Культура и искусство XVIII в Особенности культуры и искусства Нового времени (секуляризация, взаимодействие с европейской культурой).
Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.
Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова ratio — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.
Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина — вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.
В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).
9. Искусство петровского времени: мировоззренческие основы и эстетика (гравюра, эмалевая миниатюра, портретная живопись, скульптура, литература). Образ Петра I в русском искусстве последующих эпох.
Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.
Царский портрет-символ державной власти, воли, авторитета, своего рода памятник, служащий прославлению и увековеченью особы и деяний государства. Здесь существовала жесточайшая цензура. Не каждому дозволено было писать императора, а только "освидетельствованным в добром мастерстве живописцам". При этом задача портретиста усложнялась масштабом и многозначностью самой личности царя.
С портретов Петра I в России начиналось новое понимание роли и значения человека, призванного служить делу строительства новой России.
Исторически ситуация складывалась так, что первые известные портреты Петра были исполнены иностранными художниками. При всех тогдашних европейских дворах подобное положение вещей представлялось обычным делом.
Немецкий живописец Иоганн Готфрид Таннауер (1680-1733) трижды удостоился чести писать изображение Петра I с натуры. Таннауер стал истинным хроникером жизни и деятельности великого реформатора. Он создал самые разнообразные его изображения - парадные и камерные. В них художник сумел передать волю и активность, сильный характер и буйный нрав Петра I - великого государственного деятеля и храброго полководца, отличавшегося гибким умом и личным мужеством.
Одним из "типов", образцов для повторения стал профильный портрет Петра I(1710-е гг., Эрмитаж). До наших дней дошло значительное количество его копий. Петр I у Таннауера - повелитель, властелин, личность исключительная. Силуэт его фигуры и повернутой в профиль головы отчетливо рисуется на фоне грозного неба. Он - порыв, воля, энергия. Сильные контрасты света и тени усиливают ощущение активности, внутренней взволнованности образа. Его суровой величественности соответствует сдержанное цветовое решение, построенное на сочетании темно-серых и черных тонов, оживленное единственным ярким пятном - синий Андреевской лентой. Искренняя увлеченность художника личностью Петра I, которая ощущается в портрете, делает образ жизненно убедительным и в то же время романтически приподнятым. [24, с.59]
Графика как самый оперативный, мобильный вид искусства, быстро откликающийся на все события времени, пользовалась в бурное петровское время особым успехом. Большие эстампы запечатлели победы русского оружия на море и на суше, торжественные въезды в города, сами виды городов – городские ведуты, фейерверки в честь славных викторий, портреты знаменитых людей. Графика использовалась для учебных целей (календари, атласы). Так, в 1703 г. в Москве была напечатана «Арифметика» Магницкого с гравюрами М. Карновского: аллегорическое изображение Арифметики и двуглавый орел на фронтисписе. В календарях того времени среди сведений политического характера, медицинских советов, предсказаний погоды, гороскопов было также немало гравюр, поясняющих текст. Гравер Алексей Ростовцев участвовал в создании первого русского глобуса. Мобильное, массовое искусство гравюры на меди имело на Руси свои давние традиции и особенно расцвело в конце XVII столетия в мастерских Оружейной палаты.
Знакомство с западноевропейской скульптурой осуществлялось и благодаря закупкам за границей произведений позднего барокко, скульптур мастеров круга Бернини, а иногда даже и античных. Так, в Риме была куплена знаменитая Венера, получившая позже название Таврической. По поводу проволочек с ее вывозом Юрий Кологривов, покупавший ее за 196 ефимков, выразительно писал Петру: «И я лутче умру, нежели владеть им тою статуею» [2,43].
Отправлявшиеся с подобной миссией за границу с трудом преодолевали неприятие круглой скульптуры.
Правда, к восприятию скульптуры светского характера русские люди были уже подготовлены сочной барочной резьбой иконостасов церквей, пластикой церкви Знамения в Дубровицах, Меншиковой башни, рельефами Петровских ворот Петропавловской крепости, исполненными Оснером Старшим. Декоративные панно дубового кабинета Петра в Петергофском дворце работы Н. Пино, рельефы А. Шлютера на фасадах Летнего дворца в Летнем саду были несомненно определенным этапом в изучении западноевропейских приемов пластического искусства. Рождение же светской круглой скульптуры, монумента, конного монумента на русской почве связано прежде всего с именем Б.-К. Растрелли, Растрелли-отца, или Растрелли Старшего, как его называют историки искусства.
Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744)