Понятие и виды управленческих стратегий
Мало наметить ту или иную цель, нужно еще определить, как эту цель достичь, т.е. разработать стратегию. Великий мыслитель древности Аристотель заметил: «Благо всегда и везде зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности, 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели». Последнее сегодня называется стратегией.
Слово стратегия в переводе с греческого означает искусство полководца. В управленческий язык оно пришло из военной среды.
Стратегия - это общая концепция того, как реализуется миссия и главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на организацию, определяет направления формирования и развития ее потенциала, конкретных преимуществ. По достижении соответствующих целей необходимость в данной стратегии отпадает.
Стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочной стратегией). Тактика — это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на среднем и низовом уровнях управления в сложившихся на данный момент конкретных условиях.
Стратегия включает несколько элементов.
Прежде всего к ним относится уже известная нам система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели.
Другой элемент стратегии — приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между отдельными подразделениями.
Ресурсы распределяются по-разному. Их можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем. Ресурсы можно выделять пропорционально потребностям, а в идеале — в полном соответствии с ними (если фирма богатая), предоставлять всем поровну (когда стоит вопрос о том, чтобы всем удержаться на плаву).
Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления конкретных управленческих действий, например оценки работы, регламентации внутренних отношений, выполнения различных операций. Так как разработка правил на все случаи жизни невозможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий. Поэтому число правил обычно бывает ограниченным.
Набор правил, выполняемых в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещение врача.
Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, поскольку они дают больше определенности и особенно необходимы на низших уровнях иерархии. Правила обеспечивают преемственность поведения, устанавливают его желательные формы, а поэтому снимают необходимость действовать самостоятельно и уменьшают разногласия между людьми.
В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент как внутри организации, так и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в концепцию стратегии не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления деятельности или заставить отказаться от старых; способствовать развитию организации или, наоборот, замедлить его.
Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие (однако если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоже).
При формулировке стратегических задач учитывается возможность с их помощью приблизиться к главной цели организации, если от пути движения к ней пришлось в той или иной степени отступить, решить несколько дополнительных проблем, получить выгоду или избежать ущерба.
Виды стратегий
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них — генеральная, отражающая способы осуществления миссии организации. Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. Основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся, например, стратегия маркетинга, производства, финансовая стратегия.
Факторы, определяющие стратегию:
- В наибольшей степени, как считается, стратегию определяют конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится. Речь идет, например, о высоком качестве продукции и услуг, их соответствии общественным запросам, низких издержках, удобном географическом положении. Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов, а, следовательно, дополнительную прибыль. Но они рано или поздно исчезают под натиском соперников, технических, технологических и иных изменений. Поэтому постоянно существует потребность в поиске и завоевании новых конкурентных преимуществ;
- Важными факторами, определяющими стратегию, являются характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания. Понятно, что стратегия продвижения на рынок молока не может быть такой же, как персональных компьютеров, хотя бы уже потому, что первая ориентирована на сравнительно небольшой регион, а вторая — на весь мир.
- Стратегия определяется и организационными факторами, среди которых выделяются гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления, сглаженность механизмов последнего, степень бюрократизации.
- обеспеченность ресурсами. В немалой степени стратегия зависит от имеющихся у организации материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Чем они больше, тем масштабнее могут быть предпринимательские проекты, реализуемые в соответствии со стратегией.
- Большую роль в формирования стратегии играет творческий потенциал членов организации, их нацеленность на совершенствование деятельности, непрерывные преобразования в соответствии с меняющимися условиями. Например, знающий, опытный и современно мыслящий персонал позволяет осуществлять при прочих равных условиях более новаторскую и смелую стратегию, интегрирующую последние достижения науки и практики.
- На стратегию влияет степень зависимости организации от внешней среды и ранее принятых на себя обязательств. Если она существенна, то у фирмы «связаны руки» и действовать приходится с оглядкой, а поэтому самостоятельную эффективную стратегию вряд ли удастся выработать.
- Стратегию обусловливает также степень рискованности производственно-хозяйственной деятельности. Многие ее виды связаны с возможностью значительного риска (например, освоение новой продукции, вложение средств в долгосрочные проекты). Стратегия должна предусматривать возможности если не устранения, то уменьшения риска до разумных пределов.
- Наконец, существенным фактором, определяющим стратегию организации, считается культура управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, созданию благоприятного внутреннего климата в коллективе.
Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий.
1. Разработка. На этой стадии происходит оценка анализа рыночных возможностей и ресурсов организации, формулировка целей; создаются общая концепция стратегии и (в ее рамках) набор вариантов.
2. Доводка. На стадии доводки эти варианты дорабатываются до нужной кондиции.
3. Стратегический выбор. Наконец, на стадии стратегического выбора происходит анализ и оценка вариантов. В результате лучший из них принимается в качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.
