Классификация индивидуальных различий двигательных качеств детей 5-7 лет

Тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной качеств (объема, продолжительности, интен­сивности) к 5-7 годам объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных воз­можностей организма, а также обогащением двигательного опыта детей.

В процессе эксперимента отмечено наличие несуществен­ных различий в средних величинах объема двигательной деятельности у мальчиков и девочек 5-7 лет. Мальчики по срав­нению с девочками более подвижны в самостоятельной дея­тельности. В организованной деятельности эти отличия ме­нее заметны.

В зависимости от степени подвижности детей целесооб­разно распределить на три основные группы (высокая, средняя и низкая подвижность).

Каждая подгруппа детей характеризуется определенны­ми сочетаниями двигательных качеств в процессе проведения физкультурных занятий.

Наблюдения показали, что существует тесная связь меж­ду основными показателями интенсивности движений (объемом, продолжительно­стью и интенсивностью) и поведением детей в течение дня, характером их двигательной деятельности.

К первой подгруппе относятся дети с высокой двигательной деятельности независимо от объема и продолжительности. Для них характерны высокая по­движность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позво­ляющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.[8] Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, на­сыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во вре­мя физкультурных занятий дети с высокой двигательной интенсивнос­тью не умеют выполнять двигательные задания в уме­ренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая не­нужные беспорядочные движения (покачивания, полупри­седания, подпрыгивания и т. д.).[9]Некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети второй и третьей группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержкнность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Не редко у гиперактивных детей наблюдаются неблагоприят­ные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

II подгруппа

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной деятельности, а также де­ти, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровней объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью двигательной деятельности. Как правило дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие са­мостоятельной двигательной деятельности, насыщенной иг­рами и упражнениями разной степени интенсивности, целе­сообразное их чередование. Они отличаются уравновешен­ным поведением, премущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятель­ность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как прави­ло, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети со средним уровнем двигательной деятельности характеризуются разнообра­зием двигательного поведения и вовремя занятий по физиче­ской культуре. Одни дети бывают всегда активны, подвижны, проявляют творчество и стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий они не обращаются за помо­щью к воспитателю, а стараются самостоятельно выбрать по­собие и преодолеть препятствия. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается слабая техника движений. Другие дети отличают­ся более целенаправленным и спокойным поведением, со­бранностью, целеустремленностью. В течение всего физкуль­турного занятия они внимательны и все предлагаемые зада­ния выполняют точно, анализируя каждое свое действие, от­носятся ответственно и с большим интересом к разным видам занятий по физической культуре. Реакция сердечно-сосудис­той системы на физическую нагрузку протекает у детей вто­рой подгруппы по благоприятному типу.

III подгруппа

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигатель­ной деятельности в сочетании с низкими и средними показате­лями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основ­ных видов двигательных качеств Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказы­ваются выполнять трудные задания и участвовать в играх-со­ревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Каких-либо закономерностей в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.

Полученные материалы об индивидуальных различиях двигательных качеств детей легли в основу разработки индивидуально-диффе­ренцированного подхода в процессе организации развития двигатель­ных качеств.

Модель двигательного режима

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной деятельности, но и предусмо­треть рациональное содержание, основанное на оптималь­ном соотношении разных видов занятий, подобранных с уче­том возрастных и индивидуальных особенностей.[10]

Двигательная активность дошкольника должна быть це­ленаправленна и соответствовать его опыту, интересам, же­ланиям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ре­бенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об орга­низации детской двигательной деятельности, ее разнообра­зии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режи­ма дошкольников должна быть направлена на развитие умст­венных, духовных и физических способностей детей.

3.3 Особенности развитие двигательных качеств методами общей физической подготовки

Рациональное сочетание разных видов занятий по физи­ческой культуре представляет целый комплекс оздорови­тельно-образовательных и воспитательных мероприятий. Со­держание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические уп­ражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи, проведение занятий с музыкальным сопровождением.

