Тема 9. Организация индивидуального социального опыта в школьном классе

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Индивидуальный социальный опыт— это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации. Это определение позволяет ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем.

Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся тра­диции, режим жизнедеятельности, нормы этикета.

Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и бла­гоустроенность классного помещения.

Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во вре­мени определенных событий и занятий в классе, их продолжи­тельность, разумность нагрузки учащихся, чередование различ­ных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиениче­ских требований в соответствии с принципом природосообразности.

При планировании жизнедеятельности класса необходимо учи­тывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, при­держиваясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. По­мимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость.

Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некото­рые коммуникативные связки внутри школьного класса.

«Классный руководитель — класс».

«Лидеры — класс».

«Классный руководитель — класс».

«Мальчики—девочки».

Рассмотренными коммуникативными связками, конечно, не исчерпывается пространство общения класса. Во-первых, мы ог­раничивались только внутренними коммуникациями, не затро­нув сферы внешнего общения: «класс —класс», «класс —школа», «класс —социум», «класс —родители» и «класс—учителя». Во-вторых, следует подумать и над спецификой общения в та­ких внутренних связках класса, как «предпочитаемые — пренебрегаемые», «отличники — неуспевающие», «новички — старич­ки».

Создание и освоение быта класса, развитие его коммуника­тивного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь — самих воспитанников. Их взаи­модействие разворачивается в процессе жизнедеятельности клас­са, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-прак­тическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реа­лизации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимо­действии.

Взаимодействие в классе— это организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно приме­няют и в повседневной жизни.

Сделаем выводы:

- обучение взаимодействию школьников — один из важней­ших аспектов социального воспитания: недостаток коммуника­тивных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта;

- обучение взаимодействию в классе может быть или включен­ным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга;

- организованное общение — один из самых эффективных спо­собов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального при­способления, и для позитивного обособления школьников в классе.

Наши рекомендации