Наследники идей Л.Н. Гумилева
Евразийство после десятилетий забвения(запретывластей предержащих, усилийпридворных ученых и т.д.)вновь возрождается,причем процесс идет весьма стремительно.Об этом говоритпоток публикаций в журналах,газетах.Вышло несколько номеров евразийского обозрения «Элементы»,сборника «Пути Евразии»,а самое главное - рост тиражей работ историка, этнографа,географа Л.Н. Гумилева. Интерес к его научным трудам, к идеямпервых русскихевразийцев, которых он вызвал из забытья, вознику весьма широкого круга читателей, а сама наукагеополитика стала предметом изучения студентов высших учебных заведений.
Евразийствовызывает интерес и в других странах мира: от самых больших - сверхдержав до самых крошечных, таких, как Великое княжество Монако или Лихтенштейн.Американские геополитики,политологи, советники президентов и монополийрегулярно в течение 1990-х гг.публиковали обстоятельные аналитические материалы по таким проблемам, какположение России, Россия иЕвропа, Россия между Европой и Азией.В число евразийцеввходят американские ученые русского или советского происхождения, например А. Рязановский и А. Янов, американский гео-политик М. Вассин, бывший советникПрезидента СШАДж. Картера по национальной безопасности, ныне советник крупной американскойкорпорации, давний ненавистник СССР, а сейчас России - политолог 3. Бжезинский.Увлекаетсяпроблемами евразийства даже философ и социологДикенбеМутомбо, проживающий вЗападной Африке. В своих трудах он демонстрирует хорошеезнание работ Л.Н. Гумилёва.
Великий князь Владимир Кириллович говорил о евразийстве следующее:
«Течение это незаслуженно предано забвению, между тем как многое в идеях Вернадского и Трубецкого, Зелинского и Савицкого, Карсавина, Иванова, барона Унгерна удивительно актуально именно сегодня. Я имею в виду прежде всего идеи о том, что исторические судьбы России неотделимы от судеб Азии, Евразийского Севера, Турана и, следовательно, тюркских народов. Российская империя могла бы стать, но не стала евразийской, к сожалению.
Славянство и Туран, Русь и Степь - эти великие космосы с их глубинными духовными геополитическими связями, - убежден, еще найдут в себе силы и энергию для нового взаимообогощаюшего синтеза. И идеи мыслителей евра-зийцев еще окажут весьма ценную помощь этому мирному объединитель-ному процессу.
Последователи евразийцевсделали не только геополитические выво-ды из их наследия, но исформировали целое направлениев науке, полу-чившее название «неоевразийство».Оно имеет несколько разновидностей.
Одну из них являютпредставители течения национальной идеокра- тии имперского континентального масштаба,объединившиеся вокруг газет «День», «Завтра», журнала«Элементы». Это течение основывается на идеях П.Н. Савицкого. Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гу-милёва и развивает их. Его представители противостоят либеральному западничеству иузкоэтническому национализму. В их исследованиях Россия - этоось геополитического Большого пространства. Ее задача и миссия - создание империи евразийского социализма. Либеральную эко-номику, создаваемую российскими реформаторами, они считают приз-наком атлантизма. Советский период российской истории, пишет А. Ду-гин, рассматривается как модернистская форма традиционного русского национального стремления к планетарнойэкспансии и «евразийскому антиатлантическому универсализму».
Теория пассионарноети Гумилёва обогащается учениями о «цир-куляции элит» итальянского социолога В. Парето и религиоведческими взглядами школы европейских традиционалистов Генона и Эвола.Идеи традиционалистов - «кризис современного мира»,«деградация Запада», «де-сакрализацияцивилизации» и т.д. - являются важными компонентами этого течения неоевразийцев.
Опираясь на знания концепций Хаусхофера, Шмита, Никиша, «новых правых» (Ж. Тириара, К. Террачано и др.), эта школа неоевразийцев понимает Европу как континентальную силу. Обозначенные аспекты парадигмы были незнакомы Савицкому, Вернадскому и Трубецкому - в ту пору США еще не набрали соответствующий геополити-ческий вес, который имеют сейчас. Это течение неоевразийцев признает стратегическую важность Европы для завершенности евразийского Боль-шого пространства.
Другое течение современного неоевразийства опирается на идею континентального русско-иранского союза.Выбор исламских стран, прежде всего Ирана и Ирака, России в качестве своего стратегическо- го союзника является базой антиатлантической стратегии наюго-западе Евразии. Тюркские народы и русские, ислам и православие имеют положительную комплиментарность, совпадение экономических и политических интересов, моральных ценностей. Это объективно объединяет народы и странырегиона для противодействия антитрадици-онному, утилитарно-прагматическомуЗападу со всеми разновидностями их неополитических проектов.
