Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………..................................................................3

1. Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей

1.1 Содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей……………………………………16

1.2 Базовые ценности, описанные в концепции Данилюк и Никандрова………………………30

1.3 Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого-педагогическим и иными вопроса семейного воспитания……………………….

2. Условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДЮЦ Фантазия

2.1 Методические обеспечение сотрудничества семьи и творческого объединения……………………………………

Введения

Актуальность темы исследования. В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для ребенка семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.

Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Объект исследования:процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический аспект формирования семейных традиций;

2. Охарактеризовать типы и функции семей;

3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что формирование личности школьников в семье будет эффективным, если:

- воспитание опирается на традиции народа;

- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

- деятельность родителей по формированию личностных качеств школьников осуществляется систематически и планомерно;

- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в учреждении дополнительного образованя.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • теоретическийанализ психолого – педагогической литературы;
  • диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных)

Целью воспитания культуры здоровья детей школьного возраста является:определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.

Основными задачами по воспитанию культуры здоровья хщвшкольников в учреждениях дополнительного образования детей являются:

ü Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

ü Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.

ü Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей..

ü Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе.

Задачи работа с родителями:

v Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка

v Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.

v Психологическое просвещение родителей, помощь в создании здоровье сберегающей и психологической среды в семье.

Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

§ приобщение родителей к педагогическому процессу;

§ неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

§ система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

§ совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

§ разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей[13, с.94]

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.

Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции[4, с.117]

В процессе выполнения курсовой работы мной были использованы следующие исследовательские методы:

теоретические– анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;

эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование и др.

Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Часть.Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед УДО по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

Часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь УДО и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность УДО , т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельностьУДО.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация
Включение родителей в деятельность УДО Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью УДО Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

  • Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
  • Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
  • Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
  • (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

4 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут бытьпедагоги, медицинский работник и др.

3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

Решение педсовета:

1. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.

2. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2016-2017 уч. год

3. Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.

4. Оформить паспорт семьи.

5. Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей

Примерные ответы

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед УДО по работе с родителями?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности УДО
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • кружки для родителей
  • школа для родителей
  • клубы по интересам

- совм. мероприятии педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН.викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • род.собрания
  • выпуск Газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Особого внимания требуют:

  • дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
  • дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
  • дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
  • застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

  • микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
  • семейный уклад (есть ли традиции, какие)
  • организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………..................................................................3

1. Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей

1.1 Содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей……………………………………16

1.2 Базовые ценности, описанные в концепции Данилюк и Никандрова………………………30

1.3 Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого-педагогическим и иными вопроса семейного воспитания……………………….

2. Условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДЮЦ Фантазия

2.1 Методические обеспечение сотрудничества семьи и творческого объединения……………………………………

Введения

Актуальность темы исследования. В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для ребенка семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.

Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Объект исследования:процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический аспект формирования семейных традиций;

2. Охарактеризовать типы и функции семей;

3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что формирование личности школьников в семье будет эффективным, если:

- воспитание опирается на традиции народа;

- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

- деятельность родителей по формированию личностных качеств школьников осуществляется систематически и планомерно;

- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в учреждении дополнительного образованя.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • теоретическийанализ психолого – педагогической литературы;
  • диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных)

Целью воспитания культуры здоровья детей школьного возраста является:определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.

Основными задачами по воспитанию культуры здоровья хщвшкольников в учреждениях дополнительного образования детей являются:

ü Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

ü Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.

ü Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей..

ü Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе.

Задачи работа с родителями:

v Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка

v Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.

v Психологическое просвещение родителей, помощь в создании здоровье сберегающей и психологической среды в семье.

Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

§ приобщение родителей к педагогическому процессу;

§ неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

§ система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

§ совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

§ разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей[13, с.94]

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.

Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции[4, с.117]

В процессе выполнения курсовой работы мной были использованы следующие исследовательские методы:

теоретические– анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;

эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование и др.

Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей

Наши рекомендации