Культурно-историческая школа. Пыпин , Тэн.
Академические школы в русском литературоведение
Мифологическая школа.
Афанасьев. "Древо жизни ""живая вода и вещи слово", Тейлор "первобытная культура "
Первая. Гримм. Мифологическая форма первобытного мышления, явлений природы. Форма бессознательного творения духа (отражение мира) в виде слов, образов. Первый акт мифотворчества, объясняет немного. Эта концепция аристократичная, видели мифы в зарождение, а как прорастал не касались.
Второе. Бенфей. Влияния одних литературных памятниках от других. «Панчо тантра» книга, он обратил внимание что есть бродячие сюжеты. Вот сюжеты западные и восточные, и они похожи. Назвал теорию миграционная.
Третье. Тейлор, соединил эти два направления. Сходство двух повествований само по себе ещё не доказательство исторического сходства. Оно могло завязаться за историей. Теория самозарождения, антропологическая теория.
Русская мифология– мы шли своим путём. Началось с сороковых годов формироваться художественная школа, натуральная школа. Дебаты о проблеме народности. Назначение служить идеалом. Национальная мысль в этой проблеме – исследовать истоки национальной самобытности. Изучают устное народное творчество, поэтика творчество самого народа -это база для мифологической школы. Были собраны памятники народного творчества, собрать их сложно поэтому есть несколько вариантов. С 55-го – 56-го годов работа мифологической школы сбор "русских народных сказок "Афанасьева.
Афанасьев. Издает устное народное творчество "Сказки ", ему все отправляют сказки. Афанасьев выпустил легенды о Христе, о Илье Пророке. Русские народные легенды были запрещены. Исследовал русскую журналистику. Задача публиковать произведения русской литературы не прошедшие цензуру.
Все годы работал на трёхтомником , весь состав русского фольклора.
Важно: возникновения мифов связано с языком. Переходы 1.образов и развития форм языка 2.упадок и расчленения этих форм отсюда образования Корней, Корнесловие. Например, листодер – осенний дождь. Эти корни, которыми человек называл явление природы.
Метафорические выражения- база к мифическим сказаниям.
В основе наблюдений теория Куна и Шварца, обожествление стихий, грома, молнии, туч.
Достоинства Мифологическая школа: собрала, структурировала ,проанализировала, ввела в научный обиход устное народное творчество. Записала и опубликовала. Но не прочертила грань между литературы и устным народным творчеством.
Культурно-историческая школа. Пыпин , Тэн.
Тэн "Философия искусства "Москва 1933 г., Пыпин "Общественное движение в России при Александре первом ".
Тэн француз. Предпосылки на западе: успехи науки, искусства. Брошен диалектический взгляд на мир. Добивался точности: берет Дарвина. Понимание жизни, как развития народа. Пример: раковина - нет обитателя, но можно изучать животное по раковине – также по старинным рукописям. Снимок с окружающих нравов – по литературным памятником. Можно узнать, как думали люди несколько лет назад.
В России: в течение всего 19-го века единственное выражение общественных идей – литература. Была идея народоведческой, но не литературоведческой. Культура жизни исследовалась на базе литературы.
Пыпин "Русская этнография" , общественное самосознание – предмет исследований. Открывает: 1. отношения русской литературы и жизни народа 2.области новых исследований– Открывает древнерусскую литературу. Апокриф – не канонизированная церквью писания. 3.высказывался по насущным проблемам русской культуры о масонство, о Петре Чаадаева, а декабризме. 4.понимание литературы второго ряда писателей 5. сильное влияние Чернышевского 6. искоренение остатков крепостничества.
Культурно историческая школа – первостепенная роль исторического принципа анализа литературных явлений. Развитие литературы и общества – связь. Принцип системности идетерминизма. Объект – естественно исторические события. Недостатки: Школа сосредотачивалась на отражение общественной мысли, утрачивалось очертания предмета литература.
Психологическая школа
Представители: зарубежное крыло – Вильгельм Вундт (учение о творческом процессе, в котором главная роль отводилась психическому состоянию художника, психология писателя, психология персонажа), Эмиль Гэнекен (интерпретация только художественного текста, исследование эстетических эмоций), Поль Лако (интерпретация произведения через изучение личности художника)
Русское крыло –Потебня (порядок в окружающий мир вносит мысль человека, что художественное творчество есть отражение внутреннего мира писателя)
Слово – генератор мысли, не фиксация, а именно средство создания мысли.
Вывел теорию внутренней формы слова.
Внешняя форма слова – звуковая оболочка.
Кроме внешней звуковой формы, слова несут образ.
Внутренняя форма слова – есть источник образности языка (сущность вн.ф.сл. – ОБРАЗНОСТЬ)
Функции внутренней формы: 1. Источник новых слов, 2. Источник образности языка 3. Утрата ВФ переводит слово в научный язык 4. Элемент худ. произведения
Разграничивает поэтически язык (язык образный, язык всех родов и жанров литературы) и прозаический язык (язык деловых бумаг, научного обихода).
Свойство образа – иносказательность. Понимание сущности слова.
Формы образности – ТРОП – скачок образа к значению
Формула поэтического языкаХ(собственное значение слова) - а (внутренняя форма слова) – А (материальная звуковая оболочка)
Формула делового языка Х – А (лошадь)
Формула мифического слова x-a, горячее сердце
Слово – микромодель художественного произведения. Строение произведения = строению слова.
Метод Потебни – индуктивный.
Языка – живой организм, которому присущи изменения.
Формальная школа
Представители: Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов.
Преобладание формы над содержанием. Никакого содержания, только сцепление приемов. Искусство как сумма приемов художника.
