Получение знаний на занятиях игрового характера

Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений) составляют основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.

Методы использования слова

Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени способствует специальная гимнастическая и спортивная терминология.

Инструктирование- точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д.

Сопроводительные пояснения- лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

Указания и команды- специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки- общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения.

Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

Тебования к использованию словесного метода:

1) Смысловое содержание слова должно соответствовать осо­бенностям учеников и задачам обучения.

2) Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.

3) Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между от­дельными движениями в двигательном действии.

4) Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («ру­ки!», «голова!» и др.).

5) Слово должно быть образным.

6) Говорить ученикам о движениях, которые выполняются автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления).

Важная задача в физическом воспитании – овладение терминологии. Тер­минология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на ос­нове очень кратких, но емких по смыслу слов.

Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной демонстрации.К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонстрации.

     

Демонстрация наглядных пособийтипа рисунков, схем, фотографий, и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация.Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация.Воссоздание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений.Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

Методы ориентирования.Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования.Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение двигательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации».Идея срочной информации предусматривает экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

Методические требования к показу физического упражнения:

1) Показ всегда должен сочетаться с методами использования слова.

2) Соотношение показа и слова по содержанию, частоте приме­нения и распределению во времени должно определяться педа­гогическими задачами и реально складывающимися ситуациями обучения.

3) При показе следует учитывать стремление учеников под­ражать эмоциональному состоянию учителя.

4) Недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать. [5; с. 40-95].

Наши рекомендации