Да не будем мы беречь князя Владимира
Да еще с Опраксой королевичной.
У него ведь есте много да князей-бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владимира.
И поехал Илья в одиночку мочить поганых в сортирах, и, понятное дело, попал в плен.
Говорил собака Калин-царь да таковы слова:
-Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да садись-ко ты со мной а за единый стол,
Ешь-ко ествушку мою сахарнюю,…
Золоту казну держи по надобью,…
Не буду служить тобе, собаке царю Калину
Еще буду служить я за веру за отечество.
Тут и богатыри опомнились, их вместе с Ильей 13 человек было. Наши все равно победили. Но при чем здесь Ахтыкар? Он тоже вел себя на пиру «неподобающим» образом, был оклеветан, и подобно Илье угодил в темницу, и точно так же чудесным образом был спасен дочкой правителя.
Сказание об Ахтыкаре в Греции превращаются в басни Эзопа, а на востоке порождают «Тысяча и одна ночь». Поразительно напоминает Ахтыкара премудрого и Хаджа Насредин.
Сюжеты былин в течение веков питали русскую литературу. Злободневны они и сегодня.
Славянское язычество – обожествление сил природы. Термин условный, объединяет магию, анимизм, тотемизм и т.д. Эти «ранние формы религии» не более чем научная градация, поскольку в чистом виде их не существует, они постоянно плавно перетекают друг в друга. Славяне верили в духов, сопровождавших человека от рождения до смерти. Весной устраивались праздники, посвященные солнцу. О том периоде мы мало что знаем. Согласно одной из точек зрения загробный мир язычников – отражение мира реального. Нет такого понятия как грех. Тот, кто был богат и знатен в этом мире будет богат и знатен в загробном. Ну, а если здесь был рабом, то будешь рабом и там. В этом смысле язычество противостоит укреплению государственной власти князя, т.к. отчисления в пользу государства делают людей более бедными. А народ вооружен. Следовательно, языческое мировоззрение приходит в столкновение с реальностью становления княжеской власти.
980 г. – попытка создать единую языческую религию (князь Владимир). Создан пантеон славянских богов, во главе – бог полян Перун. Провалилась, так как почему Перун, бог дружинников-полян главный? Остальным обидно.
988 г. – введение Христианства. И с этого момента культура Древней Руси очень тесно начинает соприкасаться с культурой Восточной Римской империи – Византии. В архитектуре усиливается связь с древне-римскими строительными технологиями. Активно использовался так называемый «римский бетон». Основной строительный материал – плинфа (более плоская, чем современный кирпич и менее правильной формы, далее шел слой бетона, снова плинфа и т.д.), существовала и система расчета конструкций.
Крестово-купальный тип храма напрямую заимствован из Византии. В нем прямоугольный интерьер рядами столбов делится на продольные части – нефы (3-5 или более). Четыре центральных столба соединялись подруженными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершающийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены 4 цилиндрических свода, образующих в плане крестообразную структуру (отсюда и название).
Восточная часть – апсиды (полукружья). Поперечное пространство в задней части храма называется притвором или нартексом. Здесь на втором этаже – хоры.
Главные строители – византийцы, но им приходилось считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях древнерусского деревянного зодчества, по этой схеме и шла выработка собственных национальных архитектурных традиций.
В живописи традиции так же заимствованы. Византийские мастера для изображения потустороннего мира отказались от изображения прямой перспективы. Их перспектива обратная, а святые изображаются в плоскостной манере. Ведь не мы смотрим на икону, а икона на нас. Для иконописи того времени характерно: следование канону (один набор сюжетов, типов изображения и т.д.) и импересональность (роль творца играет церковь, художник лишь исполнитель божьей воли). Развивается монументальная живопись – мозаика и фреска и искусство книжной литературы.
В 1187 г появляется «Слово о полку Игореве». Подлинники не сохранились. «Слово» приобрел известный коллекционер Мусин-Пушкин. Вместе с Троицкой летописью оно хранилось в Москве. Все это было в единственном экземпляре и сгорело, когда в Москву вошел Наполеон (1812г.). Сохранилось несколько копий. Однако в те времена древнерусский язык понимали немного хуже. Отсюда – некоторые перлы, например «растекается мыслью по древу». Как известно, мысль по древу не течет (хотя у кого как). А вот мысию – это белочка (перед этим ведутся, сравнивая с другими животными), т.е. мысль скачет подобно белочке по дереву. Но при переводе на современный русский, теряется вся поэтичность этого произведения, поскольку, автор передает шипящими шелест ковыля в степи, в звуках той речи слышно даже завывание волков. Современному языку передать это недоступно.
Понять суть «Слова» невозможно не зная канвы исторических событий. То было наследие киевского величия. В эпоху усобиц народ сохранял единую волю, верил в свои силы. Вот эту веру и воспевает автор «Слова о полку Игореве».
Половцы – кочевой народ, угрожавшие существованию не только России, но и Византии. Византия часто обращалась за военной поддержкой. Но были две княжеские ветви: Ольговичи и Монамаховичи. Игорь - Ольгович, а они традиционно дружили с половцами. И уж если Ольгович пошел в бессмысленный поход, значит дело единения Руси намного выше интересов борьбы за власть. Ведь незадолго до своего похода Игорь на ладье Кончака бежал от Монамаховичей. Чтобы не возникло ложных представлений о мощи половцев, мы должны знать, что у них огнеметные машины, стреляющие греческим огнем и луки на повозках, тетиву которых натягивало 50 человек. Военные машины в то время назывались на Руси «пороки».