Придавая особую значимость роли двигательной деятельности в развитии двигательных качеств, нужно определить приоритеты в режиме дня.[11]

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умствен­ной нагрузкой и т.д.[12]

С целью оптимизации двигательной деятельности и закали­вания детей в практику дошкольных учреждений необходи­мо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и ме­тоды их проведения. К таким занятиям относятся: оздорови­тельный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после днев­ного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной деятельности детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирую­щая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим масса­жем тела, использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития опти­мальной двигательной деятельности детей. Предлагаем проводить занятия по физи­ческой культуре не менее трех раз в неделю в первой полови­не дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование под­групп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня двигательной деятельности и физической подготов­ленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (жела­тельно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 чело­век). Организация обучения детей плаванию должна осуще­ствляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может спо­собствовать закаливанию и увеличению двигательной деятельности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной де­ятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает ши­рокий простор для проявления их индивидуальных двига­тельных возможностей. Самостоятельная деятельность явля­ется важным источником деятельности и саморазвития ребен­ка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных прояв­лений детей в двигательной деятельности, и поэтому педаго­гическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной деятельности.[13]

Наряду с перечисленными видами занятий по физичес­кой культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам фи­зических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совмест­ная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного уч­реждения).

Т.к. к школе развития двигательных качеств движений прежде всего относятся естественные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания. Эффективными средст­вами их формирования считаются общеразвивающие упражнения — основные положения и движения рук, ног, туловища. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат, дают представление о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений. Формируя посредством общеразвивающих упражнений умение дифференцировать пространственные, временные и силовые ха­рактеристики, педагог учит детей управлять своими движениями.[14] Дети успешно развивают свои двигательные качества осваивают сложные двигательные действия, выполняя их свободно, без напряжения, т. е. экономно. Все это способствует их физическому совершенствованию.

Двигательные качества обладают временными, про­странственными и динамическими (силовыми) характеристиками. Вначале дети должны научиться различать отдельные характери­стики в грубой форме: выполнять отдельными частями тела (руками, ногами, головой, туловищем) упражнения с большой или малой амплитудой, медленно и быстро, с небольшим или большим напряжением. Задания надо чередовать. Чем больше отличаются характеристики движений, тем легче воспроизводят их дети 6—10 лет (быстрые и медленные ходьба и бег, далекие и близкие броски мяча).

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечива­ют развитие двигательных качеств каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном уч­реждении. При этом следует помнить, что двигательная ак­тивность оптимальна в том случае, когда ее основные параме­тры (объем, продолжительность, интенсивность) соответст­вуют индивидуальным данным физического развития и дви­гательной подготовленности детей, а также когда обеспечи­вается ее соответствие условиям среды (природной, предмет­ной, социальной), правилам чередования напряжений и от­дыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

С помощью разных педагогических приемов можно добиться постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключение активных детей на более спокойную деятельность. Так, детям с высокой ДА предлагаются задания на развитие внимания, координацию движений, ловкость, требующей точности выполнения движений, Детям с низким уровнем ДА – на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое.

Модель развития двигательных качеств детей 5-7 лет методами общей физической подготовки

Виды занятий Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1 Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.
1.2 Двигательная разминка Ежедневно во время большого пере­рыва между занятиями (с преоблада­нием статических поз). Длительность 7-10 мин.
1.3 Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.
1.4 Подвижные игры и физические упраж­нения на прогулке Ежедневно во время утренней прогул­ки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.
1.5 Оздоровительный бег Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
1.6 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогул­ки. Длительность 12-15 мин.
1.7 Прогулки-походы в лес или близлежа­щий парк (пешие, лыжные) Два-три раза в месяц, во время, отве­денное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.
1.8 Гимнастика после дневного сна в сочета­нии с контрастными воздушными ваннами Два-три раза в неделю, по мере про­буждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
1.9 Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующи­ми играми в бассейне Два раза в месяц, группами не бо­лее 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.    
 
  1.10 Корригирующая гим­настика в сочетании с гидромассажей После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с по­следующим перерывом в 2 недели. Проводится по рекомендации врача. Длительность 12-15 мин. Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом). учебные занятия  
  1.11 Логоритмическая гимнастика Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом)
2. Учебные занятия 2. Учебные занятия
  2.1 По физической куль­туре Три раза в неделю подгруппами, подо­бранными с учетом уровня ДА детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин.
  2.2 По плаванию Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 чело­век. Длительность 30-35 мин. стоятельные занятия Ежедневно, под руководством воспита­теля, в помещении и на открытом воз­духе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. Культурно-массовые занятия Два-три раза в год (последняя неделя квартала).   Физкультурно –массовые занятия  
2.3   Неделя здоровья (каникулы)  
2.4 Физкультурный досуг Физкультурно-спор-тивные праздники на открытом воздухе и на воде Один-два раза в месяц на воздухе сов­местно со сверстниками одной-двух групп. Длительность 50-60мин. Два-три раза в год, внутри детского са­да или совместно со сверстниками со­седнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин.
2.5 Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов Спартакиады вне детского сада Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин. Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участву­ют дети с высоким уровнем физичес­кой подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.
3. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий
3.1 Группы ОФП По желанию родителей и детей не бо­лее двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.
3.2 Спортивные кружки, танцы. По желанию родителей и детей не бо­лее двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин.
4. Совместная физкультурно-оадоровительная работа ДОУ и семьи
4.1 Домашние задания Определяются воспитателем
4.2 Физкультурные заня­тия детей совместно с родителями в дош­кольном учреждении По желанию родителей, воспитателей и детей.
4.3 Участие родителей в физкультурно-оздо-ровительных, массо­вых мероприятиях детского сада Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических похо­дов, посещения открытых занятий.
         

