Процесс обращения за проведением семейной групповой конференции
Любая семья в любой момент может принять решение о проведении семейной групповой конференции, и многие семьи действительно принимают такое решение. В обычных условиях большинство людей в состоянии наладить конструктивный диалог, а в стрессовой ситуации очень часто требуется взгляд со стороны и поддержка для налаживания диалога. Именно поэтому данный метод очень привлекает семьи во многих странах. Всякий раз, когда встает вопрос о благополучии ребенка, и вовлекаются специалисты из учреждений, обсуждается с семьей природа проблемы, а также предлагается провести семейную групповую конференцию.
Близкие семье люди, которым дорога эта семья и их ребенок, могут обратиться за проведением семейной групповой конференции, то есть выступить в роли референта (заявителя). Любой специалист, к которому обратились члены семьи или другие референты, может предложить семье провести семейную групповую конференцию. Если семья дает согласие на проведение семейного совета, то референт и человек, ответственный за внедрение метода «семейные групповые конференции» (например, координатор проекта) оценивают ситуацию семьи. Когда ситуация семьи отвечает критериям семейной групповой конференции, формулируется ключевой вопрос для предстоящего семейного совета и приглашается независимый ведущий для проведения конференции. Независимый ведущий – это человек, который говорит на одном языке с семьей, он знакомится с ее культурой, прошлым, с жизненной ситуацией. Ведущий - это нейтральный и подготовленный специалист. Это творческий, толерантный, легко приспособляемый человек с организаторскими навыками, который умеет слушать и верит в потенциал и силы семьи. Ведущими могут быть учителя, актеры, переводчики и многие другие люди разных профессий, которые имеют профессиональное образование, обладают коммуникативными навыками и жизненным опытом.
Одной из самых важных задач для независимого ведущего при подготовке семейной групповой конференции является обеспечение того, что каждый, имеющий отношение к ребенку или семье, присутствует на конференции. В то же самое время ведущий не должен брать на себя ответственность за участие приглашенных во встрече и то, что они разработают план (участие и разработка плана – это ответственность семьи). Иногда у независимого ведущего возникнуть желание уговорить ближайшее окружение на участие в семейном совете, но он должен четко помнить о своей нейтральности и о добровольности участия приглашенных в процессе подготовки и проведения конференции.
Рис.1. Этапы работы с семьей по методу «семейная групповая конференция» (СГК).
Как видно из представленной схемы, в процессе подготовки и проведения семейной групповой конференции референт, координатор проекта и независимый ведущий выполняют каждый свою роль.
Для референтаважно:
- иметь ясное представление о ситуации и определить причину семейного совета (ключевой вопрос);
- проверить соответствие ситуации семьи критериям применения метода «семейные групповые конференции»;
- поговорить с семьей о возможности проведения семейных групповых конференций;
- после получения согласия от семьи, связаться с координатором проекта.
Координатору проектанеобходимо:
- определить, применим ли метод «семейные групповые конференции» в данной ситуации;
- определить ожидания и тревоги референта;
- проверить, знает ли референт о своих задачах и ответственности в процессе подготовки и проведения семейной групповой конференции;
- ясно сформулировать ключевой вопрос встречи вместе с референтом;
- связаться с подходящим для данной ситуации независимым ведущим;
- предоставить комплект материалов (брошюры, анкеты, регистрационные формы);
- предложить консультацию независимому ведущему относительно ситуации;
- оказывать помощь референту и независимому ведущему на всех этапах работы.
Независимый ведущий:
- убеждается в сотрудничестве с координатором и референтом, что центральный вопрос поставлен ясно;
- отвечает за планирование и управление процессом семейные групповые конференции;
- приглашает необходимых членов семьи и специалистов по вопросу семьи;
- подготавливает ребенка, членов семьи и специалистов к подходящей встрече;
- может исключить некоторых участников встречи;
- планирует ход семейной групповой конференции в соответствии со спецификой ситуации семьи;
- подготавливает помещение и занимается организационными вопросами;
- проводит семейную групповую конференцию и гарантирует, что семья получит необходимую информацию об услугах от специалистов, что у членов семьи будет возможность самостоятельно разработать план на этапе «Личное время семьи»;
- записывает план семьи и раздает его всем участникам;
- собирает анкеты у участников для проведения анализа процесса;
- связывается с семьей после определенного периода, чтобы проверить выполнение плана;
- соблюдает принципы и ценности, лежащие в основе метода[11].
