Развитие представлений о смысле
И ценности тела человека
Смена цивилизаций — это не только смена верований, привычек и духа народов — это еще и смена телесных привычек.
Эд. и Ж. Гонкуры. Дневник
Как предмет исследований и размышлений, как объект оценочного отношения и нормативного предписания тело человека занимает разное по степени значимости место в культурах разных эпох и народов, в различных мировоззренческих системах, что в немалой степени связано с производностью социокультурного осмысления проблемы телесности от решения более общих философско-антропологических вопросов. Понимание места человека в мире, сущности и смысла его бытия, «данного» и «привнесенного» в его существовании, потенциальных и актуальных возможностей и т.д. — это тот комплекс проблем, характер осмысления которых в значительной степени определяет особенности представлений о телесности, влияет на формирование ценностей и идеалов «человека телесного», его потребностей и ориентации в практической деятельности.
В то же время осмысление и «означивание» человеческого тела сопряжены и с характером решения весьма удаленных на первый взгляд от этой темы метафизических проблем — таких например, как соотношение сущности и явления, мира идеального и мира материального, материи и духа. Онтология бытия и аксиология тела оказываются в этом отношении сферами не только рядоположенными, но и тесно связанными между собой.
Логика изложения материала в данном разделе работы определялась стремлением провести не хронологическое рассмотрение процесса
Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела
развития соматических представлений, не реконструировать особенности соматической культуры той или иной эпохи, а выделить некоторые «сквозные» принципиальные позиции, каждая из которых связана с тем или иным типом «модели человека» и соответствующим ей пониманием места и значимости телесности, ее смысла и ценности, с особенностями телесно-ориентированных практик и их нормативных регуляторов. В качестве таких позиций могут быть выделены:
1) утверждение изначального телесно-духовного единства чело
века: рассмотрение телесности просто как иной (внешней) формы
внутреннего мира человека (принцип неразделимости, единства тела
и духа, «внутреннего» и внешнего в человеке);
2) рассмотрение человека как целостности, объединяющей раз
нохарактерные, но связанные между собой фундаментальные начала:
ориентация на достижение согласия и взаимодействия между телес
ностью и духовностью, «очеловечивание» и «возвышение» телесного
(принцип гармонизации через возвышение телесности);
3) «раздвоение» человека на природную форму (телесность) и ра
зумную, социальную или божественную сущность: признание телес
ности как неизбежной необходимости, как средства для достижения
целей, преследуемых духом, разумом (принцип соматического пози
тивного утилитаризма);
4) противопоставление телесного и духовного в человеке, утвер
ждение их непримиримости при абсолютизации разумного, духовного
начала: ориентация на уничижение телесности, пренебрежения по отно
шению к ней, отрицание ее позитивного смысла (принцип аскетизма);
5) утверждение приоритета естественного, природного, телесно-
чувственного в человеке над социальным, культурным, приобретенным:
ориентация на следование «голосу тела», «натурализация» человека
(принцип соматизации).
Именно эта типология положена нами в основу рассмотрения традиций и направлений в осмыслении телесного, его отражения в различных формах деятельности или не деятельности, сложившихся в процессе исторического развития. Хотя каждый из названных принципов «процветал», утверждался (в том числе и как теоретическое основание соответствующей социальной практики) в определенные эпохи, в рамках определенных культурных пространств, однако, можно скорее говорить лишь о преобладании, о наибольшей степени влияния той или иной ориентации, но не о ее единственности, как это нередко делается (например, античность — значит идея гармонии, средневековье — умерщвление плоти и т.д.).
Известно, что наряду с доминирующей, определяющей, легитимной «версией» телесности, заданными «сверху» формами соматической
Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела
социализации в каждой культуре существовали и существуют свои субкультуры, утверждающие нередко «неофициальное» соматическое сознание и практику, извлекающие из прошлого или создающие «на будущее» нетипичные для утвердившейся системы или не признаваемые ею элементы телесной культуры. Поэтому траектория исторического движения каждого из выделенных принципов носит по преимуществу «сквозной» характер, проходит через различные системы и эпохи, придающие этим принципам лишь соответствующие им акценты и конфигурации.
Рассмотренные диады «тело—дух» — это тот традиционный контекст, в котором раскрывались сущность, смысл, человеческая озна-ченность феномена телесности, и именно к нему будет обращено наше изначальное внимание. Безусловно, однако, что систематический анализ этого центрального для любой философии вопроса не является задачей нашего исследования — она решается на протяжении веков многочисленными авторами, обращающимися к истории этого вопроса, развитию взглядов и подходов к нему. В то же время достаточно объемный материал, в котором затрагиваются проблемы телесного начала в человеке, его связи с сущностными характеристиками личности, будучи рассредоточен в многочисленных трудах представителей разных эпох, в трудах их исследователей и популяризаторов, не стал предметом специального анализа, не обратился в систематическое изложение взглядов, концепций, подходов к изучению и объяснению феномена человеческого тела. По преимуществу обращение к «соматическим идеям» носит фрагментарный, «сопроводительный» характер, хотя в ряде историко-философских исследований этот вопрос занимает достаточно важное место (см., например, [10, 13, 18, 24, 39, 43, 54, 70, 76, и др.]).
