Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией
Цели организации
Миссия организации
Понятие и виды управленческих стратегий
Типы стратегий
Прогнозирование
6. Планирование: понятие и виды планов
Цели организации
Вопрос «для чего?» люди задают себе, пожалуй, чаще других. Во многих случаях, например, относительно цели своего существования, они так и не находят ответа.
Вопрос о цели организации тоже далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Аристотель писал в свое время, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания — это здоровье, у судостроения — судно, у военачальника — победа, у хозяйствования — богатство». С последним, правда сегодня не вполне ясно, и вот почему.
Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, не преследующие цель получения прибыли, например, благотворительные фонды.
Во-вторых, сегодня в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие; эти лица имеют цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.
В-третьих, наконец» сама прибыль сегодня в большей мере зависит не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям, пользуется спросом, удовлетворяет общественные потребности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль. Последняя поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует сегодня все реже.
«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Эти слова крупного японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси выражают основополагающий принцип формулировки цели любой современной фирмы. Но что же такое цель?
Цель - это идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Именно на его достижение ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Причем крупные фирмы имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.
Цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, фиксируются в официальных документах, либо неявно подразумеваются в повседневной деятельности организации, сквозят в ее философии.
Для того чтобы выжить, большинству организаций приходится регулярно обновлять свои цели в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
На формулировку цели влияют:
- характер производственного и кадрового потенциала организации. Понятно, например, что перед обувной фабрикой не может ставиться цель выпускать компьютеры, а перед нотариальной конторой — чинить автомобили. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники — соответствующими знаниями и опытом;
- условия ее функционирования. Если организация маленькая, она не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области — для этого у нее просто не хватит ресурсов;
- взгляды руководства,
- интересы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.
В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:
1) выражать философию организации, т.е. цели определяют направления ее деятельности и развития, структуру фирмы и управления ею;
2) ориентировать деятельность организации и каждого ее члена, т.е. цели помогают приспособиться к окружающему миру, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям. Это позволяет действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с наименьшими затратами, а при тех же затратах получать дополнительный выигрыш;
3) служить критерием выделения проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию. Достижение поставленных целей служит условием для материального и морального поощрения сотрудников организации;
4) сплачивать энтузиастов, побуждать их к активности. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать возможные усилия для их выполнения. Причем в большей мере это присуще сложным и трудным целям. Поэтому считается, что они должны содержать в себе вызов;
5) оправдывать необходимость и законность существования организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.
Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели отвечают определенным требованиям (требования к целям):
- четкость постановки. Прежде всего цели должны быть четко обозначенными и выражены по возможности в количественных показателях. Этим облегчается оценка достижения цели, так как цель лучше воспринимается людьми, легче согласовывается, оказывается менее конфликтной;
- реальность. Цели должны быть реальными для данных условий, соответствовать возможностям организации. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратят доверие к руководству;
- гибкость, способность к корректировке. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с меняющимися условиями деятельности организации. В противном случае организация продолжает двигаться по «наезженной колее» и рано или поздно попадет в тупик;
- признание людьми. Поскольку цели обычно можно достигнуть в результате совместной деятельности людей, поэтому люди должны признавать эти цели в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность, близость большинству членов организации;
- проверяемость. Цели должны быть проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и, соответственно, вознаграждать людей;
- взаимная совместимость, непротиворечивость. Цели должны быть взаимно совместимыми, поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на конфронтацию между собой.
Классификация целей организации:
- цели бывают заданными извне (руководство фирмы определяет их для отдельного подразделения) или сформировавшимися внутри организации (цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей);
- стратегическими или тактическими;
- долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными;
- выражаемыми качественно или количественно. В первом случае речь идет, например, о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках; во втором — о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя;
- технологическими, экономическими, производственными, административными, маркетинговыми, научно-техническими, социальными (примером технологических целей можно считать компьютеризацию фирмы, экономических — достижение ею финансовой устойчивости, социальных — создание благоприятных условий труда и т. п.);
- направленными на достижение конкретного результата, определенного состояния объекта управления, осуществление той или иной деятельности (например, выпуск определенного объема продукции, постоянное точное соблюдение технологии, приобретение работником новой профессии);
- взаимоисключающими, конкурирующими, дополняющими, безразличными по отношению друг к другу.
Общие цели отражают важнейшие направления деятельности организации в целом.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.
Достижение целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников.
Если в результате поставленные цели полностью или частично достигнуты, деятельность считается эффективной. Количественно эффективность характеризуется степенью достижения целей, например процентом выполнения плана по производству или реализации продукции.
Условия эффективного достижения целей: заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок, своевременное начало действий (выбора наиболее удачного момента для их начала, оптимальной последовательности, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени), наличие свободы маневра, использование современных средств и методов работы, благоприятный морально-психологический климат.
Миссия организации
Миссия создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, социальной ответственности перед обществом и своими работниками, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, задачах в области производства, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкурентоспособности и т. п.
Миссия создаст основу для формулировки целей организации — общих и специфических, выработки стратегии, распределении ресурсов, ориентации управляющих.
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — это брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
- цель функционирования организации,
- область деятельности организации,
- философия организации,
- методы достижения поставленных целей,
- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Сегодня миссия и общеорганизационные цели часто формируются в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений и консультантов по вопросам управления.
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
В известной японской компании «Мацусита» в состав миссии входят следующие моменты: экономический рост благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей; получение прибыли путем служении обществу; честная конкуренция на рынке; взаимная выгода для фирмы, поставщиков и партнеров; участие в управлении всех работников.