Особенности развитие двигательных качеств детей 5-7 лет методами специальной подготовки

Ловкость

Объем и характер мышечной деятельности в значительной мере опре­деляются уровнем развития двигательных качеств, сре­ди которых ведущее место занимает ловкость. Ее показатели отражают степень проявления силы, быстроты, выносливости, точности, гибкости, подвижности, прыгучести и др. Нельзя быть ловким при низких показателях этих качеств.

Ловкость проявляется в координационной сложности выполняе­мых физических упражнений в соответствии с пространственно-вре­менными и пространственно-силовыми параметрами двигательного действия. Содержание данной двигательной координации включает также умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям дея­тельности (выполнение задания на фоне утомления, при быстрой сме­не ответных раздражителей, переходе от одних сложно координиро­ванных действий к другим).[15]

Таким образом, ловкость имеет определенное структурное содержа­ние, знание которого даст возможность определить специфику методики ее развития.

Итак, ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно быстро и находчиво.

.

Упражнения для развития ловкости.

Упражнение 1.Продвижение вперед выпадами на расстоя­ние с максимальной скоростью. Возвращение в исходное положение спиной назад со скоростью в два раза меньше начальной.

Упражнение 2. Из седа ноги врозь на полу сбивание набивным мячом (вес 1 кг) других набивных мячей, расположенных на скамейке (расстояние 5, 7 и 9 м).

Упражнение 3. Лазанье по гимнастической стенке: одноименным способом с закрытыми глазами; разноименным — с открытыми.

Упражнение 4. Пробегание под тремя последовательно про­катываемыми обручами.

Упражнение 5. Перепрыгивание через Вращающуюся скакалку на полу по кругу в заданной после­довательности. 1 - на правой ноге, 2 - на левой, 3 — на двух, 4 —ноги врозь, 5-ноги скрестно.

Равновесие

Во время передвижения по наклонной поверхности (подъемы, спус­ки) особенно важную роль для обеспечения устойчивого положения тела играют зрительные и вестибулярные рефлексы, выполняющие прогнос­тическую функцию.

Сохранение равновесия важно как в статических положениях тела (сидение за партой, столом), так и в динамических движениях. В статичес­ких лозах, в частности при стоянии, равнодействующая сил, направлен­ных на о.ц.т. тела, проецируется на площадь опоры. Отклонение от верти­кального положения нижних конечностей при движениях головой, при поворотах и наклонах туловища, приводит к смещению о.ц.т. Сохранить равновесие в этих случаях можно за счет балансирующих движений, регу­лируя опорные усилия.

Для сохранения равновесия в динамике (при ходьбе, беге и т.д.) необ­ходимо учитывать особенности этих движений; при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тя­жести.

Необходимая устойчивость тела обеспечивается его взаимодействи­ем с земной гравитацией. Чем успешнее человек преодолевает силы грави­тации, тем более устойчивого положения он добивается. Так, в условиях повышенной опоры разведение рук в стороны и опускание в полуприсед или присед увеличивает устойчивость тела. Та­ким образом, рациональное взаиморасположение звеньев тела — важный ком­понент равновесия.

Группы мышц, выполняющие основную нагрузку по сохранению рав­новесия, отличаются большей активностью. Разные группы мышц имеют неодинаковую активность: наибольшую проявляют мышцы, испытываю­щие значительное напряжение при удержании тела в состоянии равновесия. Например, при сохранении устойчивости тела в позе «ласточка» наибольшая активность характерна для мышц спины и пере­дних мышц бедра опорной ноги. Благодаря перераспределению мышеч­ного тонуса происходит своевременное ограничение степеней свободы, что обеспечивает устойчивое равновесие тела в течение требуемого време­ни. Таким образом, дозировка и перераспределение мышечных усилий - не­обходимый компонент равновесия.

