Национальный и культурный подъем XIII - XV веков.

С 1240 до середины XIV в. происходит культурный спад, вызванный монголо-татарским нашествием. Но в XIV-XV в.в. начинается рост национального самосознания и культуры. Центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где с XIV в. устанавливается гегемония Москвы.

Просвещение выбрало два пути:

1) Деревня - сказки, былины, сельскохозяйственные приметы, знахарские рецепты.

2) Город - книги. Происходит постепенная замена пергамента на бумагу, книги дешевеют и становятся более доступными. Появляются библиотеки, роль современного театра играет коллективное чтение. Обучение детей начиналось с 7 лет.

Математика не получила широкого распространения, т.к. цифровая система неудобна: для обозначения цифр использовались буквы, нет понятия нуля, дроби передаются словами (1/6 - полтрети,1/12 - пол полтрети и т.д.).

По поводу землеустройства бытовали разные мнения, начиная от плоской модели земли, над которой располагалось 7 небес, высказанной в «Книге Еноха». На небесах последовательно находились:

1) Духи дождя и снега.

2) Тьма.

3) Отдых бога.

4) Солнце, Луна, звезды.

5) Падшие ангелы.

6) Духи, ведающие движением светил, сменой времен года и т.д.

7) Место постоянного пребывания Бога.

Теперь становится вполне понятным выражение «на седьмом небе от счастья», т.е. у «бога за пазухой» в месте его постоянного пребывания.

Согласно другой точке зрения Земля подобна яичному желтку, а небо – скорлупе, т.е. наша планета шарообразна (1412 г. «Странник с иными вещьми»). Так сталкивались в нашей культуре христианское и античное мировоззрения.

«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (1466 - 1472 г.) – интереснейший источник по географии, этнографии, нравам и быту иных народов, доселе на Руси неведомых, живущих на краю ойкумены.

«Слово о погибели русской земли» неизвестного автора повествует о самом начале исторической трагедии – монголо-татарского нашествия. Иноземное иго длилось более двух с половиной веков. Началось все с разорения Рязани Батыем в 1237 году. Русские князья были вынуждены совершать долгие и унизительные путешествия в Орду. Первое предпринял Александр Невский в 1242 году, последнее Василий Косой в 1434г.

Огромные людские, культурные и моральные потери (например, Древняя Рязань была уничтожена вместе со всеми жителями, а это около 2 тысяч человек). Современная Рязань на другом месте. Из известных по археологическим раскопкам из 74 городов XII – XIII в. 49 были разорены Батыем, а в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Происходит почти полное забвение сложной техники, исчезновение предметов из стекла, искусства перегородчатой эмали, запустение пашен, нарушение торговых путей, а следовательно и обнищание, и экономическая и культурная изоляция Руси.

Но в отличие от завоевателей всех времен татары, убивая всех сопротивляющихся, не трогали покорившихся и не лезли в душу народа. Пока они были язычниками, их не волновала религия покоренных народов. Их интересовал только выход дани. Священнослужители были освобождены от выплаты налогов. Однако в тиши монастырских келий создаются произведения, призывающие на борьбу с врагом.

В это время в Орде принимают ислам, идут процессы распада, следовательно, страшные набеги совершают «дикие» никому не подконтрольные орды. К христианству уже относятся не столь терпимо как ранее.

Летопись никогда не была вне политики. Воюют княжества - воюют друг с другом в создании мерзопакостных «образов» враждебных князей летописцы, воспевая историю своего княжества и унижая вражеское. Летописец всегда представитель идеологии. Поэтому когда в 1377г. за два месяца монах Лаврентий переписал Повесть временных лет», он выразил общерусскую тенденцию т.к. уже произошло осознание себя как единого народа (общая территория, язык и главное - враг). Военная история неразрывно связана с духовной жизнью. К войне с татарами были готовы даже в рязанском княжестве (союзнике татар и враге Москвы), где происходит «Плач по рязанским князьям» погибшим во время нашествия. Не смотря на то, что многие княжества, не участвовали в Куликовской битве (новгородские бояре) – идеологически все были на стороне православных воинов.

