Ритмы Евразии» как итог творческой деятельности Л.Н. Гумилёва

«Ритмы Евразии»- последнее произведение Л.Н. Гумилёва, кото­рое ему не суждено было завершить. Книга была задумана как широкая пано-рама событий евразийской истории,основанная на тео­рии этногенеза. В этом произведении должна была найти отраже­ние история всех наро-дов, с которыми были связаны эпохи интеграции Евразийского конти-нента - тюрок, хунну, монголов, татар и русских.

Границы Евразийского мегаконтинента Гумилёв определяет следующим образом. Западная Европа отделяется от евразийского про-странства отрицательной изотермой января (к востоку от этой границы средняя температура января отрицательна). С юга Евразия ограничива-ется цепями гор (Кавказ, Копетдаг, Памир, Тянь-Шань), с севера - массивами тайги, на востоке - Великой китайской стеной. Евразию можно разделить на три региона:

1) Высокая Азия - Монголия, Джунгария, Тува и Забайкалье; климат довольно сухой, но в горах достаточно влажный:

2)Южный район - Казахстан и Средняя Азия:

3)Западный район - наиболее влажный, включающий Восточную
Европу: имеется полоса черноземов, а также лесостепная полоса.

Восточная часть Евразии населена монголоидами (в древности - тюрками, а с ХШ в. - монголами),южная часть — смесью монго­лов,тюрок и иранцев, западная - славянами и угро-финнами. Все перечисленные народы следует считать аборигенами Евразии, так как их переселения носили характер простых передвижений в пре­делах своего или сходного этноландшафтного района. Вторжения иноземцев (китайцев, арабов, евреев, немцев, шведов, поляков др.) происходили редко и не имели конечного успеха.

Гумилёв полагает, что особый этнос великороссов сформиро-вался под воздействием пассионарного толчка в результате тюркско-славянского слияния, и определяет - его как союз Леса и Степи.Данный союз представляет собой симбиоз, т.е. взаимовыгодное сосущество-вание этносов, при котором каждый этнос сохраняет свое национальное своеобразие. В XII в. Русь разваливалась под влияни­ем междоусобных войн на отдельные княжества, и Гумилёв вовсе не считает нашествие монголов причиной упадка Древней Руси. Именно в этот период на краю гибели она испытала мощный пас­сионарный толчок, который про-катился по всей Евразии. В качест­ве доказательства Гумилёв приводит рождение примерно в одно время таких личностей, как Александр Невский(русский князь), Миндовг (великий литовский князь), Осман (турецкий султан), ко­торые спасли свои страны от завоеваний иноземцев и подняли зна­чение своих стран и народов. «Иго», по Гумилёву, это не шествие монгольских войск через Россию, а смешение кровей, причем мон­голы на 2/3 были христианами - до 1313 г., когда хан Узбек принял ислам как государственную религию изаявил, что все иноверцы бу­дут казнены. Масса христиан и язычников монгольских кровей бежалана Русь и принималаправославие, смешивалась со славянами.

Если исходить из обычной продолжительности цикла жизни су­перэтноса, сейчас Россия находится в фазовом переходе от надлома к инерции (800 лет). Таким образом, переживаемый нами кризис вполне закономерен. Надлом в российском суперэтносе впервые обозначился после Отечественной войны 1812 г., и Гумилёв объяс­няет это предшествую-щими реформами Петра I, насаждавшего за­падную культуру, а также гибелью наиболее пассионарной части русских офицеров в войне против Наполеона. Поскольку общая продолжительность фазы надломаоколо 200 лет, становится понят­ным, что советский период нашей истории является наиболее тя­желой, финальнойчастью фазы надлома.

От уровня пассионарности в нашем обществе внастоящее вре­мя зависит, перейдем лимы к инерционной фазе развития этноса или прекратим свое существование как суперэтнос. К примеру, европейцы старше нас на 500 лет, и то, что переживает сегодня Россия, Западная Европа пережила вконце XV - начале XVI в. Так, история Франции XV в. характе-ризуется жестокой граждан­ской войной между сторонниками герцога Орлеанского игерцога Бургундского.Пример инерционной фазы, к которойблагополуч­но перешла Италия, аза ней ипрочие страны в XVI в.,- эпоха Возрождения.

По итогам анализа теории евразийства, этногенеза и пассионар-ности Л.Н. Гумилёва и с точки зрения геополитики можно сделать следующие основные выводы:

1. Общечеловеческая культура,одинаковая длявсех народов, невоз-

можна. Культуракаждого этноса своеобразна, и именно благодаря этой пластичности человек выжил на планете Земля.

2. Контакт на суперэтническом уровне между этносами Евразии и
иными этносами дает негативные результаты.Там,где сталкиваются два­
и более суперэтноса,множатся бедствия и нарушаетсяло­гика творческих процессов. Поэтому конфликт междуЗападной Европой и Евразиейкак между двумясуперэтносами, не обладаю­щими комплиментарностью,мо-жет привести к трагическим последствиям для всей планеты.

3.Духовность евразийских народов представляет собойединую

суперэтническую целостность, любойтерриториальный вопрос мо­жет быть решен только нафундаменте евразийскогоединства.

Особенно важно отметить,что Гумилёв ставитисторию людей в сильную зависимость отистории идей, разделяя последние на две группы - жизнеутверждающие(оптимистичные и теистиче­ские) и жизнеотрицающие (пессимистичные иатеистические). Од­нако заявления ученого онеком «теистическом буддизме», о право­славии, отрицающем Ветхий Завет, не всегда подкреплены соот­ветствующими фактами.

Главная причина этногенезаГумилёву видится в мутациях, выз­ванных космическим облучением биосферы, а в подтверждение этого он приводит наблюдение, согласно которому несколько вспышек этно-генезапроизошло примерно в одно и то же время настыках ландшафтов,примерно совпадающих с границами между этносами (ибо каждыйэтнос приспосабливаемся к определенному ландшафту или группе ландшафтов).Сам же Гумилёв отмечает, что именно контакты разных этносов, иосо-бенно суперэтносов, благо­даря различию стереотиповповедения и пере-падам уровней пас­сионарности рождаютновые идеи, новые стереотипы поведения и новыеэтносы.

Не исключено, что автор видит причину этногенеза в виде косми- ческого излучениякак дань воззрениям своего учителя Савицкого иучению об энергии живою вещества академика Вернадского. Мысль о космическом воздействии на историю человечества разра­батывалась не только Вернадским, но и русскими космистами К.Э. Циолковским и Л.Л. Чижевским. Гумилёв очень часто использует термин Чижевского «причинно-следственные цепочки».Для него совершенно ясно, что все должно иметь свои причины, которые носят естественный, природный характер, при этом одна и та же причина при одних и тех же условиях порождает одни и те же следствия, .

Время, научно-технический прогресс и другие факторы, безуслов-но,наложили отпечаток не только на внешний облик этносов, прожи-вающих в Евразии. Они внесли существенные коррективы в их ментали-тет.Но тем неменее силы влияния месторазвития воздействуют нажителей этого ареала до сих пор.

Наши рекомендации