Европейский контрглобализм – будущее России
Как отмечалось, с разрушением СССР и Варшавского блока изменилось геополитическое равновесие на планете. Бывшие восточные стра-ны социалистической системы исчезли: часть их вошла на правах бедных родственников в первый мир - в систему развитых капиталистическихгосударств, часть пополнила страны третьего мира - традиционных поставщиков сырья и дешевой рабочей силы. При этом и теи другие, как правило, растеряли былой политический и экономическийвес. Данный вывод в полной мере относится и к России. Третий мир потерял возмож-ность маневрировать между двумя блоками, двумя сверхдержавами-анта-гонистами, получая вбылые годы экономическую, военную, техническую поддержку то водном блоке, то в другом.
После Второймировой войны почти 45 лет на планете сохранялось относительное затишье. Пушки молчали - говорили дипломаты. Политиче-ский язык межгосударственного общения был достаточно гибок и циви-лизован, тверд и ясен. Господин «нет» (так называли на Западе министра иностранных дел СССР А.А. Громыко) был немногословен, спокоен. Советский Союз не мог позволить себе повышать голос в стенах ООН или в Совете безопасности, поскольку обертоны приводили в надлежа-щий трепет не только западноевропейские страны, но и США (напри-мер, Кубинский кризис осенью 1962 г.).
В последние десятилетия XX в. политический язык межгосударствен-ного общения постепенно менялся в сторону резкого ужесточения. Язык дипломатии стал предваряться языком пушек, ракетных залпов. Во всех военных конфликтах с самого начала с трагической очевидностью была предопределена развязка: будь то операция «Буря в пустыне» или Косов-ская операция. Предшествующие им локальные войны (в Корее, Вьет-наме, в Эфиопии и в других странах)были конфликтами двух глобаль-ных систем. Окончание войн не было окончательным выяснением расстановки геополитических сил. В последнем десятилетии XX в. войны с участием США иих союзников по НАТО приобрели разбойничий характер, носили однозначную, предопределенную развязку, напоминая по фор-мату полноценную современную войну. Этустранную для всего мира тенденцию Соединенные Шипы принесли вXXI в. - бомбардировки Афгани-стана и вооруженное вторжениеИрак.
Такой метод самоутверждения в межгосударственных, геополигиче-скихотношениях США и ихзападные партнеры позволяютсебе в отношении стран-изгоев. С ними нет необходимостидоговариваться как сранным противником, ивсе возникающие противоречия можно решить относительно кратковременной военной операцией.Расходы на такую операцию оплатит проигравшийвойну, а лидеры этой страны будут представлены вглазах мирового общественного мнения как диктаторы,узурпаторы демократии, прав и свобод человека. Более того, и потре-буют, чтобыони предстали перед марионеточным Международным трибу-наломв Гааге. А как действует этот суд, весь мир узнал после трагическойкончины сербского лидера Милошевича.
По воле сверхдержавы США и их сателлитов страной-изгоемможет быть названа любая страна мира. В начале 1990-х гг. это был Ирак, в конце 1990-х гг. - Югославия, в начале XXI в. - Иран и Северная Корея. В недалекой перспективепо воле США ею может стать России. Главный критерийдля отнесения страны в число изгоев- несовпадение ее государ-ственных интересов с интересами атлантистских, мондиалистских структур.
У России очень мало возможностей противостоять этимструктурам. Имеющийся ядерный потенциал,сырьевые ресурсы не смогут сделать нашу страну тем, чем был СССР, возглавляя соцлагерь,Варшавский военный блок. Все этобыло сдано Западу Горбачевым, Ельциным и их подельникамиради мифических «общечеловеческих» ценностей,мифиче-скойдружбы с лидерами странЗапада. С Горбачевым и Ельциным онидружили, но государственные интересы США, Германии, Франции, Великобритании у них были на первом месте. Утрата Россией военного контроля над Евразией была главной причиной потеримеждународною авто-ритета,утраты возможности влиять на мировые геополитическиепроцессы. Теперь на нашу страну смотряткак на бедного, надоевшего бесконечными просьбами родствен пика.
К какому блоку примкнуть России?К западному, где ейотведут конечно же одну изпоследних ролей. Или к восточному, куда входят Китай, Индия, Иран. Там ейобъективно может бытьвыделена вторая (после Китая) роль.
Идея создания нового полюса силы как ответ глобалистам, т.е. строительство структуры Моска-Пекин-Дели-Тегеран-Багдад, обсуждает-ся с середины 1990-х годов. Создание такого блока – насущная потребно-
сть времени.
США в первой четверти XXI в. в состоянии создать глобальную систему контроля над планетой. Но ни Россия, ни Китай, ни Индия,атем более Иран, не самостоятельны в той степени, какая требуется для формирования такого блока и эффективного участия в нем.