Вот некоторые фрагменты из повести о разорении Рязани Батыем, созданной во времена Монголо-татарского ига в год 6745(1237), поскольку древнерусские летописи велись от создания мира: «пришел на русскую землю безбожный царь Батый… и прислал послов в Рязань… к великому князю Юрию Ивановичу Рязанскому, требуя от него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном…» Лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной… и стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить… сказал князю Федору Юрьевичу «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей»… «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь»…

Узнав о гибели мужа, княгиня вместе с ребенком бросается с превысокого терема. А его отец- Юрий Иванович плачет и молится. После чего выходит с дружиной из города и начинает сражение «один рязанец бился с тысячей, два с десятью тысячами…» «все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел бог грех ради наших…» А когда Батый брал города «текла кровь христианская как река сильная». Рязань держалась пять дней.

А потом к пепелищу Рязани подошел Евпатий Коловрат … «некий из вельмож рязанских»…

Дело в том, что древние русские авторы во всем следовали канону, поэтому, несмотря на то, что персонажи не вымышленные, а исторические, они ведут себя в соответствии с заданными им образами.

Захватчик – всегда горд и самоуверен, позер и краснобай. Кстати, в «Войне и Мире» Л.Н. Толстого образ Наполеона полностью соответствует этому образу. Согласитесь, его трудно назвать даже «слегка порядочным человеком». Он – олицетворение гнева господня… он лжив и немилосерден.

А защитник – образ положительный, перед сражением всегда молится. Поэтому так и похожи друг на друга реальные исторические лица. Неважно, кто это – Юрий Иванович или Александр Невский…

В связи с идеологической подготовкой победы над монголо-татарскими завоевателями нам интересен образ Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на борьбу с захватчиками.

Начиная с Сергия Радонежского, возрождается духовная жизнь Древней Руси. Он стоит у истоков нового подвижничества – подвижничества пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными в монгольское время. Но большинство святых эпохи уходят из городов в лесную пустошь. А пустынничество неизбежно связано с созерцательной молитвой и мистицизмом… Помимо своей воли, завещав пустыню своим более счастливым ученикам, он возвращается в монастырь. Он смирен и кроток. За решето гнилых корок Сергий нанимается к одному из монахов строить сени в келье. Крестьянину, смеявшемуся над ним «за худые ризы», он кланялся в ноги и посадил с собой за трапезу… Подобно древним русским святым, его преследуют темные силы. Но только с Сергием говорили «на языке огня и света». Ближайшие ученики видят, что когда игумен совершает литургию, кроме двух священников ему помогает «светоносный муж в блистательных ризах». На настойчивые вопросы учеников Сергий отвечает, что с ним служит ангел господень… Сергий первым из русских святых удостоился видения богоматери с двумя апостолами Петром и Иоанном, блистающих неизреченной светлостью… Пал ниц, не в силах терпеть нестерпимую зарю».

Возможно, на основании этого, мы можем говорить о каких – то элементах, родственных исихазму – ведь именно для исихазма характерно представление о нетленном Фаворском свете и божественных энергиях. Действительно, в XIV в. греческое и славянское влияние на Русь было огромным…

Сергий благословляет русское воинство на брань с врагами христианства. На Куликовском поле оборона христианства чудесным образом сплетается с национальным делом освобождения Руси и возвышением Москвы.

Заветы Сергия – любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения – стали характерными чертами русской культуры. И сам Сергий будет жить в ней «доколе жива земля Русская»…

Все эти тенденции олицетворяет и расцвет монументальной живописи XIV - XV в.в.

Феофан Грек (30-е гг. XIV в.- после 1405г.), приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в.: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых оттенков. Характерные черты художественного видения Феофана невозможно понять вне исихазма. Его святые как бы постоянно ощущают рядом присутствие божества. Христос-Пантократор сурово взирает на верующих. Световые блики как бы освящают его произведение «нетварным», божественным светом.

И в тоже время он стремился подчеркнуть бесконечность расстояния, разделяющего бога и человека (что не укладывается в рамки исихастской доктрины).

Андрей Рублев (около 1360- около 1430) уходит от исихазма еще дальше, в его творчестве просветленный мотив. В писанных им иконах святые становятся не карающими, а всепрощающими. В этом он полностью порывает с византийским каноном, закладывая основы иного – национального. Даже его страшный суд отражает идею торжества справедливости и дарует надежду на всеобщее прощение. Это не кара, а торжество добра над злом. Поэтому и стоит в спокойной, умиротворенной позе архангел Гавриил, подающий сигнал. И в этом новом каноне иконописи – вклад нашего государства в развитие мировой культуры.

