Духовная культура Древней Греции
Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.
За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу "О богах" был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.
Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения.
Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный", "Персы"), драматурги Софокл("Царь Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.
Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.
Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.
Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей: Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.
Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военнизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.
Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.
39. Античность как тип культуры. Древнеримская культура
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. аntqus – древний) для определения греко – римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, политические и юридические взгляды.
Античная цивилизация (I тыс. до н.э. – V в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
1. Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.).
2. Архаический (VIII – VI вв. до н.э.).
3. Классический (V – IV вв. до н.э.).
4. Эллинистический ( конец IV – I вв. до н.э.).
Характерные особенности античной культуры.Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии. Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями были политика, война, управление. Афины в период своего расцвета – республика, Рим – империя. В Греции человек – мера всех вещей, в Риме человек – песчинка. В отличие от Эллады, в Римской империи широко использовался рабский труд. Столица империи – Рим – блистала роскошью и великолепием: здания из разноцветного мрамора, памятники в честь победы полководцев. В Риме было около 1780 роскошных дворцов.
Римская культура была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкающие к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы, военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим» - гласила поговорка, ибо со всего света устремлялись туда многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ. В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греч. областей, эллинистических государств (Египет и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так сформировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала Греко – римская культура (I – IV вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой избранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие правотворчество.
Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Ранняя история Рима окутана преданиями и легендами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большое строительство. В результате кровопролитных войн римлянами были завоеваны обширные территории. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.
На этом фоне общественно – политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы – повествования о богах – не получили такого развития, как у греков, уступив свое место историческим преданиям.