Тема 11. Лидерство в организации

Цель:показать влияние разных стилей управления на эффективность деятельности персонала и необходимость выбора наиболее эффективного стиля управления.

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА

Американский социолог Э. Вогель изучал работу конвейеров по сборке автомобилей в США и Японии. При этом он описывает две совершенно разные картины.

Американский сборочный цех напоминает армейский плац. На переднем плане маячат фигуры мастеров, которые только и делают, что смотрят, как бы рабочие где-нибудь не схалтурили. Мастера кричат на рабочих, рабочие огрызаются.

На японском предприятии все совершенно по-другому. Там и мастеров - то не видно. Рабочие заняты своим делом. Им незачем высказывать свое недовольство. Создается впечатление, что рабочие озабочены лишь тем, чтобы постоять за престиж своей компании.

ВОПРОСЫ

1. Почему такие разные картины на аналогичных производствах?

2. Какой тип власти используют мастера?

3. Какой стиль управления у американских и японских менеджеров: ориентированный на работу или на человека?

4. Используя модель руководства Ф. Фидлера, опишите эти две ситуации и определите наиболее подходящий стиль управления для них.

5. Какой стиль руководства для этих ситуаций будет наилучшим по модели Херси и Бланшарда? Совпадают ли эти стили с выбранными в четвертом вопросе?

6. Присутствуют ли здесь заменители и нейтрализаторы руководства?

Доклад, реферат

Критерии оценки: полнота теоретического анализа определенной научной, учебной темы, чёткость аргументации своей позиции, умение отвечать на поставленные вопросы по теме доклада, реферата (балльная оценка – 0-5 баллов)

Темы докладов, рефератов

1. Организация как социально-экономическая система

2. Системный подход к анализу организации

3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком

4. Структурные схемы управления собственностью в России

5. Применение закона синергии в командообразовании

6. Законы организации и их взаимодействие

7. Статическое и динамическое состояние организации

8. Рационализация управления и труда в организации

9. Проектирование организационной структуры организации

10. Перспективы развития организационных структур

11. Институциональная система управления организациями

12. Оценка эффективности организационных систем

13. Теории поведения человека в организации.

14. Поведение индивида в организации, его особенности.

15. Личность и организация.

16. Личность и работа.

17. Процесс формирования и развития личности.

18. Понятие и виды организации.

19. Эффективность деятельности организации.

20. Законы и эффекты восприятия.

21. Роль атрибуции в формировании эффективного поведения индивида в организации.

22. Мотивация работников и результативность организации.

23. Механизм и результативность мотивации.

24. Системы вознаграждения работников в организации.

25. Проектирование работ и мотивация работников.

26. Применение теории подкрепления в формировании требуемого поведения работников.

27. Качество трудовой жизни и мотивация работников.

28. Управление конфликтами в организации.

29. Формирование группового поведения в организации.

30. Типы команд в организации.

31. Условия и факторы эффективности групповой работы.

32. Преимущества и недостатки работы в командах.

33. Межгрупповое поведение и управление конфликтом.

34. Анализ структуры управления организации.

35. Механистическая и органическая модели организационного проектирования.

36. Анализ социального партнерства в организации.

37. Анализ качества трудовой жизни в организации.

38. Влияние структуры управления на индивидуальное и групповое поведение работников.

39. Возможность применения на практике концептуальной модели характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма.

40. Лидерство в организации.

41. Концепция стилей руководства Врумя – Йеттона.

42. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.

43. Новые теории лидерства.

44. Коммуникативное поведение в организации.

45. Невербальные коммуникации.

46. Управление коммуникациями в организации.

47. Формирование эффективных коммуникационных стилей в организации.

48. Управление поведением организации.

49. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.

50. Корпоративная культура и поведение организации.

51. Классификация корпоративных культур.

52. Влияние организационной культуры на персонал фирмы.

53. Влияние корпоративной культуры на инновационную деятельность организации.

54. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.

55. Перспективы развития корпоративной культуры в России.

56. Формирование и управление репутацией организации.

57. Модель плановых изменений в организации.

58. Управление нововведениями в организации.

59. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации.

60. Концепция обучающейся организации.

61. Концепция организационного развития.

62. Управление индивидуальным стрессом в организации.

63. Социализация индивида в организации.

64. Аргументы «за» и «против» социализации.

65. Девиантное поведение в организации.

66. Управление карьерой сотрудников.

67. Формирование поведения индивида в организации.

68. Поведенческий маркетинг.

69. Организационное поведение в международном бизнесе.

Наши рекомендации