Русская культура ХVI века.

Есть исторические деятели, о которых все знают. К их числу относится Иван Грозный. Кто не знает, что он создал опричнину, жестокий и кровавый террор против своих подданных. Кто не знает, что в припадке дикого гнева он убил собственного сына? При нем были присоединены Казань и Астрахань, началось завоевание Сибири, борьба за выход России к морям. При нем была освоена типография Ивана Федорова и напечатаны первые русские книги. Многие знают, что у него было много жен…

Но кто знает, что Грозный писал стихи на немецком языке? Что он сочинял музыку и дирижировал хором? Много ли известно, что под его руководством и при его участии была заново переписана история России с древнейших времен и создана многотомная всемирная история?

Для чего это надо знать? Многие сегодняшние проблемы пришли в нашу страну из прошлого. Например, крепостничество было создано при Иване Грозном…

Разве не встречаемся мы сегодня с пережитками имперского сознания - неуважением к свободолюбивым чаяньям малых народов, попыткам всем руководить из центра? Корни этого процесса уходят в XVI век, во времена холопства и верноподдничества, обожествления верховной власти. Разве не сталкиваемся мы и сегодня с непониманием преимущества демократических методов решения насущных вопросов жизни общества над авторитарными, диктаторскими?

А ведь именно Иван Грозный был основоположником и идеологом единодержавия, страстно боролся против парламентаризма, доказывая, что единовластие - единственная форма власти, обеспечивающая защиту интересов всех подданных без различия классов. Именно эту идею он настойчиво утверждал своим пером как публицист, именно эту идею он воплощал в жизнь с помощью кровавого террора поражавшего современников. Так закончились начавшиеся в начале правления Ивана IV реформы… В течение своего правления Иван Грозный проводил в жизнь основной принцип «равноправия»: «Все равны перед деспотом - равны нулю».

Кому не знакомы с детства строки Пушкинской сказки о Золотом петушке?

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга глядь,

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, лихие гости

Идут от моря…

Обстановка, кстати, совсем не сказочная. Такова была жизнь молодого русского государства, сложившегося к началу XVI века вокруг Москвы. Поэтому и ездили вдоль бескрайней окраинной полосы сторожевые заставы. Стояли на «годовании» (посменно по году) в опорных пунктах полки первой очереди.

Врага необходимо было обнаружить на бескрайних «татарских» равнинах. Существовали дороги, называвшиеся императорскими, крымского хана, великого хана и пр. На равнинах здесь и там были рассеяны по нескольку дубов, удаленных на 8,10,40 верст друг от друга. Под большинством из них стояло по 2 часовых. Один караулил на вершине, другой пас оседланных коней. Если караульный видел клубы пыли, он слезал с дерева, вскакивал на лошадь и скакал ко второму дереву, крича и делая знаки, что он видел людей. Его замечают и, засекая направление пыли, посылают нижнего скакать дальше. Итак, из рук в руки до первой крепости, хотя во многих случаях это табун диких лошадей. Но если тот кто остался является и подтверждает это сообщение, то часовые рассеиваются и отходят вглубь и идя по следу войска выясняют его приблизительную численность по следу в траве(которая высотой больше лошади, так как ее специально поджигают каждую весну, чтобы не было корма для татарских лошадей).Численность татар распознавали по глубине протоптанной или колеи или по количеству пыли… И тогда потаенными тропинками скачут в крепость с более подробными сведениями.Таких людей называли «вестовщиками», они по заранее разработанным маршрутам передавали вести. Полученные сообщения незамедлительно рассматривались царем и Боярской Думой. Интересно, что разрядная книга за 100 лет зафиксировала всего один случай, когда Дума признала ошибочным сообщение пограничной службы. В 1570 году поступило сообщение о готовящемся наступлении крымского хана. К несчастью ошиблась не разведка, а поверившая ей Боярская Дума. В том году именно с названного направления начался знаменитый набег на Давлет-Гирея. Он закончился сожжением Москвы. Татары славились своим умением наносить удары неожиданно. Они не брали с собой поклажи, а добычу составляли только пленники. У каждого из них было подменные лошади, на которых они могли перепрыгивать на ходу (рысь). Из оружия - лук, стрелы и сабля. Прекрасно стреляли на скаку. Более походили на привидения, чем на людей.