Один из крупнейших западных специалистов в области разработки стратегии, Г. Минцберг, сформулировал три основных, по его мнению, модели ее формирования.
Модели формирования стратегии (по Г. Минцбергу):
1. Плановая - стратегия разрабатывается специалистами-плановиками на основе точного расчета. Чаще всего так создаются варианты стратегий, нацеленные на достижение определенного положения организации, например в области слияний, поглощений.
2. Предпринимательская - стратегия зарождается у руководителя.
3. Обучение на опыте - стратегию разрабатывают методом проб и ошибок с привлечением максимального числа сотрудников.
Типы рыночных стратегий
Условно организационные стратегии фирмы могут быть разделены на две группы:
1. Конкурентные стратегии определяют модель ее поведения на рынке. Ее объектом является выпускаемый товар (услуга). По мнению американского исследователя этих проблем М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегии:
А) лидерство в низких издержках. Такая стратегия встречается чаще всего. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах. Постоянные затраты на отопление, освещение, управление) при увеличении объемов производства до определенного момента остаются неизменными. Следовательно, на единицу продукции они сокращаются. Это позволяет продавать ее дешевле (или при той же цене получать дополнительную прибыль), что ведет к победе в конкурентной борьбе и завоеванию новых рынков. Такая стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является главной, выпускаемая продукция стандартна или однородна, имеется мало возможностей ее разнообразить; покупателями являются в основном крупные фирмы, которые при массовых закупках получают существенные экономические выгоды. Реализация стратегии на практике осложняется инфляцией, которая обесценивает получаемую прибыль, сложностью быстрой переориентации массового производства на новые товары и услуги, привлекательностью данной сферы деятельности для конкурентов и отсутствием серьезных препятствий проникновения в нее;
Б) дифференциация. Суть данной стратегии состоит в том, что фирма концентрирует свои усилия на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности своей продукции. Вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество, ибо дифференциация специфична для каждой отрасли. Она может заключаться в увеличении разнообразия производимых товаров и услуг, их качества, условий производства. Дифференциация обычно связана со значительными затратами и успешна только в том случае, если выручка их покроет. Поэтому предыдущая стратегия на всякий случай полностью не отбрасывается. Стратегия дифференциации уместна, если имеется большое число разнообразных способов ее осуществления; покупатели привязаны к фирме и ее торговой марке и хорошо воспринимают новинки; их вкусы и потребности значительно различаются и не могут быть удовлетворены стандартными товарами и услугами. Это и позволяет установить цену, покрывающую повышенные затраты. Но дифференциация все же не безгранична, ибо покупатель может не оценить должным образом предлагаемое новшество или уникальность последнего окажется мнимой, что усилит позиции конкурентов;
В) фокусирование. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов (части) рынка и достижении там безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности сравнительно легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.
Помимо перечисленных, Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство широкого ассортимента товаров и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Это означает, что к выпуску одних фирма только приступает, что сулит выгоды лишь в перспективе; другие, пользующиеся наибольшим спросом, производятся в массовом порядке и приносят основную прибыль; от изготовления третьих постепенно отказываются, как только это становится убыточным. Такая практика при правильном ее применении обеспечивает стабильные доходы в любой момент времени.
По мнению М. Портера, фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из перечисленных направлений или «застрявшая на полдороге», оказывается чрезвычайно уязвимой в экономическом отношении на перспективу. Обычно она испытывает острую нехватку средств для развития и вынуждена сокращать масштабы деятельности. Это ведет к потере клиентуры, снижению прибыльности работы или к тому и другому одновременно, таким образом, к «падению в пропасть».
2. Стратегии развития. Если конкурентные стратегии фирмы в первую очередь связаны товаром, то стратегии развитии в качестве объекта имеют ее потенциал и конкурентные преимущества. В настоящее время можно говорить о четырех типах осуществления этих стратегий: рост, умеренный рост, сокращение и комбинированная стратегия.
Стратегия роста присуща молодым фирмам независимо от сферы деятельности (они стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции) либо тем, кто находится на острие научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, измеряемые десятками процентов в год. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.
Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности возникает в периоды перестройки организации, когда нужно провести есе санацию, избавиться от всего устаревшего, мешающего дальнейшему продвижению вперед. В рамках такой стратегии происходит ликвидация лишних подразделений, выпускающих не пользующуюся спросом продукцию, и уход из неперспективных рыночных сегментов.
Но чаще всего на практике имеет место комбинированная стратегия, включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальности хозяйственной жизни.
Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида:
- наступательную. Наступательная стратегия чаще всего реализуется через увеличение разнообразия выпускаемых товаров и услуг (диверсификация производства), развитие рынка, активизацию поведения на нем.