Основные разновидности равновесия — статическое и динамическое —имеют разные проявления. Например, статическая устойчивость тела проявляется после выполнения вращательных движений, прыжков, при метаниях и т.д. Динамические проявления равновесия характерны для уп­ражнений на устойчивой опоре. Следо­вательно, при развитии и совершенствовании данной координации необ­ходимо учитывать все ее разновидности и проявления.

В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 6-7 лет представлены двигательные действий, направленные на формирование статического и динамического равновесия. Так, повыше­нию устойчивости тела в статических позах способствуют построение в колонну и шеренгу на вытянутые руки, упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног. Все они в разной степени связа­ны с сохранением той или иной позы на определенный промежуток вре­мени, что формирует навыки удержания равновесия в заданном положе­нии.

Статическое с сохранением равновесия:

- после вращательных движений;

- после выполнения прыжков и прыжковых упражнений;

- в метаниях;

- при выполнении различных упражнений с предметами;

Динамическое:

- на устойчивой опоре;

- в условиях ограниченной повышенной опоры;

- на повышенной наклонной опоре;

- на подвижной подвешенной опоре;

-на воде;

- на упругой опоре;

- на скользящей и движущейся опоре;

- в безопорном состоянии;

Итак,равновесие— это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного дей­ствия.

Методика совершенствования равновесия. Упражнения для определения уровня равновесия

Определение устойчивости тела после вращательных движений

Упражнение 1. Стоя на носках на линии разметки зала, руки в стороны, выполнить поворот переступанием вправо (затем влево) на 360° в исходное положение.

Определение устойчивости тела после выполнения прыжков и прыжковых упражнений

Упражнение 2. Толчком двумя прыжок вперед через полосу шириной 0,5 см в стойку на одной ноге, руки на пояс.

Сохранение равновесия при вы­полнении упражнений в метании Упражнение 4. Стоя, выполнить бросок малого мяча на дальность.

Упражнение 5, а. Ходьба по узкой, рейке гимнастической скамейки. Оцени­ваются слитность движений, рациональное расположение тела и его звеньев.

Упражнение 5, б. Ходьба по узкой рейке гим­настической скамейки, сгибая и выпрям­ляя ногу. Оценивается слитность движений, амплитуда, устойчивость тела.

Оценка равновесия при передвижении по наклонной поверхности

Упражнение 5, в. Передвижение в приседе по на­клонной гимнастической скамейке, прикрепленной одним концом к гимнастической стенке. Оцениваются слитность движений, скорость передвижения, устойчивость тела.

Прыгучесть

В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 5-7 лет учащихся представлены следующие упражнения для развития этого проявле­ния прыгучести: прыжки на двух и одной ноге на месте, в длину с места — в 1-м

Меткость

Методика развития меткости

В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 6-7 лет] представлены упражнения, способствующие фор­мированию и совершенствованию меткости, основанные на упражнениях. Дети бросают камешки и другие мел­кие предметы в цель и на дальность. Многие подвижные игры включа­ют элементы бросания и метания в разных сочетаниях, с постепенно увеличивающейся сложностью.

Упражнения для развития меткости

Уровень проявления меткости при метании малого мяча из положения стоя оценивается с помощью

Упражнения 1.

В высоту крепится лист картона с тремя концен­трическими,кругами диаметрами 30-40-50 см. С расстояния 5 м занимаю­щийся из положения стоя бросает мяч в один из кругов.

Уровень проявления меткости из положения лежа (статическая четкость) развивается с помощью Упражнения 2. Лежа на расстоянии 5 м от мишени, занимающийся выполняет 3 броска малым мячом в круг.

Пластичность

Пластичными являются лишь двигательные действия, выполняемые слитно, без резких движений и неоправданных пауз, незаметно перетека­ющие одно в другое. Грациозные, артистичные движения отличаются ра­циональным распределением усилий.

В дошкольных программах по физическому воспитанию детей 5-7 лет предусмотрены такие формы и средства формирования пластичности, как ритмическая и пластическая гимна­стика. Однако эти занятия не обеспечи­вают в необходимой мере совершенствования данной двигательной координации. При целенаправленном подходе пластичность можно развивать с помощью различных средств физического воспитания: бе­говых, прыжковых, гимнастических упражнений стремясь к достиже­нию конкретной задачи: воспитанию индивидуального стиля, граци­озности и артистичности у каждого занимающегося. Однако, при 2-3 уроках физической культуры в неделю и большом количестве занима­ющихся в группе эта задача труднодостижима и совершен­ствование пластичности связано с использованием всех форм органи­зации занятий, в том числе и самостоятельных.

Наши рекомендации