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка.
Язык – живой организм, которому присущи изменения.
«Новая форма существует не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму». Шкловский
Основной материал – слово – как средство коммуникации.
Связан с футуризмом и авангардом.
Ключевые понятия:
Автоматизация – потеря поэтичности (когда слово уже не способно привлечь к себе внимание)
Ощутимость построения – слово обращает на себя внимание своим построением, необычностью внешней формы).
Установка на выражение – исключает смысл, который несет слово.
Заумный язык – предельная степень установки на выражение.
Разграничили фабулу и сюжет.
Фабула – последовательность событий, действий в их причинно-следственных взаимосвязях и реально временной последовательности.
Сюжет – совокупность приемов преобразования элементов фабулы в конструкцию художественного произведения (сочетание мотивов, изложение истории с отступлениями – пейзаж, портрет, введение других элементов). Осознание и осмысление фабулы, художественно оформленная рефлексия фабулы.
Фабула – материал (события, действия, ситуации и их причинно-следственные связи в реальной временной последовательности), сырье; сюжет – конструкция из этого сырья.
Фабула выводится за грань художественной конструкции.
Уровни понимания сюжета: задумываемся над действительностью-события отобранные автором –худ. оболочка – фабула – сюжет произведения.
Разграничение реального времени и художественного
Открытие в стихотворном искусстве – ритмика, строфика.
Метод формализма – дедуктивный (моделирование гипотезы и применение модели к фактам).
У Потебни взяли учение о внутренней форме слова, противопоставление поэтического и прозаического языка.
Шкловский: литература развивается не путем преемственности (от отца к сыну), а боковыми ходами (от дяди к племяннику)
Тынянов: необходимо помнить не только о генералах лит-ры, но и писателях 2, 3 ряда, без этого ничего нельзя понять. Тынянов: литература прерывно эволюционирующий ряд.
Академические школы в русском литературоведение
Мифологическая школа.
Афанасьев. "Древо жизни ""живая вода и вещи слово", Тейлор "первобытная культура "
Первая. Гримм. Мифологическая форма первобытного мышления, явлений природы. Форма бессознательного творения духа (отражение мира) в виде слов, образов. Первый акт мифотворчества, объясняет немного. Эта концепция аристократичная, видели мифы в зарождение, а как прорастал не касались.
Второе. Бенфей. Влияния одних литературных памятниках от других. «Панчо тантра» книга, он обратил внимание что есть бродячие сюжеты. Вот сюжеты западные и восточные, и они похожи. Назвал теорию миграционная.
Третье. Тейлор, соединил эти два направления. Сходство двух повествований само по себе ещё не доказательство исторического сходства. Оно могло завязаться за историей. Теория самозарождения, антропологическая теория.
Русская мифология– мы шли своим путём. Началось с сороковых годов формироваться художественная школа, натуральная школа. Дебаты о проблеме народности. Назначение служить идеалом. Национальная мысль в этой проблеме – исследовать истоки национальной самобытности. Изучают устное народное творчество, поэтика творчество самого народа -это база для мифологической школы. Были собраны памятники народного творчества, собрать их сложно поэтому есть несколько вариантов. С 55-го – 56-го годов работа мифологической школы сбор "русских народных сказок "Афанасьева.
Афанасьев. Издает устное народное творчество "Сказки ", ему все отправляют сказки. Афанасьев выпустил легенды о Христе, о Илье Пророке. Русские народные легенды были запрещены. Исследовал русскую журналистику. Задача публиковать произведения русской литературы не прошедшие цензуру.
Все годы работал на трёхтомником , весь состав русского фольклора.
Важно: возникновения мифов связано с языком. Переходы 1.образов и развития форм языка 2.упадок и расчленения этих форм отсюда образования Корней, Корнесловие. Например, листодер – осенний дождь. Эти корни, которыми человек называл явление природы.
Метафорические выражения- база к мифическим сказаниям.
В основе наблюдений теория Куна и Шварца, обожествление стихий, грома, молнии, туч.
Достоинства Мифологическая школа: собрала, структурировала ,проанализировала, ввела в научный обиход устное народное творчество. Записала и опубликовала. Но не прочертила грань между литературы и устным народным творчеством.
Культурно-историческая школа. Пыпин , Тэн.
Тэн "Философия искусства "Москва 1933 г., Пыпин "Общественное движение в России при Александре первом ".
Тэн француз. Предпосылки на западе: успехи науки, искусства. Брошен диалектический взгляд на мир. Добивался точности: берет Дарвина. Понимание жизни, как развития народа. Пример: раковина - нет обитателя, но можно изучать животное по раковине – также по старинным рукописям. Снимок с окружающих нравов – по литературным памятником. Можно узнать, как думали люди несколько лет назад.
В России: в течение всего 19-го века единственное выражение общественных идей – литература. Была идея народоведческой, но не литературоведческой. Культура жизни исследовалась на базе литературы.
Пыпин "Русская этнография" , общественное самосознание – предмет исследований. Открывает: 1. отношения русской литературы и жизни народа 2.области новых исследований– Открывает древнерусскую литературу. Апокриф – не канонизированная церквью писания. 3.высказывался по насущным проблемам русской культуры о масонство, о Петре Чаадаева, а декабризме. 4.понимание литературы второго ряда писателей 5. сильное влияние Чернышевского 6. искоренение остатков крепостничества.
Культурно историческая школа – первостепенная роль исторического принципа анализа литературных явлений. Развитие литературы и общества – связь. Принцип системности идетерминизма. Объект – естественно исторические события. Недостатки: Школа сосредотачивалась на отражение общественной мысли, утрачивалось очертания предмета литература.