Чем полезны и вредны детские сказки
Как сказки, услышанные в детстве, могут повлиять на будущее ребенка? Какой смысл на самом деле несут знакомые с детства истории и какие сценарии закладывают в сознание ребенка? Давайте разберемся вместе.
Не так давно в Сети развернулась дискуссия о пользе и вреде сказок. Спровоцировала ее новость о том, что из библиотек Иркутска изымают Карлсона и Колобка (их якобы признали вредными для психики детей). И хотяинформацию позже опровергли, сомнения в головы родителей все-таки закрались. А так ли безопасны и безобидны персонажи и их истории? Какими смыслами и посылами они наполняют детское подсознание? За ответом на этот вопрос мы обратились к психологу-консультанту с многолетним стажем, автору книг по практической психологии и маме троих детей – Марине Ивановне Мелия.
– Марина Ивановна, правда ли, что сказки могут существенно повлиять на сценарий жизни ребенка?
Это действительно так. Часто в работе уже со взрослыми клиентами я обнаруживаю у человека так называемую «сценарную сказку», запавшую ему в душу еще в детстве. Она становится своеобразной программой, по которой он живет, принимает решения, совершает поступки и делает выбор в той или иной ситуации. Причем подсознательная «опора» на сказочные сюжеты или героев может как помогать ему в жизни, так и мешать. Ведь каждый воспринимает сказку по-своему.
Чтобы понять, какая именно сказка «запала» в подсознание, задайте себе или ребенку три важных вопроса:
1. Какой сказочный герой больше всего запомнился?
2. Какой эпизод из сказки произвел наибольшее впечатление?
3. Какая сказочная деталь первой приходит на ум?
Запишите ответы и поразмыслите над их значением.
Это важно!
Читая сказку, мы идентифицируем себя с разными героями. Так, один известный предприниматель в детстве любил сказку «Две лягушки». Он восхищался смекалкой и бойцовским характером лягушки, которая сумела выбраться из кувшина, взбив молоко в масло. И сам он не просто выбирался из любой ситуации, используя сложившиеся обстоятельства как опору для себя, и всегда выходил победителем. Он, как и его любимая героиня, никогда не сдается, и часто повторяет фразу – «нельзя лапки складывать».
Еще пример. Моя знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее самым любимым персонажем, который в детстве вызывал море эмоций, была мышка из сказки «Репка» – крошечный, но важный герой, который появляется в последнюю минуту и решает исход дела.
Именно благодаря помощи мышки бабка, дедка, внучка, Жучка и кошка все-таки вытянули репку. А теперь представьте: проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут прийти к окончательному решению. И тут появляется она – невысокого роста, в сером костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим – и в этом ее жизненный триумф.
Практически в любой сказке всегда существует пара – например, Волк и Лиса, Кот Базилио и Лиса Алиса,Буратино и Карабас Барабас и т.д. И особенно интересно, когда встречаются два человека, «любители» одной и той же сказки, но идентифицирующие себя с разными героями. Они подойдут друг к другу, как ключ к замку, будут проигрывать один и тот же сценарий, особенно если им запомнился одинаковый эпизод.
Меня всегда возмущает отец дяди Федора, который стоит в раздумьях, кого ему выбрать: кота или жену. А потом еще и останавливает свой выбор на жене не потому, что любит до безумия, а потому что давно уже ее знает
– Расскажите, пожалуйста, о значении любимого эпизода.
– Эпизод из сказки, который произвел на ребенка сильное впечатление всегда очень важен. Например, одной девочке особенно запомнилась сцена из сказки «Гадкий утенок», когда бедного утенка буквально заклевали обитатели скотного двора. Она так прониклась ощущением отверженности, что теперь, уже во взрослой жизни, никак не может наладить контакт с окружающими, как ни старается. Она чувствует себя «гадким утенком», которого все постоянно клюют. Но эта же сказка может стать сценарием и для людей, добившихся в жизни больших успехов. Их больше всего восхищает момент, когда утенок превращается в прекрасного лебедя. В детстве это были ребята, над которыми вечно насмехались, не принимали в игры, дразнили – кто-то был слишком толстый, кто-то, наоборот, очень худой, кто-то заикался…. Сейчас это – уверенные в себе, богатые, успешные люди, причем они ждали этого жизненного триумфа и всегда в него верили.
В сказочной истории часто запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь. Например, двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем.
И тот и другой – банкиры, очень успешные, но у первого в памяти осталось, что герой рубит головы одну за другой, а на месте отрубленных вырастают новые, а у второго, что у Змея Горыныча был палец, который надо отрубить, и тогда голова сама отваливается. Так и в жизни: первый быстро принимает решения, буквально «рубит» возникающие проблемы, расправляется с ними, и у него нет ни малейшего сомнения в том, что в итоге он победит, он по жизни боец, очень азартный человек, но только решит одну проблему – тут же следует другая. А второй банкир (кстати, его друг), сталкиваясь с проблемами, пытается их решать не в прямой борьбе, «отрубая голову», а находя какие-то компромиссы, используя контакты, связи и т.д. И он это делает тоже достаточно успешно.
– Что же делать родителям, чтобы у ребенка после прочтения сказки сложился положительный сценарий?
Дети видят ситуацию: балуются и смеются – им весело, а задача взрослого объяснить: кто делает хорошо, а кто – плохо, кого хвалить – кого ругать, как нужно поступать в конкретной ситуации.
– Родителям не нужно абсолютизировать сказки – приписывать им только пользу или вред. Сказки многослойны, многомерны, как сама жизнь, и по-разному воспринимаются и детьми, и родителями. Каждый находит в сказке то, что ближе ему, что его эмоционально цепляет, задевает, поддерживает. Не случайно сказки живут веками – это кладезь мудрости, важнейший культурный пласт.
Не надо бояться сказок – они не просто должны занять свое место в жизни ребенка, но и принести ему пользу. А для этого надо учесть несколько моментов. Во-первых, сказок должно быть много, и они должны быть разными – тогда и картина мира у малыша будет яркой и разнообразной. Во-вторых, важно читать сказки вместе с детьми: сказки сами по себе очень эмоциональны, и во время чтения мы вместе с ребенком переживаем события, ситуации, интриги, повороты сюжета. Какие-то эпизоды могут ребенка восхищать, какие-то – пугать, и очень хорошо, когда родители находятся рядом. Совместные переживания – это прекрасный способ наладить контакт с ребенком. И этот контакт останется на всю жизнь. А еще мы можем эмоционально выделить героя, которого считаем положительным, эпизод или детали, которые кажутся нам важными, а потом их отдельно обсудить.
Можно играть в сказки, устраивать мини-спектакли, распределяя роли, рисовать сказки – и все это ребенок будет делать, вместо того чтобы часами просиживать с компьютером или айфоном. Одним словом, сказки – если с ними правильно обращаться – это волшебный инструмент воспитания детей.