Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний []
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Особенности методики проведения | Время проведения в режиме дня |
Физкультурное занятие | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на улице. Старший возраст-30 мин. |
Динамические паузы | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Подвижные и спортивные игры | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно. |
Стретчинг | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, в физкультурном залет либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении |
Гимнастика пальчиковая | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Гимнастика для глаз | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки |
Гимнастика дыхательная | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Гимнастика бодрящая | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. |
Гимнастика корригирующая (ЛФК) | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Релаксация | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей. |
Самомассаж | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Точечный самомассаж | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время. |
Гимнастика ортопедическая | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. |
Коммуникативные игры | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. |
Психогимнастика | Занятия проводятся по специальным методикам | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. |
Технологии музыкального воздействия | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Технологии воздействия цветом | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Организация и содержание развивающей