Организация развивающей предметно-пространственной

Среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающей среды построена на следующих принципах:

1) насыщенность;

2) трансформируемость;

3) полифункциональность;

4) вариативной;

5) доступность;

6) безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

Ø игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Ø двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Ø эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Ø возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

  Предметно-развивающая среда в группе  
Сектор Основное предназначение Оснащение
Сектор игр спортивной тематики ØРасширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности Ø Атрибуты к подвижным и спортивным играм  
Сектор природы ØРасширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности   Ø Календарь природы Ø Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями Ø Сезонный материал Ø Литература природоведческого содержания, набор картинок, Ø Обучающие и дидактические игры по экологии Ø Инвентарь для трудовой деятельности
Сектор развивающих игр ØРасширение познавательного сенсорного опыта детей Ø Дидактический материал по сенсорному воспитанию Ø Дидактические игры Ø Настольно-печатные игры Ø Познавательный материал
Сектор игр строительной тематики ØПроживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Ø Напольный строительный материал; Ø Настольный строительный материал Ø Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями) Ø Транспортные игрушки  
Сектор сюжетно-ролевой игры ØРеализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Ø Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье») Ø Предметы - заместители
Сектор безопасности ØРасширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности Ø Макеты перекрестков, районов города, Ø Дорожные знаки  
Книжный сектор ØФормирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Ø Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Ø Наличие художественной литературы
Сектор театрализованных игр ØРазвитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях Ø Элементы костюмов  

3.3.Планирование образовательной деятельности

Учебный план

Наши рекомендации