Происхождение и функции сознания: познавательная, ценностная и регулятивная.

Функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознания ряд жизненно важных для человека функций.

Главной функцией сознания является познавательная, или отражательные, функция, то есть способность индивидуума получать знания об окружающем мире и о себе. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственно-образного познания и достигает до абстрактного мышления. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который позже обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в суть сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подлежат. Эта функция является всеобъемлющей, и из нее вытекают все остальные. Познавательная функция имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, то есть в сознании есть свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Она заключается в том, что в памяти человека накапливаются знания, полученные ею не только из непосредственного, личного опыта, но и такие, что полученные ее современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воспроизводятся и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ей принять оптимальное решение.

Еще одной функцией сознания является функция аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности как независимого от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью ее как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание впитывает в себя проявление субъективного к действительности как к миру своей жизни, его оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение смысла существующего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мысленно, познавательная деятельность требует основном ясного выражения знания, соблюдение логических схем оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных размышлений и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целеполагания (формирование цели). Способность к целеполаганию - это специфически человеческая способность, составляет кардинальную характеристику сознания. Цель - это идеализированная потребность человека, которая нашла свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и относятся высших форм проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность человека обоснованная недовольством человека миром и необходимости изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания проявляются в творческой (конструктивной) функции. Целеполагание, то есть осознание того, "для чего" и "ради чего" человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Однако, как отмечал еще Гегель, суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением. Реализация цели предполагает применение определенных средств, то есть того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, что природа к ней не порождала. Она создает принципиально новое, строит новый мир.

Очень важна функция коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди участвуют в совместной работе и требуют постоянного общения. Эта связь мыслей осуществляется через язык (звуковую), технические средства (тексты, закодированную информацию). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. Д.) Изложены не знания, а только информация. Чтобы информация стала знаниями, она должна быть субъективовану. Вот почему распространение газет, журналов является лишь условием, но не гарантией того, что изложенная в них информация станет знаниями. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знания - субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной цели сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов. Регулятивная функция сознания вплетена во взаимодействие человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет очень важное значение. По мере того, как идеи приобретают побудительной силы, человек совершает поступки сознательно, целенаправленно, по своим убеждениям. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствии с их потребностями, обеспечивает размеренность цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные функции сознания. Только гармоничное их развитие формирует действительно целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.

Выводы

1. Возникновение и функционирование сознания является сложным и длительным процессом, который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, а с другой - с социальной формой движения материи, благодаря которой сознание приобретает социальной сущности. Она может быть раскрыта только путем анализа общественных факторов, которые способствовали становлению такого явления, как сознание.

2. статусом бытия сознание является идеальной (в противоположность физическому, чувственно-материальном). Это означает, что она формирует завершены, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, приобретая способности измерять и оценивать угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.

3. Могущество и уникальность сознания ярко обнаружена в ее сложном устройстве, которая раскрывается через систему функций, единство которых в конечном итоге и обеспечивает человеку особый способ бытия.

Наши рекомендации