Диверсификация производства может быть вертикальной и горизонтальной. Вертикальная предполагает внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, т.е. в предыдущее и последующее звенья большой технологической цепи. Например, мясоперерабатывающее предприятие может обзаводиться собственными животноводческими фермами и торговыми точками. Горизонтальная диверсификация связана с проникновением в смежные отрасли, использующие сходную технологию, сырье и т.д. с целью повышения экономической устойчивости организации. Например, авиастроительное предприятие может выпускать автомобили, используя при этом имеющиеся высокие технологии. Так появился известный во всем мире шведский автомобиль SAAB. Диверсификация осуществляется в форме прямого или портфельного инвестирования, а также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или реконструкции реальных производственных объектов, портфельное — в приобретении пакетов акций соответствующих корпораций. Это позволяет фирме увеличить производственный потенциал и активы, которые она прямо или косвенно контролирует, войти в новую отрасль.
Кооперация сегодня чаще всего происходит в форме технического обучении и помощи в освоении новинок, общих исследований, разработок, производства или сборки продукции на совместных предприятиях.
Интенсификация рынка заключается в его развитии — освоении новых регионов, сбыте продукции, удовлетворяющей более разнообразные потребности, привлечении прежних покупателей конкурентов и проч.
Наступательная стратегия сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе круга производимых товаров и услуг. Это позволяет, преодолев барьер высоких расходов, опередить конкурентов и в течение нескольких лет удерживать лидирующие позиции.
- наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации). Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки деятельности организации. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременной модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг, захвата новых сегментов рынка.
- оборонительную (стратегию выживания). Оборонительная стратегия подчинена задаче выживания фирмы и укрепления ее пошатнувшегося положения. Здесь часто имеет место сокращение масштабов деятельности, тотальная экономия, потеря ряда позиций на рынке без завоевания новых.
Прогнозирование
Человек всегда стремился заглянуть в будущее. Сначала это было праздное любопытство. Но в настоящее время представление о нем становится необходимостью. Без знания будущего (понятно, приблизительного) невозможно принятие обоснованных хозяйственных решений.
Но как его узнать? И здесь на помощь пришли научные методы, совокупность которых получила название прогнозирование.
Прогнозирование начинается с анализа экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в фирме и ее окружении, связей между ними, с оценки сложившейся ситуации и выявления узловых проблем. Для этого используются специальные обследования, результаты прогнозирования, осуществленного в прежние периоды или в других фирмах, вероятностный математический анализ, опросы экспертов.
Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. Речь, в частности, идет о характеристике кадрового, производственного и научно-технического потенциала, возможных и желательных результатах деятельности. Как правило, такое представление существует в нескольких вариантах, которые тщательно сопоставляются и анализируются, с тем чтобы выбрать наиболее достоверный.
Пробел, оставленный прогнозами, заполняют допущения, которые касаются более достоверных событий и явлений.
Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных описаний будущего объекта, его количественных оценок, показателей степени вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности наступления того или иного события.
Методы прогнозирования
На практике применяется несколько методов прогнозирования.
1. Наиболее простой из них — экстраполяция, или проекция в будущее. Ее суть — в автоматическом перенесении существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности, численности работающих. Для этого, например, на основе наблюдений за 5—10 лет строится график развития какого-то процесса до настоящего момента, затем он точно в таком же виде продлевается на следующий период.
Однако такой метод пригоден только для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем меняться не должны. А это сейчас можно встретить не так часто. Кроме того, он требует тщательного изучения ситуации за длительный период, что требует обычно больших затрат.
2. Математическое моделирование процессов. Если в будущем условия деятельности организации ожидаются не очень стабильными, но при этом связи между событиями все же просматриваются, для прогнозирования могут использоваться более сложные методы, в основе которых лежат математические модели. Так, исходя из прибыльности какого-то вложения капитала, перечня факторов, которые могут повлиять на ее уровень, и вероятности, их возникновения, можно спрогнозировать общий объем ожидаемого дохода.
Рассмотренные способы прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему. С его помощью на основе знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее изменения можно нарисовать приблизительную картину будущего.
3. Однако будущее может быть настолько неопределенным (в условиях НТР это считается нормой), что использование генетического подхода на практике часто попросту не имеет смысла. В этом случае применяется метод экспертных оценок. Он основывается на сопоставлении по интересующему вопросу мнений специалистов в соответствующих областях. Это позволяет нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную картину будущего.
Метод экспертных оценок составляет основу нормативного подхода к прогнозированию. Он непосредственно дает видение будущего, которое служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения.
Подробное описание последовательности предполагаемых событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило название сценарий.
Многовариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2—3). Каждый из них, как правило, разрабатывается в трех вариантах: оптимистичном (в надежде на благоприятные условия в будущем), реалистичном (исходящим из нормальных, средних условий), пессимистичном (предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо).
Наличие трех вариантов задает рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, многовариантность создает основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сам сценарий.
