Проблемное поле социологии управления.
Социология управления является пограничной наукой, изучающей социологический аспект управленческой деятельности. Данная наука сформировалась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления (менеджмента).
Социология управления– отрасль социологии, изучающая закономерности соц взаимодействий в системе соц управления, формы и методы целенаправленного воздействия на условия жизни людей; на установление упорядоченных соц связей; на соц самоорганизацию и саморегулирования спонтанных процессов; на развитие соц институтов и институционализацию регулирования соц взаимодействий.
Управление (в самом общем понимании) – это функция организмов, систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования, реализации программы развития.
Проблемы, изучаемые социологией управления (по Тощенко):
1) социальное положение человека в процессе управления;
2) управление человеком с опорой на резервы и возможности, заложенные в его сознании и поведении;
3) соучастие человека, его сопричастность к управленческим функциям;
4) механизм воздействия на людей, т.е. тех методов и средств, которые адекватны объективным и субъективным потребностям;
5) последовательность операций, которые необходимо осуществить, чтобы добиться эффективного достижения поставленных целей.
Объект социологии управления:
· управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются, как совокупность постоянно взаимодействующих между собой и оказывающих взаимное влияние друг на друга подсистем – политическая, экономическая, социокультурная;
· процессы в организации, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и другие группы и включенных в многообразные процессы соперничества, конкуренции, сотрудничества, помощи.
Предмет социологии управления:
оценка, изучение, совершенствование процессов управления в различных типах социальных обществ, социальных организаций, социальных институтов, всего общества, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Задачи:
· Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
· Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
· Объяснение того, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества, а также объяснить, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы реализации этих новшеств в управленческих процессах.
· Разработка направлений и наиболее вероятных сценариев развития управленческой деятельности, прогнозирование последствий их реализации как для управляющей, так и для управляемой подсистем процесса управления.
· Формулирование научных основ рекомендаций по совершенствованию системы управления, а тем самым и повышение эффективности управленческой деятельности в целом.
Функции:
1) познавательная (изучение особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, определение её роли и значимости в развитии общества, организации, групп; изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем);
2) оценочная (определение соответствия существующей системы управления основным тенденциям развития общества, социальным потребностям и интересам личностей);
3) прогностическая (определение возможных траекторий развития управления);
4) образовательная или обучающая (распространение знаний об особенностях управления и управленческой деятельности);
5) социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении;
6) гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности;
7) поисково-прогностическая - определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов.