Понятие культуры. Культура и цивилизация
Проблемы культуры начинаются с выяснения значения слова культура. Лингвисты переводят это слово как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах – агрокультура, т.е. слово, связанное с земледелием. Впервые, как характеристику человеческого духа, это слово применил Цицерон. В обыденном сознании до сих пор бытует представление о культурном человеке как о знатоке литературы и искусства. Это поверхностное впечатление. На самом деле, в человеке сочетается культура внутренняя (духовное богатство личности) и внешняя (манеры, речь, внешний вид). Внешняя культура может быть подлинной (проявлением духовного богатства личности) и мнимой (поверхностный лоск, нередко скрывающий бездуховность и цинизм). Но культура не только духовные ценности. Это многогранное явление. Существует более 500 определений культуры. Попытаемся дать обобщение. Культура – универсальный способ существования людей и освоения окружающей действительности, исторически определенный уровень развития производственной и социально- духовной жизни общества, творческих сил и способностей человека.
В древнем Китае рассказывали старую сказку о том, что ранние люди были дикими. Их защищали от хищников только клыки и когти. Когти и клыки зверей были больше. И звери убивали людей. А потом появился мудрец, который сказал: давайте вить гнёзда на деревьях подобно птицам. И люди стали спать в этих гнёздах, и хищники перестали убивать их по ночам. Это продолжалось очень долго, пока новый мудрец не сказал: давайте строить из деревьев дома на земле. И люди стали жить в домах. Но если бы кто-нибудь в эту эпоху предложил вить гнёзда на деревьях, то был бы он не мудрецом, а глупцом.
На примере этой необычной сказки мы можем очень чётко отделить природу от культуры. В отличие от природы, культура – это всё, что создано человеком во благо других людей. Она возникает вместе с человеком в эпоху нижнего (раннего) палеолита ~2,5 млн. лет назад. Природа без человека не имеет отношения к культуре. Но существует воздействие человека на культуру и её обратное влияние (например, отражение её образа в полотнах художников) на человека.
Однако не всякое порождение человеком неприродное явление – фактор культуры. Достаточно вспомнить войны, костры из книг и безрассудные казни. Это – проявление антикультуры, порожденное цивилизацией. В науке нет единого подхода к определению понятий культура и цивилизация. Цивилизация – это внешний по отношению к человеку мир утилитарных (утилитас – польза, выгода) средств и форм общежития, которые способствуют совершенствованию культуры и делают её достижения доступными человеку. Общество успешно развивается лишь в условиях единства и взаимодействия культуры и цивилизации. Противоречия между ними драматичны, а порой и губительны для человека.
Культура как результат материального и духовного производства существует в материальной и духовной форме:
1. материальная: орудия труда, средства производства, предметы быта и
жилища, здания, сооружения, дороги, транспорт и т.д., т.е. искусственная среда обитания человека.
2. в процессе духовного производства люди вырабатывают определённые нормы, традиции, взгляды, идеи, теории, знания и умения, творят произведения искусства. Материальная и духовная культура взаимосвязаны между собой. Можно привести небольшой пример. Традиционно считается, что Александр Македонский – великий полководец, а Чингис-хан – варвар. Между тем, империя, созданная «варваром» превышала по своим масштабам империю Александра Македонского. Почему превозносится один и уничижается другой? Они принадлежат к разным цивилизациям и совершенно чуждым друг другу культурам. Их отделяют тысячелетия. Но Александр ближе европейцам, т.к. его государство основывалось на эллинистической культуре, современная цивилизация тоже.
Вольные, как ветер, кочевники создали уникальную культуру, но не оставили после себя никаких памятников, т.к. всё созданное ими было лёгким и предназначалось для перевозки на далёкие расстояния. Однако следует помнить, что даже в ХХ века кавалеристы ездили на лошадях одного цвета и пользовались саблями – изобретением кочевой цивилизации, так же как и стременами, ибо невозможно без другого. Даже римская кавалерия не знала сабель, т.к. не знала, что такое стремя. А если мы возьмём современные
туристические палатки, то их прототипы – переносные жилища кочевников-разведчиков.
А теперь мысленно перенесемся в наше время. Помните знаменитую книгу Л.И. Брежнева «Целина»? Н.С.Хрущев начал освоение целины. Первые годы целина давала огромные урожаи хлеба, но почва быстро истощилась. Жизнь и быт кочевников возникли не на голом месте. Они жили, так потому что не могли развивать земледелие. Поэтому и создали своеобразную «кочевую» культуру, ибо это означало жизнь, а земледелие - медленное угасание. Кстати, когда Чингиз-хан завоевал Китай, китайская власть зимой переселялась в юрты, так как там было теплее, чем в постоянных китайских жилищах. Чтобы вы представили себе уровень Китая можно привести один пример - наши предки еще жили непонятно где и вероятно ходили в шкурах, а в Китае уже знали, что такое бумага и печатный станок. Создание нового неизбежно без переработки старых культурных традиций. Творческое созидание включает три стадии:
1) восприятие старого культурного наследия
2) Его творческую переработку
3) Создание новых шедевров
А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос. Какова связь между гербом Москвы, Римской империей и древним Вавилоном? Дело в том, что символы разных культур подобно птице Фениксу сгорают в огне времени чтобы возродиться уже в ином обличии. Уместно вспомнить и строки А.С. Пушкина.
Гусар! Все тленно под луною
Как волны следам за волною
Проходят царства и века
Скажи, где стены Вавилона?
Где драмы тощие Клеона?
Умчала все времен река.
А в древнем Вавилоне, когда суша еще не отделилась от воды, первые боги пытались указать путь бесформенным стихиям. Праотец Апсу и праматерь Тиамат были недовольны деяниями порожденных ими богов и решили их истребить. Мудрейший из богов Эа узнал об этом и убил праотца. В ярость пришла Тиамат, увидев, что хаос меняется порядком. Только младший из богов – Мардук согласился выступить, но взамен боги – братья должны были провозгласить его царем. Приняв, верховную власть он вскочил на колесницу, взяв в руки огромную сеть. Восемь ветров послушно окружили, каждое движение рождало молнии. Но Тиамат не испугалась, она раскрыла пасть, думая проглотить его вместе с колесницей. В этот момент Мардук вогнал ей в глотку восемь ветров. Когда Тиамат стала задыхаться, ее пронзило копье. Такова, вкратце история создателя человека из глины, седьмого, младшего брата младших богов – Мардука. В ветхом завете Мардук принимает образ Иеговы, а Тиамат – Левиафана. На многих православных церквях под крестом находится полумесяц (первоначально имевший образ дракона). Это не символ победы христиан над мусульманами, это знак поражения зла. Герб Москвы – Георгий-Победоносец поражающий змея. И сияет над столицей герб, изображающий забытого бога давно погибшей культуры, но миллионы его видят по-другому – в контексте христианской культуры. Представим себе человеческую голову, где волосы растут внутрь, а среди них мечутся мысли. Подобно этой диковинной голове иные культуры усваивают опыт прошедших времен вливая в диковинные старые сосуды новое содержание. Повсюду нас окружают древние символы, которые мы расшифровываем только в контексте своей культуры зачастую, не понимая, что не карася держал ты в руке, а диковинную золотую рыбку.
Примерно в VII в. до н. э. Родился ассиро-вавилонский миф об Ахтыкаре. Древнегреческие ученые признавали жанр басни изобретением ассирийцев и вавилонян, и их влияние на создание басен Эзопа. Арабская версия сказала влияние на составителей Корана и сборника «Тысяча и одна ночь». В разном облике Ахтыкар вошел в различные культуры (Эфиопия, Россия, Византия и т.д.). Его высказывания злободневны и сегодня:
Лучше с учеными камни таскать, чем с дураками пить вино. Не позволяй ближнему наступить тебе на ногу, ибо потом он наступит тебе на шею. Собаку, которая оставила своего хозяина и следует за тобой - гони камнями.
Примерно так действует механизм творческой переработки старого культурного наследия и создание на его почве новых шедевров.
Важную роль в культуре играют воспитание и образование. Они способствуют усвоению накопленных обществом духовных ценностей и норм поведения, является средством социализации личности и важным условием дальнейшего развития культуры. Главная цель и ценность культуры – человек, его духовное совершенствование. В этом состоит сущность культуры. У культуры есть одна интересная особенность – человек не в состоянии заметить окружающую его культурную среду. Иными словами говоря мы с вами не замечаем православных храмов, стен древнерусских городов и т.д. Мы живем в этой среде. Но как только мы покидаем это, так начинает мучить ностальгия. То же самое можно сказать и о иноземцах. Индус не замечает окружающих его храмов, священных коров и аскетов, но, попав в Россию сразу же заметит культуру нашей страны, т.к. она иная. То же самое относится и к нашим соотечественникам, повидавших своими глазами Индию. Вспомните «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
О. Шпенглер (1880 – 1936). А. Тойнби (1889 – 1975).
О. Шпенглер – немец, в 1918 г. опубликовал «Закат Европы», где предложил отказаться от привычной схемы (Древний мир – Средние века – Новое Время), т.к. общественное развитие – циклический процесс, следовательно, необходимо выделить множество уникальных и неповторимых культур. Культура рассматривалась им по аналогии с биологическим организмом (рождение, развитие, смерть). Мировая история не едина и циклична. Культура возникает тогда, когда из первобытного, хаотического состояния рождается «великая душа» и развертывает свои возможности в виде народов, языков, вероучений, искусств, наук. Рассматривает 3 исторические культуры:
1. античная («душа Апполона» - в качестве идеала – чувственное тело)
2. европейская (душа Фауста – беспредельное пространство, динамизм)
3. арабская (магическая душа, следовательно, магические взаимоотношения души и тела, их двойственность).
Из всего этого следует специфическое содержание каждой из культур.
Культура проходит детство, юность, возмужалость и старость. Завершающая стадия – Цивилизация (т.е. самые крайние и искусственные состояния на которые способен более высокий тип людей это – конец). Закат Европы (Западная Европейская культура перешла в цивилизацию, следовательно, ее будущее пессимистично).
Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Постижение истории (12 томов) с 1934 по 1961 гг. Под влиянием Тойнби – теория круговорота локальных цивилизаций. К ним относят: западное, православное, христианское, исламское (иранское и арабское), сирийское, индийское, древнекитайское («живые божества») и «мертвые» минойское, шумерское, хеттское, вавилонское, египетское и др.
Каждое состоит в родстве с более древним (основной признак – вселенская церковь и степень удаленности от места возникновения (например, Рим и Византия )).
Стадии развития: генезис, рост, надлом и распад. Закон «вызова и ответа» определяет стадии развития. Адекватность ответа на вызов – заслуга «творческого меньшинства». Основная причина надлома – утрата обществом способности к самодетерминации (развитию). Распаду цивилизации противостоит «Вселенская церковь».