Организация развивающей предметно-пространственной
Среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающей среды построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативной;
5) доступность;
6) безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
Ø игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
Ø двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Ø эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
Ø возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Предметно-развивающая среда в группе | ||
Сектор | Основное предназначение | Оснащение |
Сектор игр спортивной тематики | ØРасширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Ø Атрибуты к подвижным и спортивным играм |
Сектор природы | ØРасширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Ø Календарь природы Ø Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями Ø Сезонный материал Ø Литература природоведческого содержания, набор картинок, Ø Обучающие и дидактические игры по экологии Ø Инвентарь для трудовой деятельности |
Сектор развивающих игр | ØРасширение познавательного сенсорного опыта детей | Ø Дидактический материал по сенсорному воспитанию Ø Дидактические игры Ø Настольно-печатные игры Ø Познавательный материал |
Сектор игр строительной тематики | ØПроживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Ø Напольный строительный материал; Ø Настольный строительный материал Ø Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями) Ø Транспортные игрушки |
Сектор сюжетно-ролевой игры | ØРеализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. | Ø Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье») Ø Предметы - заместители |
Сектор безопасности | ØРасширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Ø Макеты перекрестков, районов города, Ø Дорожные знаки |
Книжный сектор | ØФормирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Ø Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Ø Наличие художественной литературы |
Сектор театрализованных игр | ØРазвитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Ø Элементы костюмов |
3.3.Планирование образовательной деятельности
Учебный план