Поведенческие характеристики лидерства

Таблица 3

Поведение- Уверенное Неуверенное Агрессивное
Характеристики      
Поза Свободная, от- крытая Скованная, за- крытая,статич- ная; сутулость Поза превосходства
Жесты      
Мимика      
Голос      
Содержание высказываний      
Инициатива в общении      
Зрительный контакт      

Зачетное задание № 5

Проанализируйте преимущества и недостатки ситуационных теорий ли-

дерства (заполните таблицу 4).

Таблица 4

Характеристика теорий лидерства

Авторство модели Факторы лидерства в модели Достоинства модели Недостатки модели
К.Левин      
Д. МакГрегор      
У.Оучи      
Р.Лайкерт      
Университет штата Огайо      
Мичигансий университет      
Блейк-Мутон      
Херси-Бланшар      
Фидлер      
Таннембауман- Шмидт      
Хауз и Митчелл      
Врум-Йеттон-Яго      

Тема 4. Лидер и команда

Вопросы для обсуждения

1. Лидерство при работе с командой.

2. Командные роли по Белбину.

3. Модель PERFORM в организации.

4. Стили лидерства в команде.

Практические задания

1. Тестирование группового взаимодействия.

Внимательно прочитайте ситуации, описанные ниже, и выберите тот

вариант своих действий в них, который бы вы выбрали.

1.1. Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего

непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для со-

гласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно

начать работу.

Выберите предпочтительное решение:

A. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

B. Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.

C. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

D. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

1.2. Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который ме-

шает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам

с просьбой, чтобы вы поддержали его позицию.

Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаи-

моотношения – это их личное дело.

B. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей тре-

тьей, незаинтересованной стороны.

C. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и

найти приемлемый для обоих способ примирения.

D. Выяснить, кто служит авторитетом для конфликтующих и попытаться

через него воздействовать на этих людей.

1.3. Когда вам случается общаться с одногруппниками или в нефор-

мальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны?

A. Вести разговор, близкий вам по институтским интересам.

B. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать

свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить другого.

C. Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддер-

живать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активно-

стью, а только выслушивать собеседников.

D. Стремиться не говорить о своих проблемах, быть посредником в обще-

нии, быть непринужденным и внимательным к другим.

1.4. Мысленно смоделируйте ситуацию: подчиненный второй раз не

выполнил ваше задание в срок хотя обещал и давал слово, что подобного

случая больше не повторится.

Как бы вы поступили?

A. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине,

предупредив в последний раз.

B. Не дожидаться выполнения задания, поговорить с ним о причинах по-

вторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

C. Посоветоваться с опытным сотрудником, пользующимся авторитетом в

коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого сотрудника нет,

вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание кол-

лектива.

1.5. В самый напряженный период завершения важного коллектив-

ного задания, руководителем которого назначены вы, один из членов ва-

шей подгруппы заболел. Каждый член подгруппы занят выполнением сво-

ей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.

Как поступить в это ситуации?

A. Посмотрю, кто из колег меньше загружен, и распоряжусь: “Вы возьмете

эту работу, а вы поможете доделать это”.

B. Предложу подгруппе: “Давайте вместе подумаем, как выйти из создав-

шегося положения”

C. Попрошу наиболее активных представителей подгруппы высказать свои

предложения, предварительно обсудив их с другими, затем приму реше-

ние.

D. Вызову к себе самого опытного и надежного члена подгруппы и попро-

шу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

1.6. У вас создались натянутые отношения с одногруппником, вместе

с которым вам поручено общее задание. Допустим, что причины этого вам

не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не стра-

дало дело.

Что бы вы предприняли в первую очередь?

A. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить ис-

тинные причины натянутых взаимоотношений.

B. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по от-

ношению к нему.

C. Обращусь к нему со словами: “От наших натянутых взаимоотношений

страдает дело. Пора договориться, как работать дальше.”

D. Обращусь к другим одногруппникам, которые в курсе наших взаимоот-

ношений и могут быть посредниками в их нормализации.

Таблица 5

Ответы на ситуации

Номер ситуации Тип ориентации
Д П С О
1.1 B A D C
1.2 A D C B
1.3 A D B C
1.4 A C B D
1.5 A B D C
1.6 C D B A

Тест измеряет четыре типа склонностей или ориентаций человека на

выражение своей личной позиции в командных взаимоотношениях.

Разъяснения к результатам тестирования.

Если наибольшее количество ответов соответствует варианту Д –

при решении различных вопросов и построении взаимоотношений с колле-

гами вы ориентированы прежде всего на интересы дела. Безусловно, это

заслуживает одобрения, однако мы советуем вам также обратить внимание

на “человеческий фактор”, так как этот параметр также оказывает значи-

тельное влияние на продуктивность работы людей.

Если преобладает вариант П – вы ориентированы прежде всего на

психологический климат и взаимоотношения в команде. Люди в вашем

окружении чувствуют себя достаточно комфортно, но не забываете ли вы

при этом об интересах дела?

Если преобладает вариант С – в деловых вопросах вы ориентированы

на самого себя. Вы предпочитаете самостоятельно решать все вопросы,

брать ответственность на себя, активно влиять на ситуацию. Советуем вам

больше обращать внимание на инициативы других людей, давать им воз-

можности проявить себя.

Если преобладает вариант О – больше всего вы ориентированы на

официальную субординацию. Вы четко выполняете все требования выше-

стоящего руководства, и требуете того же от других. Подумайте, не было

ли в вашей практике случаев, когда слепое следование официальным нор-

мам приводило к снижению ожидаемых результатов?

Зачетное задание № 6

1. Найти в литературе классификацию командных ролей, отличную от

классификации Белбина. Дать сравнительную характеристику этим подхо-

дам в письменной форме.

2. Проанализировать, какая из ролей, в соответствии с классификацией

Белбина, подходит в большей степени вам. Хотелось бы вам ее изменить?

Напишите эссе на эту тему.

Наши рекомендации