6. Планирование: понятие и виды планов
Инструментом реализации стратегии является планирование. Крупный американский специалист в области менеджмента Р. Акофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.
Планирование — это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации.
Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, разработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В подготовке и принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле планированием является составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации в осуществлении принятых решений.
До середины XX столетия в условиях превышения спроса над предложением, стабильности и прогнозируемости внешней ситуации фирмы составляли лишь текущие планы исходя из поступающих заказов. В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать. Но они еще оставались предсказуемыми путем экстраполяции. Это потребовало, наряду с текущими, составлять перспективные планы и целевые программы. В 1960—1970-е гг. общий темп развития еще более ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило появление стратегического планирования, которое исходило не из существующего потенциала фирмы, а из будущих ее возможностей и обосновывало пути их формирования.
С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. Появилась необходимость планирования стратегических задач и принятия гибких экстренных решений, позволяющих оперативно учитывать текущую ситуацию. Впервые этот подход был применен компаниями ИБМ, «Кока-кола», «Дженерал Электрик».
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Существует три основных типа планов.
1) планы-цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Такие цели согласовываются и ранжируются, однако никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий в будущем;
2) планы для повторяющихся действий, предписывают сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях (железнодорожное расписание). Обычно в таких планах предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
3) планы для неповторяющихся действий, составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программ бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч.
По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей и среднесрочные (от года до пяти лет). Они выполняются в виде разного рода программ, бюджетов, сетевых графиков и т.д. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.
Принципы планирования
К планированию сегодня предъявляется ряд требований. Они получили название принципов планирования, т. е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления.
1. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на ранних этапах его составления. Это связано с тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, чем спущенные сверху.
2. Непрерывность. Непрерывность хозяйственной жизни требует того, чтобы планирование было не разовым действием, а постоянным процессом. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых, а также того обстоятельства, что сами они послужат основой составления планов в будущем. Этим обеспечивается их преемственность.
3. Эффективное планирование требует гибкости. Она достигается возможностью пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
4. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют согласования ее планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется по горизонтали, т. е. между подразделениями одного уровня, а интеграция по вертикали — между выше- и нижестоящими.
5. Планирование должно быть экономичным. Это обеспечивается за счет превышения эффекта, приносимого выполнением плана, затрат на его составление.
6. Наконец, планирование должно подкрепляться созданием необходимых условий для выполнения плана.
Процесс планирования в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно состоят первые лица, а также плановый отдел и его структуры на местах.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения, в какой форме будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей и как их деятельность должна обеспечиваться ресурсами. Все это формализуется в проекте плановых показателей, направляемых для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись с ними, вносят свои дополнения, исправления, замечания, которые учитываются при создании окончательного варианта плана.
В зависимости от степени централизации управления фирмой процесс планирования может осуществляться тремя способами. Если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях. В децентрализованных организациях сверху определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
В зависимости от экономических возможностей организации могут использоваться три подхода к составлению планов:
1. Ориентация на ограниченные ресурсы. Планы составляют в первую очередь исходя из того, что ресурсы ограниченны и появления новых в будущем не предвидится, и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой подход используется преимущественно небольшими организациями, главная цель которых — выживание.
2. Ориентация на открывающиеся возможности. Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные планы в зависимости от ситуации корректируют.
3. Оптимизация достигаемых целей. Организации, располагающие значительными ресурсами, оптимизируют планы исходя не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидается прибыльным, средств на него не жалеют.
Виды планов
1. Перспективные планы - планы, составляемые на период до 10 и более лет. Перспективные планы обычно создаются в форме набора целей, целевых комплексных программ, стратегических планов, бизнес-планов и т.д. При этом положения долгосрочных планов, обозначенные там лишь в общих чертах, преимущественно в качественных показателях, развиваются и конкретизируются в среднесрочных (уже в количественных), распределяются по срокам и дополняются системой балансов:
А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Строятся от настоящего к будущему. Основной объект планирования - внутренний потенциал организации. Это имеет место, например, при выборе сфер деятельности организации, направлений ее развития.
Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования — внешние возможности и конкурентные преимущества. Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего научно-технического прогресса и рынков.
В рамках перспективного планирования создаются планы разработки новых продуктов, снижения издержек, внедрения новшеств, слияний и поглощений, совершенствования производства и управления, социального развития.
Сегодня в западных фирмах в рамках стратегического планирования составляют несколько основных видов планов.
2. Текущее планирование — это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
Формы краткосрочных планов:
А) Производственная программа предприятия и подразделений определяет объем выпуска продукции, движение персонала, материально-техническое обеспечение, порядок задействования имеющегося оборудования.
Б) Оперативно-календарный план намечает последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели, маршруты движения обрабатываемых изделий, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т. п.
В) Сменно-суточное задание перечисляет конкретные виды и объем продукции, которая должна быть произведена в данном подразделении в течение дня.