Россия экономически, технологически, а в еще большей степени финансово, зависит от Запада.Китай в силу специфики своей юго-восточной политики вынужден тщательно продумывать свои дип-ломатические, военные, геополитические решения с учетом позиции США. Слишком много получает Китай от Вашингтона, чтобы решиться на резкие шаги по отношению к нему. Хотя случай с самолетом-шпио-ном говорит о том, что КНР выходит из ряда региональной державы в державу «номер два». Индия по традиции находится в зоне британ-ского контроля. Ирак пережил вооруженное вторжение США и нахо-дится почти в состоянии гражданской войны. Иран числится в списках государств-изгоев. Кроме того, Китай, Индия, Иран имеют много не-решенных проблем, прежде всего территориальных, являются конку-рентами в сфере азиатского и ближневосточного влияния.
Потенциально реализуем другой антиглобалистский проектсоюз России и исламского мира. Либеральное лобби в Москве, упорно ви-дело Россию исключительно как часть западного мира. Оно было гото-во заплатить любую цену за то, чтобы «втащить ее за волосы в Европу». Но все дело в том, что между Россией и Европой «дистанция огромного размера». О несовместимости ценностей, исповедуемых в Европе и Рос-сии, писал еще во второй половине, XIX в. русский мыслитель Данилев-ский, о несовпадающей комплиментарности - в конце XX в. Гумилёв. А проблемы, с которыми столкнулась Россия, и проблемы стран ислам-ской цивилизации имеют общую природу. И прежде всего это серьезная внутренняя неготовность прозябать в кильватере атлантизма, обслуживая западную цивилизацию в качестве рынка дешевой рабочей силы или сырьевой базы.
Исламские страны готовы многим поступиться «ради создания действенной силы, способной представлять их политические интересы». И проект создания новой геополитической структуры Россия – Казахстан –Таджикистан - Иран с перспективой присоединия к ней со временем Афга-нистана и других исламских государств предпочтительнее, нежели фор-мирование оси Москва - Пекин - Дели. В подобном предложении есть большая привлекательность для российских политиков. Если рассмат-ривать проект с точки зрения престижности, Россия, бесспорно, будет играть в этом союзе первую роль. Кроме того, такой союз при условии заключения военного соглашения позволил бы контролировать евразий-ское пространство. Далее, единая экономическая политика огромного «евразийско-ближневосточного» региона, располагающего гигантскими сырьевыми ресурсами, прежде всего мировыми запасами энергоносителей, положила бы конец хождению по всему миру необеспеченного доллара США.
Но длятого чтобы успешно реализовать этот проект, необходима политическая воля, желание поставитьво главу угла государственные ин-тересы, а не интересы либерально-демократического крыла политиче-скойэлиты Российской Федерации, фактически продолжающей печально знаменитую козыревско-ельцинскуюлинию уступок Западу. Здесь долж-ны объединить свои усилия все субъекты политической элиты России; речь, безусловно, идет о политиках-государственниках, представляющих все спектры политической системы общества. Проект очень велик иреали-зовывать его отдельнойгруппе сторонников просто не под силу, поэтому для «поддержки контрглобалистскогосоюза необходимо новое структурирование партийногопространства России, должна сформироваться новая массовая политическая партия, которая осознает будущее России как часть единого евразийского будущего».
Для создания будущего Евразийского союза впротивовес Атланти-ческому союзу, т.е. блоку НАТО, есть все предпосылки: политические, военные, экономические, втом числе связи сбывшими союзными респуб-ликами, входящими в Таможенныйсоюз, представляющий собой, по сути, Евразийский экономический союз.
Есть еще одна точка зрения на новое мироустройство.В XXI в. В
качестве геополитического противовеса атлантистами глобалистамможет выступить Китай. Для такого подхода есть много «за»:
• стремительный экономический рост КНР;
• огромная территория, не уступающаятерритории США;
• большой демографический потенциал, превосходящийболее чем в 4 раза потенциал США:
• активная динамичная внешняя политика;
• многочисленные, мощные, быстро модернизирующиеся воору-женные силы.
Но Китай на практике балансирует между атлантизмом и евра-зийством. И эта политика, по-видимому,будет продолжаться ив первые десятилетия XXI в.
В научной литературе можно встретить еще одну точку зрения относительно судеб мира. Есть немало политиков, ученых, которые счита-ют наиболее вероятной соперницейСША Японию. В частности, американ-скийполитолог К. Престовиц отмечал,что американскому веку пришел конец и что самым крупнымсобытием конца столетия является восхождение Японии в качестве великой супердержавы.Это отражение того, что в сознанииамериканцев все больше утверждается мысль о потере Соединенными Штатами позиций державы «номер один».
Поданным опросов общественною мнения, проведенных Си-би-эсв1989 г., на вопрос отом, какая страна вXXI в. займет место державы «номер один». 47 % назвали США, а 38% - Японию. По данным опроса, проведенною Си-би-эс и газетой«Нью-Йорк Тайме» осенью 1997 г.. только 25% предпочли США, а 58% — Японию.