К такого рода значимому по своей «телесной нагруженности» материалу следует отнести также и исследования в специализированных областях знания, которые содержат в себе исторический анализ развития представлений, идей, социальных установок на телесность и связанную с ней практику в связи с той или иной конкретной областью деятельности человека. Это, прежде всего, работы по истории медицины, физического воспитания, пластических искусств [40, 41, 55, 89, 96, 100, 112, 132, 137, 185 и др.].
Богатый материал, накопленный в философских, историко-культурных, этнографических исследованиях потребовал соответствующего задачам данного исследования переосмысления, иной акцентировки, «маркировки» искомого ракурса. По ряду обстоятельств ретроспектива такого рода имеет свои, и немалые, сложности. Одна из них проистекает из уже отмеченной выше «вторичности», производности проблемы телесности от более общих концептуальных рамок, ее заданности
Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела 45
мировоззренческими постулатами, характер которых нередко определял вторичность соматической проблематики уже не в смысле ее производи ости, а в смысле второсортности. Это обстоятельство не могло не сказаться на ограниченности того теоретического наследия, которое является основанием для осуществления ретроспективного анализа. Ограниченности, несомненно, не в абсолютном, а в относительном значении — в сравнении с масштабностью и значительностью предста-вленности в истории мысли многих других человековедческих ракурсов.
В то же время, как справедливо отмечает И. С. Кон [116], обращение к материалу, накопленному предшественниками — свидетелями и исследователями жизни других эпох и народов, его использование при анализе того или иного феномена накладывает существенные ограничения на этот анализ и предполагает ряд существенных оговорок. Одна из них касается того обстоятельства, что отбор любого фактического, описательного материала всегда, как известно, происходит в определенных концептуальных рамках, явно или неявно влияющих на характер отбираемого материала, его классификацию и т. п. Поэтому при использовании ранее собранных и так или иначе описанных (и тем самым, до определенной меры закодированных) данных исследователь может пытаться перегруппировать их, по-новому систематизировать, но по сути не может выйти за рамки концептуальных представлений субъекта первичного анализа. В частности, это может проявляться в характере самого фактологического «набора»: если о каком-то явлении мало сведений или они вообще отсутствуют, это еще не может служить достаточным основанием для заключения о том, что это явление отсутствовало или редко встречалось в пределах той или иной культуры; такой «пробел» может быть следствием и иной причины — например, отсутствия интереса к данному феномену, его понимания у описателя или исследователя.
К изучению истории соматической культуры это обстоятельство имеет, на наш взгляд, непосредственное отношение. В частности, с учетом его характера, достаточно спорным является апеллирование к отсутствию в историко-культурных обзорах, исследованиях, пособиях сколько-нибудь существенного материала, касающегося соматической культуры, как свидетельству отсутствия или незначимости этой сферы жизнедеятельности в реальном социокультурном пространстве эпохи1).
1)Л. Кун, автор «Всеобщей истории физической культуры и спорта» приводит не один пример, подтверждающий сомнительность аргументов такого рода, к примеру, относительно различных видов телесных упражнений. «Римляне переняли некоторые общие идеи греческих теорий гигиенических движений, а игры, проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих политических средств. Значительная часть писателей и историков той эпохи не понимали греческую физическую культуру либо сознательно искажала представление о ней. Этим объясняется тот факт, что когда в эпоху
Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела
Отметим также и ту особенность построения ретроспективы соматической культуры, что свидетельства о ее содержании, направленности и т. п. наиболее ярко и доступно представлены в произведениях искусства, отразивших аксиологию тела, свойственную той или иной эпохе, связанную с определенным стилем мышления, художественного творчества, с этикетом и стилем жизни. Однако, как отмечал Й. Хейзинга, всегда существует большая опасность поддаться одностороннему очарованию сохранившихся в небольшом количестве шедевров изобразительного искусства, стать жертвой «оптического обмана», отождествив эти вершины с характером и особенностями эпохи и ее самосознания в целом.
Следует обратить внимание и на тот факт, что если соматические концепции, теории телесного имели существенный шанс дойти до нас в качестве свидетельств, то в значительно меньшей мере им обладали свидетельства о реальной телесной практике. Красноречива в этом отношении реплика Л. Куна об «осколках» микенской культуры: орды пришельцев, — пишет он, — уничтожили большинство коренного населения; после них «остались разбитые статуи и сожженные здания, а от некогда процветавшей физической культуры — лишь росписи на стенах и вазах» [132, с. 56].