Все участники должны уметь четко дифференцировать свои обязанности и задачи на каждом этапе работы, а также знать о ролях и обязанностях других участников процесса.
Референт и его роль в подготовке семейной групповой конференции
Референт (заявитель) – это человек, предлагающий семье принять участие в семейной групповой конференции. Это может быть кто-то из членов семьи (ребенок, родители, бабушки или дедушки, другие родственники), а также третье лицо – учитель, социальный педагог, психолог, специалист комиссии по делам несовершеннолетних, врач или сосед.
Референт обращается с просьбой о проведении конференции только в том случае, если есть причина для проведения семейной групповой конференции и если семья дает на нее согласие.
До момента обращения референт проводит подготовительную работу, чтобы убедиться, что трудная жизненная ситуация семьи может быть разрешена с помощью метода «семейные групповые конференции» и соответствует критериям метода для принятия ситуации семьи в работу. Основными критериями являются:
- наличие трудной жизненной ситуации, ее необходимо разрешить или принять решение в отношении ребенка,
- семья согласна на проведение семейной групповой конференции и знает, что участие – это добровольный процесс,
- у семьи есть ближайшее окружение, которое готово поддержать ее; участники мотивированы, положительно настроены и хотят разрешить возникшие трудности.
Определены также критерии, когда семейная ситуация не принимается референтом на семейную групповую конференцию. Основными из них являются:
- отсутствие ближайшего окружения (количество предполагаемых участников от семьи – 1 или 2 человека);
- отсутствие мотивации – семья не видит необходимости в организации и проведении семейной групповой конференции;
- высокий уровень враждебности и агрессивности по отношению друг другу среди членов семьи;
- члены семьи или родители хронически зависимы от алкоголя или наркотиков;
- члены семьи или родители недееспособны в силу психического заболевания;
- проблема семьи чересчур личная, чтобы выносить ее на обсуждение даже с дальними родственниками;
- семьи, в которых есть доминантные члены семьи, которые могут манипулировать другими участниками;
- наличие выработанного решения специалистами, работающими с семьей; маловероятно, что самостоятельно принятое семьей решение будет одобрено специалистами в случае проведения семейной групповой конференции; специалисты предпочитают традиционные методы работы с семьей инновационным;
- предубежденность специалистов, которые не видят в семье потенциала;
- несогласие семьи с причиной для встречи (с ключевым вопросом);
- ситуация, когда возраст ребенка приближается к совершеннолетию, и он не хочет проводить такую встречу. К такому мнению необходимо отнестись с уважением. Если ребенок младше, то обстоятельства в семье и ключевой вопрос определяют необходимость проведения встречи (даже без присутствия ребенка);
- категорические возражения биологических родителей (или замещающей семьи) против проведения семейной групповой конференции. Однако если родители лишены родительских прав или ребенок временно проживает вне биологической семьи, то ближайшее окружение может быть собрано независимым ведущим по заявке референта, чтобы определить место проживания ребенка среди родственников (по возможности);
- а также в ситуациях жестокого насилия, в случаях угрозы безопасности ребенку или другим членам семьи после проведения семейной групповой конференции, когда ребенок категорически отказывается от участия, а без него невозможно провести встречу[12];
- ситуация требует немедленного вмешательства, а ее разрешение – жизненно важным;
- ограниченные временные рамки по подготовки семейного совета, то есть недостаток времени для подготовки.
Представленные примеры не ограничиваются данным списком ситуаций, их может быть больше. Важно отметить, что каждый конкретный случай должен тщательно рассматриваться на этапе обращения. Если появляются сомнения, то их целесообразно и необходимо обсуждать на трехсторонней встрече с участием референта, независимого ведущего и координатора проекта, чтобы исключить потенциальные риски в случае проведения семейной групповой конференции.
Если ситуация семьи отвечает основным критериям применения метода, то референт встречается с родителями ребенка, рассказывает семье об особенностях метода «семейные групповые конференции», проговаривает с семьей возможности метода и предлагает применить его, подчеркивая необходимость принятия решения относительно ребенка. Если ребенок проживает с одним из родителей, референт проводит беседу с каждым из них по отдельности, или договаривается о совместной встрече, чтобы заручиться их поддержкой.