Разрядная книга, дает лаконичное, но яркое описание этого события… «крымский хан посады на Москве зажег, и от того огня грех ради наших, оба города выгорели, не осталось ни единой храмины, а горело всего 3 часа… дворян многу и народу бесчисленно… затхнулся от пожарного зною… И прииде государь к Москве. И видя ту великую беду, излил многие слезы, и повеле град прятити (восстанавливать) и мертвых людей…»

Как тут не вспомнить о золотом петушке.

«Ждут, бывало с юга…» - дьяки разрядного приказа записывают: «Крымский хан, царевичи и мурзы идут на русские украинцы».

«Ан с востока лезет рать…» «Казанские и астраханские немцы подошли под Орешек».

Ливонцы, польские паны – и так изо дня в день из года в год.

Из Официальной разрядной книги мы узнаем, как награждались воины и военачальники. Сначала присланный от царя боярин говорил: «Государь царь и великий князь велел вам поклониться и велел вас о здравии спросить». Затем следовали награды: монеты различного достоинства: «золотой притугальский» (Португальский), «золотой корабельный» (с изображением кораблика), «золотой московский» и др. Награда, зависела не от конкретных боевых действий, а по положению данного лица «по человеку смотря». Воеводам за победу давали «по шубе да по кубку» именно такая шуба называлась с царского плеча. Другим – шубы, ценой в 100, 60, 50, 35, 20 и 15 рублей, серебряные кубки, ковши, чарки. Так, предку автора сказки о золотом петушке «Григорию Григорьевичу сыну Сулейши Пушкину – шуба 20 рублев да чарка 2 гривенки, да ему ж 5 рублев за рану».

В Казанской истории, написанной в честь взятия войсками Ивана IV Казани, читаем: «Воеводы же московские, где убо ощутившие варвар, и на кого украину пришедших и тако там, собравшихся, прогоняху их и как мышей давяху и побиваху. Тобо есть от века… дело варварское и ремесло – кормиться войною».

В песнях о взятии Казани Иван Грозный – герой, в других – ирод…

На фоне такой быстроменяющейся исторической обстановки и появляется песня 16 века про царя Ивана Васильевича и купца…

Неправда ли, так и хочется подставить здесь имя лермонтовского героя, купца Степана Калашникова? И надо сказать, что это искушение как оказывается, отнюдь не беспочвенно. Хотя в повести, о которой идет речь, стоит другое имя – Харитон Белоулин.

Летом 1958г. Отделом рукописи Государственной публичной библиотеки была приобретена рукопись – обрывок какого-то сборника, конца 17 века – всего несколько листиков, обтрепанных, перепутанных, сшитых веревкой. Рукопись была завернута в лист бумаги, на котором карандашом была сделана надпись: «из города Пустозерского была привезена 1923».

Там, не имеющее начала древнерусское повествование об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулине, до того не известном. Сочетание реальности и вымысла. Иван IV – лицо историческое, а вот купец Харитон – вымышленное. До этого момента древнерусская литература не знала вымышленных героев. Все герои и антигерои – реальны (Кончак, Мамай и так далее). И вдруг внезапно выясняется, что ряд героических персонажей русской литературы типизировавших образы борцов за справедливость и за правду, берет начало еще в 16 веке и открывается никому не ведомым именем купца Харитона. Содержание повести относится к событиям хорошо известным. Иван IV казнил заговорщиков июльским утром 1570г., выведено на казнь 300 «знатных мужей», казнено было 116-120. Остальные отпущены. Вот отражение этого в повести: «в лето 7082г. … на пожаре среди Москвы уготовлено 300 плах, а в них 300 топоров и 300 палачей стояху и у плах онех… Царь и великий князь Иван Васильевич выехав на площадь в черном платье и на черном кони с сотники и стрельцы и повелел палачам имати по человеку из бояр и из окольничих и из стольников и из гостей… казьнити. Взяма же осьмого именем Харитона Белоулина и не могла на плаху склонити, бе бо велик возрастом и силен вильми…» А дальше события разворачиваются как в современном фильме ужасов. Харитон кричит Ивану Грозному, обидные слова о том, что царь - убийца невинных людей. Псари его скручивают и отрубают голову, кровь омывает плаху. Но отрубленная голова катится по алой земле продолжая выкрикивать обличительные слова царю, а обезглавленное тело встает и трясется. Оно стояло долго и упало лишь тогда, когда напуганный этим таинственным небесным знамением Иван Грозный повелел отменить казнь и всех помиловать.

