входить набор и обучение «сессионных» независимых ведущих; с ними можно налаживать контакт по работе с семьями, с которыми они разделяют одинаковые культуры. Или же, если независимый ведущий не подходит семье по культурным соображениям, то из членов семьи, принадлежащих той или иной культуре, можно выбрать человека, который может выполнять функции ведущего на конференции при поддержке обученного независимого ведущего.

В Мурманске на первых этапах внедрения проекта среди обученных независимых ведущих были представители Армянской и Дагестанской общин, которые могут проводить конференции среди людей своей культуры. На практике проводились встречи семьи с представителями разных культур, в том числе в русско-скандинавских семьях.

Метод «семейные групповые конференции» расширяет не только возможности семьи, но и специалистов. Специалисты, которые идут в ногу со временем и стремятся улучшить качество своей работы, обогатить знания и расширить профессиональный опыт, выражают потребность и желание в обучении. По утверждению авторов ТРИЗ (рожденной в России Теории Решения Изобретательских Задач), из 10 слушателей получается один преподаватель, из 10 преподавателей – один разработчик. Благодаря таким «разработчикам» или мотивированным специалистам, традиционные и привычные практики обогащаются инновационными методами работы. Новые методы работы – это не конкуренты «старым», а их помощники. На начальных этапах работы можно одновременно использовать несколько методов для получения наиболее успешного результата или браться за «легкие» случаи с целью закрепления уверенности в своих силах в отношении нового метода.

Во время проведения обучающих семинаров Представительство стремится не только повысить качество знаний, умений и навыков, но и создать сеть единомышленников через вовлечение специалистов из разных ведомств. На практике можно столкнуться с тем, что такие ведомства, как образование, социальная защита, здравоохранение, решают вопросы семьи по-своему. Благодаря объединению представителей таких ведомств в одну группу по изучению метода «семейные групповые конференции», происходит их сплочение.

Несмотря на положительные результаты, сторонники проведения семейных групповых конференций столкнулись с тем, что на пути успешного применения данного метода возникают некоторые препятствия.

Так как семейные групповые конференции – это иностранный метод, может появиться скептицизм к его адаптации в российских условиях.

В связи с самостоятельным принятием решений семьей у служб помощи семье могут возникнуть опасения по поводу безопасности ребенка, так как они утрачивают контроль и власть. Достижения традиционной системы охраны детства иногда бывают далеко не вдохновляющими, но сторонники любой новой парадигмы в практике сталкиваются с тем, что традиционные подходы, часто сопровождаемые процедурами, в которых преобладает процесс принятия решений специалистами, яростно защищаются. Новые подходы проверяются на прочность, прежде чем они получат всеобщее одобрение. Семейно-ориентированный подход к принятию решений в системе социальной защиты должен быть также хорош, как и профессиональный, чтобы была возможность выбирать лучший.

Другая сложность заключается в решении предоставить личное время семье на самостоятельное принятие решения. Это требует веру в силы и возможности семьи и их ближайшего окружения. Такое доверие и вера даются не так просто специалисту и его учреждению, особенно в ситуациях, когда ребенок оказывается под угрозой. То же самое касается этапа принятия плана семьи с ее решениями. Эти причины сопротивления понятны, и они имеют дело с фундаментальными изменениями, которые будут привнесены благодаря новым отношениям между семьей и социальными службами.

Могут возникнуть трудности в привлечении специалистов к участию. Опыт других городов, и опыт Мурманска в том числе, подтверждает это. Пока специалисты думают, что будет сложно собрать семью на такую встречу, у независимых ведущих конференции возникают гораздо большие сложности по привлечению специалистов, чем семьи, к участию в конференции. Обычно у специалистов учреждений высокая занятость, им не хватает времени. Несмотря на то, что они поддерживают практику, основанную на ресурсах и силах семьи, семейные групповые конференции могут быть тяжелой ношей для них. В дополнение ко всему тому, чем они занимаются, им также придется найти семью и заявителя для подготовки встречи независимым ведущим. Для них гораздо важнее то, что они должны сделать в рамках прописанных должностных обязанностей, чем то, что они могут сделать.

В связи с этим Представительство проводит семинары как для специалистов регионального, муниципального уровня и руко

Наши рекомендации