Необходимо также иметь в виду и то обстоятельство, что описание различных культур, как правило, включает фиксацию некоторых характерных установок, образцов поведения, взглядов, типичных для данного общества в целом, безотносительно к социально-групповым, демографическим и прочим детерминантам их возможных вариаций. Это нередко ведет к неоправданному усреднению объективно различающихся характеристик, поскольку интрасоциетальные, т.е. существующие внутри данного социума, вариации могут быть не менее значительными, чем интерсоциетальные, т.е. существующие между разными социумами или этносоциальными организмами [119].
Наконец, говоря о культурных традициях как о «рамке соотнесения» для исследования ценностей человеческой телесности, для выявления особенностей соматических представлений, культуры телесности, свойственных той или иной социальной системе, важно учитывать существенную разницу между европоцентристскими подходами в этом вопросе и восточными их вариантами. К примеру одни и те же принципы, при единстве их существа, идеи — положим, телесного гедонизма или противостоящего ему аскетизма — в зависимости от этнокультурного, социального, идеологического контекста, тех или иных
Возрождения вновь открыли и начали использовать наследие феческой физической культуры, одна из наиболее существенных составных ее частей — агонистика — оказалась утерянной в результате влияния авторитетных латинских посредников» [132, с. 78].
Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела
мировоззренческих приоритетов приобретали всякий раз соответствующую им «окраску», специфические формы проявления; утверждались посредством адекватных телесных практик, включая характер и направленность соматической социализации, инкультурации, физического воспитания и т. д.
Особый акцент, сделанный нами на анализ европейского соматического мышления, его истоков, особенностей, тенденций объясняется, прежде всего, значимость именно этих традиций для понимания современных ценностных ориентации в сфере телесного бытия человека, которые сложились в рамках отечественной цивилизации. В то же время, характеристика соматической культуры, ее исторических и современных пластов, невозможна без обращения к традициям Востока, что обусловлено несколькими соображениями:
а) восточное миропонимание2) издревле и на протяжении всего
своего развития, за редкими исключениями, содержало в себе при
знание значимости, важнейшей роли, которую тело человека играет
в его жизни в самых разных отношениях; оно ориентирует не только
на достижение осознания этого факта, т. е. на сознательно ценностное
отношение к своему телу, но и на серьезную, основательную «рабо
ту» с телом;
б) интенсивность процесса взаимодействия культур, повышенного
интереса, прежде всего, именно к восточным культурам в современном
мире делает вполне объяснимым обращение к ним в связи с интересу
ющей нас проблемой;
в) влияние восточных учений оказалось одним из существенных
факторов реабилитации телесности, усиления интереса к этой пробле
матике в современной западной цивилизации, как, впрочем, и в пре
дыдущие времена;
г) наконец, хотя бы кратким сопоставительным анализом неко
торых восточных ориентации в отношении телесности с традициями
европейскими, хотелось обозначить значимый диапазон точек сопри
косновения, а не только различия этих подходов.
В основе проведенного анализа лежало стремление выявить истоки и основания современных подходов к телесности, увидеть исторически сложившиеся тенденции развития соматических представлений, телесных практик, которые «вросли» в современность или, напротив, «отвергнуты» ею.
Конечно, всегда существует опасность того, что трактовки, оценки, придаваемые смыслы — это производное не от реально существовав-
2) В утилитарных целях воспользуемся этим «объединительным» понятием, осознавая, что это своего рода условное обозначение, нивелирующее различия между отнюдь не тождественными по своему характеру школами, подходами, концепциями.
48 Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела
шего, а от современной системы интерпретации, отражающей особенности культурных оснований, норм, ориентации сегодняшнего дня. Мы задаем людям иных эпох и обществ наши вопросы, — отмечает А. Я. Гуревич, — но ожидаем получить их ответы [73, с. 8].
Осознание существующей здесь опасности не может, однако, отменить необходимости проведения историко-культурного анализа как одного из существенных условий более глубокого понимания современнойситуации. «Прошлое толкует нас», и потому исторический анализ — всегда по сути одновременно и фрагмент процесса самоосознания эпохи, необходимый элемент анализа сегодняшней ситуации, которая может быть понята и оценена лишь в сопоставлении с другими системами соматических воззрений и деятельностей.
В этом смысле данный раздел исследования не рассматривается нами как исключительно ретроспективный, имеющий отношение лишь к истории вопроса, а напротив, скорее как один из подходов к осмыслению сегодняшнего бытия и сознания «хомо соматис».