Представители данного течения неоевразийства совершенно не приемлют ни атлантизма, ни мондиализма.Немногим благосклоннее смотрят они на европеизм и умеренный континентализмевропейских геополитиков, который им представляется как промежуточная реаль-ность.Эта разновидность неоевразийства имеет много точек соприкосно-вения с другими альтернативными геополитическими проектами: ислам-ским «социализмом», европейским национал-большевизмом,геополитика-ми стран Африки и Латинской Америки.
Еще одно течение неоевразийства поддерживает и развивает идеи, призванные воссоздать экономическое взаимодействие бывших респуб-лик СССР. Здесь речь идет в основном об «экономическом евразийстве».С этойидеей уже несколько лет выступает президент Казахстана Н. Назар-баев.
Лидер КПРФ Г. Зюганов в своих книгах развивает идею «сбалан-сированного мира», основы которого покоятся не на мондиалистских утопиях,а на геополитическом равновесии «больших пространств»,цивиза-ций и этноконфсссиональных «центров сил», учете законных интересов всех государств, больших и малыхнародов. Роль гаранта такого сбалансирован-ногомира смогла бы играть Россия - обновленная, преодолевшая кризис и укрепившая свою государственность на основе синтеза древних духовных традиций, советского наровластия с достижениями современного «техно-тронного» века.
Свое понимание проблемы неоевразийства изложил в известной книге«Последний бросок на юг» лидер партии ЛДПР В. Жириновский. Это «великодержавный» проект, где делается попытка обосновать экспан-сию России против стран СНГ, Афганистана, Пакистана, Индии, выйти к берегам Индийского океана, помешать реализации проекта «анаконда», удушащего как Индокитай, так и Евразию. Трудно понять, чего больше в этой книге - буйной фантазии или провокации? То же самое можно сказать и о новой книге Митрофанова «Новые шаги геополитики».
Интерес к неоевразийству в России не угас и в начале XXI в.Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в российскихизда-ниях самых разных направлений. В конце апреля 2001 г.сторонники евра-зийских идей учредили на своемсъезде общероссийское политическое общественно движение «Евразия».
Многие положения неоевразийцев разделяют люди различных нацио-нальностей, религий.Основным принципомнового движения, евразийскойфилософии является принцип «цветущая сложность».Это можно понимать так, что под небом Евразии естьместо представителям всех 130 народов, народностей и национальныхменьшинств России. В политическом плане неоевразийцы,как подчеркивается вотчете, перешли на позиции политического центризма.
Новое течение в русской политической и идеологической жизни открыто противопоставило себя атлантизму.В докладе на упомянутом съезде отмечалось,что современная геополитика дала неоевразийской философии научный арсенал, рациональную и действенную методологию, актуальность иприменимость к реальной политике. Последователи этого течения, полагая, что неоевразийство не только философская идеи, но еще и инструмент стратегического планирования, ставят вопрос ребром: «Евра-зийство или атлантизм». Неоевразийская философия уидеологов – после-дователей Гумилёва представляет собой «историко-религиоведческий аппарат, позволяющий осмыслить и осознать тончайшие нюансы в религиозной жизни различных государств и народов». Авторы концеп-ции увидели свой третийпуть экономического развития, условно наз-ванный неортодоксальным социализмом, который, по их мнению, сможет успешно противостоять губительному гиперлиберальномупути.
Русские и российские геополитики, политологи и политики осу-ществили и продолжают осуществлять на материале новейшей истории фундаментальный анализ духовного, цивилизационного дуализма Вос-тока и Запада, славяно-православного и англосаксонского, иудео-христи-анского мира.
Американский профессор российского происхождения А.П. Цыганков в аналитической статье «Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных целях, многокультурном мире и ответственности интеллек-туалов» дает свои оценки сложившимся течениям в теории и практике неоевразийства России. Из перечисленных (не строго проанализирован-ных) концепций он пальму первенства отдает либералам (Е. Гайдару. А. Козыреву и др.), немало сделавшим для разрушения России, снисхо-дительно относится к социал-демократам, иронизирует по отношению к державникам, довольно ядовито излагает идеи А. Дугина, называя его неокоммунистом, в упор не видит работ Г. Зюганова.
Другие разновидности неоевразийства - проекты выработки «нацио-нальной идеи»,призывы к изучению наследияпервых русских евразийцев - во многом носят заказной идеологический характер, спекулируют на национальных чувствах русских или тюркских народов, национальных меньшинств. Под этимипроектами нет более или менее прочной научной основы, серьезной теориии методологии, они искусственны, фрагментарны и не могутпретендовать на самостоятельную и серьезную геополити-ческую идеологию и методологию.