Не все родители сразу соглашаются на проведение семейного совета. Референт действует последовательно и ненастойчиво, объясняет целесообразность действий в отношении ребенка. Есть несколько приемов, как он может «погрузить» родителей в ситуацию. Например:
- Спросить, если бы этот ребенок был племянником (племянницей), захотели бы они помочь.
- Обсудить понятие семьи, так как многие люди не включают в семью дальних родственников, крестных, друзей. А метод «семейные групповые конференции» рассматривает понятие «семья» в широком смысле этого слова, то есть шире, чем биологические связи.
- Обычно страхи родителей связаны с опасностью, что другие члены семьи разозлятся на них, узнав о трудной жизненной ситуации и о том, что она зашла так далеко. Важно рассеять такие сомнения и показать значимость ближайшего окружения.
- Обсудить идею взаимопомощи в семье, подумать, кто сможет поддержать (определить ресурсы семьи и ближайшего окружения).
- Подчеркнуть важность привлечения родственников в интересах ребенка.
- Быть терпеливым, если родителям нужно время на обдумывание.
- Если кто-то из родственников показал интерес к проведению семейного совета и у этого человека хорошие отношения с родителями ребенка, стоит привлечь его к разговору с родителями.
В какой-то степени, именно референт определяет рамки предстоящей семейной групповой конференции, именно он получает или не получает согласие от родителей на проведение семейной групповой конференции, и лишь впоследствии собирает трехстороннюю встречу, после которой независимый ведущий подготовит семейный совет и будет ответственен за его проведение.
Трехсторонняя встреча имеет свои положительные стороны. Ключевой вопрос формулируется референтом, координатор проекта должен убедиться в том, что вопрос поставлен в соответствии с критериями. Референт поясняет ключевой вопрос независимому ведущему, последний определяет, есть ли у него возможность заниматься подготовкой и проведением встречи семьи: имеется ли для этого время, нет ли каких-либо неблагоприятных факторов (например, семья – это его знакомые или проживающие рядом люди и т. д.). После этого референт и независимый ведущий договариваются о способе взаимодействия в процессе подготовке конференции.
Очень важно, чтобы ключевой (центральный) вопрос для семейной групповой конференции был выделен четко, с учетом критериев для постановки ключевого вопроса. Такими критериями являются:
- конкретность – вопрос отражает тематику встречи;
- доступность – формулируются простым, ясным для всех участников языком (например, «Как ребенок может наладить контакт со сверстниками» вместо «Адаптация ребенка в социуме»;
- открытость – открытый вопрос, предполагающий развернутый ответ;
- прозрачность – вопрос не должен быть наводящим, то есть не должен содержать в себе возможные решения, ответ или скрытый план. Например: «Что нужно сделать, чтобы дети не пропускали школу?» вместо: «Кто будет отводить детей в школу?» В последнем вопросе есть элемент скрытого плана.
Обычно центральные вопросы формулируются референтом вместе с семьей и корректируются на подготовительном этапе работы, они не должны быть неожиданностью для участников. В первую очередь постановка ключевого вопроса важна для референта, так как именно он будет принимать план на последнем этапе семейной групповой конференции. Составление плана – это задача участников семейной групповой конференции.
На каждую конференцию выносится один или несколько ключевых вопросов, которые будут центром внимания. Если у участников возникнет искушение обсудить какие-либо другие темы, то центральные вопросы всегда помогут им вернуться к основной теме встречи. Как показывает практика, для наглядности все вопросы стоит записать на ватман.
Рассмотрим примеры вопросов:
- Как остановить насилие в семье? / Что нужно сделать, чтобы Ирина перестала употреблять наркотики? / Где детям будет безопаснее жить? / Каким образом нужно организовать учебную деятельность Пети, чтобы повысить его успеваемость в школе?
- Кто занимается чем и когда?
- Кто соберется вместе в случае невыполнения плана и необходимости внести изменения?
Второй и третий вопросы остаются неизменными. Второй вопрос выявляет активных участников, а третий вопрос является стимулирующим на случай трудностей и возлагает ответственность за реализацию плана на семью[13].
Процесс обращения за проведением семейной групповой конференции влияет на качество предстоящей встречи. Референт, координатор проекта и независимый ведущий делают все о них зависящее для прояснения центрального вопроса, цели и ожиданий от семейной групповой конференции. Сотрудничество всех сторон крайне необходимо, также как и четкое разграничение ролей и ответственности каждого. Неразрешенные вопросы могут отрицательно сказаться на результате встречи семьи.