Понятие цивилизации. Сравнительный анализ мировых цивилизаций. Основные исторические стратегии глобальных взаимодействий.

Цивилизация (лат. civilis — гражданский, государственный):

1) синоним культуры, в узком смысле — материальной культуры;

2)уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная, христианская, современная цивилизации);

3)этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация» в европейской гуманитарной традиции появляется в XVIII в. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей” французского экономиста В. Мирабо (1756): «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития; все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». И далее в его трактате о цивилизации говорится: «Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее». (Цит по: Бенвениет Э. Общая лингвистика. — М., 1974. — С. 72.

В эпоху Просвещения начинается широкое использование понятия «цивилизация», которое несет на себе отпечаток мировоззрения и культуры данного времени. Идеалами этой эпохи были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Всему этому противостоял, по мнению просветителей, темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвещения выдвигают концепцию цивилизации (французское слово civilisation и английское civilization, вошедшие затем во все европейские языки, включая и русский). В эпоху Просвещения цивилизованная Европа противопоставлялась нецивилизованным народам древности, средних веков и всем не европейцам. По мнению просветителей, о цивилизованности европейских наций свидетельствует не только их желание следовать законам разума но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Таким образом, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми.

Постепенно понятие «цивилизация» стало одним из ключевых терминов системы социологических и культурологических знаний.

Единого общепринятого значения термина «цивилизация» не существует; в разных контекстах этот термин может обозначать прямо противоположные понятия.Каждая современная цивилизация — это сокровищница традиций, ритуалов, мировоззрений, моделей социальной самоидентификации и политической социализации. Политолог, рассматривающий глобальное сообщество как реальность, должен видеть в этом разнообразии политических ответов мировых культур на вызовы современной духовности не только «цветущую сложность» планетарного бытия, но и залог политической жизнеспособности современного человечества. Древние незападные цивилизации, включая индуизм, джайнизм и буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии, конфуцианство и даосизм в Восточной Азии, а также многоликий мир современного ислама, развивают особые модели политических систем, значительно отличающиеся от либеральной демократии, сложившейся в западной цивилизации.

А.С.Панарин выдвинул гипотезу, согласно которой различие Запада и Востока имеет для человечества такое же значение, что и различие левого и правого полушарий мозга. Вестернизировать мир, сделать его однополярным — то же самое, что сделать наш мозг однополушарным, лишенным его правой, образно-интуитивной структуры. Совсем не случайно над современной западной цивилизацией нависло проклятие «одномерного человека», утратившего надэмпирическое, духовное измерение. Поражение статуса Востока в мире и ослабление идущих от него импульсов грозит вселенским торжеством одномерного массового общества6.

Предощущение этой катастрофы было отмечено многими западными интеллектуалами. Э.Фромм пророчески писал о том, что принцип «иметь», который исповедует Запад, (а иметь — значит обладать), способен привести к краху потребительского общества, полностью утратившего свой духовный стержень. Спасти Запад может только обращение к Востоку, исповедующему принцип «быть», т.е. существовать: «Под обладанием и бытием я понимаю не отдельные качества субъекта, а два основных способа существования, два разных вида самоориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает»7.

Можно проследить основные различия западных и восточных цивилизаций по нескольким принципиальным позициям сферы культуры.

Наши рекомендации