Пожар в столице устроил Давлет Гирей, что позволяет точно идентифицировать время казни. Одеяние царя опричное, черное и скручивают Харитона «псари» т.е. опричники у которых «песья голова», приточенная к седлу символизировала то, что они преданы царю как собаки. Факт помилования совпадает, но в повести иное число казненных, чем в исторических источниках (7 против 120). И мы видим, как не в силах противостоять массовым казням, неизвестный писатель создает образ народного заступника, который смертью попирает смерть.

Насколько потрясли казни новгородцев современников, что в литературе появился первый известный нам вымышленный персонаж.

А бытовая жизнь шла своим чередом. На рубеже веков все привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Лавочники лежали и спали прямо перед закрытыми лавками. Лжедмитрий не спал после обеда и не ходил в баню, поэтому люди сразу поняли, что запахло Европой.

Русская культура 17 века.

Завершается история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всеобщего «обмирщения», возрастание государственной регламентации общественной жизни. В это время пробиваются первые ростки мирской культуры и расколом «взрывается» церковная.

В литературе формируется светское направление, в живописи – разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций. Вчерашние иконописцы делают первые, пока еще робкие шаги, в своих светских «парсунах» пытаясь передавать объем.

Уровень грамотности повышается: помещики - 65 %, купцы – 96%, посадские люди – примерно 40 %, крестьяне - 15%, стрельцы, пушкари, казаки – 1%. Грамоте чаще всего обучали в семье, существовали пособия по домашнему обучению. Буквари включали статьи по вероучению, педагогике, словари.

Азбуковники – словари иностранных слов со сведениями о правописании, падежах, склонениях и т.д., философские понятия, сведения об античных писателях и философах, географические материалы, сведения об отечественной истории, и больше непоминали современные энциклопедии.

Во время обучения применялись телесные наказания (розги, сокрушение ребёр).

В 1687 г. основана Славяно-греко-латинская академия, первое высшее заведение, предназначенное для подготовки высших чиновников, где учились представители всех сословий, от сыновей конюха до родственников патриарха или отпрысков древнейших княжеских родов, и всех национальностей - русские, украинцы, белорусы, татары, молдаване, грузины, греки. Но обязательное условие при поступлении – православная вера.

В 17 веке система образования в общегосударственном масштабе давала начальное образование, которое носило церковный характер. Тем самым обеспечивалось решение двуединой задачи – усвоение основ грамоты и воспитание христианской нравственности. Так знание и нравственность не находились в конфликте, а дополняли друг друга в образовательном процессе. Он, в свою очередь, включал чтение, пение, счёт.

Однако к научному знанию церковь относилась враждебно, о чём свидетельствуют проповеди и поучения церковников. В школьных “прописях” можно было встретить поучения для тех, кто учился читать: “Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости”, “не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит”. Невежество, негативное отношение к научному знанию, философствованию церковь рассматривала как добродетель, достоинство правоверного христианина.

Важным фактором, способствовавшим организации высшего образования, явилось книгопечатание. Начало этому было положено Иваном Фёдоровым, который в 1563 г. издал первую в России печатную книгу – “Апостол”.

В отличие от архитектуры 16 века (шатровый стиль – храм Василия Блаженного), в 17 веке происходит переосмысление древней трактовки крестово-купального храма как символического отражения мироздании. Храм уже мыслится как ”дом Божий”, который должен быть более замысловатым, богатым и красивым, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. В архитектуре начинают преобладать светские мотивы, художественные приёмы и формы. Завершающим в архитектуре 17 века явился стиль “русского барокко”, в котором нашли выражение принципы создания единого по стилю и декоративным формам ансамбля.

Наши рекомендации