Духовная культура. искусство

Искусство как сфера художественной деятельности и ее продуктов — художественных произведений — это одна из древнейших областей человеческой деятельности.

Согласно археологическим данным, зарождение перво­бытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад. Это вре­мя формирования вида Homo Sapiens — Человека Разумно­го, у которого складываются психические способности, не­обходимые для художественного творчества.

В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социаль­но обусловленный способ человеческой деятельности, с по­мощью которого люди стремились решать какие-то практи­ческие задачи своей жизни.

По всей видимости, уже в первобытные времена ху­дожественное творчество опиралось на мифологические представления и имело магический смысл. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способству­ющими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотноше­ниях с природными силами.

Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности; в нем сосуществовали мифологический, практический и иг­ровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделя­лись как особые формы искусства; не было в древности и разделения между творцами, исполнителями и потребителями искусства.

Если, по Энгельсу, труд создал человека, то к этому следу­ет добавить: и труд в сфере искусства. Есть основания счи­тать, что весьма существенную роль в развитии языка и мыш­ления первобытных людей играли коллективные магические ритуалы типа танцевальных пантомим, которые в игровой форме имитировали совместные трудовые действия, хозяй­ственные операции, половые отношения, важные события племенной жизни.

Так, в мужском охотничьем танце, предварявшем выход на облаву, участники вонзали в рисунок зверя дротики. Это служило, по законам мифологического мышления, магичес­ким средством обеспечения последующей успешной охоты. Фактически подобное театральное действо функционально было подготовкой, репетицией будущей облавы на зверя, а после возвращения с охоты оно могло выступать как «рас­сказ» о ней. В таком действе синкретично соединялись танец, мимика, музыкально-ритмическое звучание колотушек, ро­гов и трубок, маски, графические и пластические изображе­ния. В «звуковое сопровождение» включались песенные на­певы и членораздельные речевые сигналы. Например, ими­тация броска копья сопровождалась определенным, постоян­но повторяющимся звукосочетанием, которое становилось фонематическим знаком, обозначающим это действие (бро­сание копья), а заодно и само копье (известно, что в прими­тивных языках одним словом обозначается и действие, и пред­мет, с которым оно связано).

Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, чело­век превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обо­чине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Их уделом становится биологическое суще­ствование, погоня за примитивными чувственными удоволь­ствиями. История свидетельствует, что в самые тяжелые вре­мена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Это дает ему силы сохранять и совершенствовать человеческий образ жизни. Если же государство считает «излишней роскошью» поддерживать развитие искусства, то об­разуется культурный вакуум, заполняемый ростом пьянства, наркомании, преступности и бандитизма.

Функции искусства

Как уже говорилось, искусство есть сфера художествен­ной деятельности. Но что составляет специфику этой деятель­ности, зачем и для чего она нужна? Укажем несколько функ­ций, которые выполняет искусство и ради которых люди к нему обращаются.

Рекреативная функция. Самый простой и наименее тре­бовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и раз­влечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту фун­кцию, искусство должно быть легкодоступным, не требую­щим особых усилий для восприятия. Оно должно радовать глаз, веселить душу, быть «приятным». Многие люди ничего другого от искусства и не ждут. На рекреативную функцию ориентируется так называемоемассовое искусство.

Воспитательная функция. Искусство выступает как сред­ство воспитания, нравственного, духовного, социального со­вершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «по­учать развлекая».

Идеологическая функция. Возможность использовать ис­кусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в ху­дожественном произведении находят выражение определен­ные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимаю­щие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой за­дачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социаль­но-политические симпатии и антипатии.

Стремление поста­вить искусство на службу власти — давняя тенден­ция. Уже в древних государствах знать содержала поэтов, художников, музыкантов, которые должны были прославлять своих господ. В.И.Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР Коммунистическая партия осуществляла руководство искусством: официально признан­ным и обязательным для советского искусства был метод «со­циалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались.

Познавательная функция. Из художественных произве­дений мы многое можем узнать. В живописи перед нами пред­стают исторические события, портреты выдающихся деяте­лей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Ху­дожник передает дух эпохи, национальный колорит культу­ры. Читая исторические повести и романы, можно почерп­нуть массу впечатлений, которых не даст изучение истори­ческих документов.

Художники нередко оказываются провидцами: они ка­ким-то неведомым путем предугадывают будущее. Художе­ственное предвидение подчас опережает науку и оправдыва­ется даже вопреки научным представлениям современников. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впослед­ствии воплощаются в действительность.

Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его ро­манах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществле­ны 98. У Герберта Уэллса из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 — 47. Уэллс в романе «Машина вре­мени», написанном в 1895 году, за 10 лет до появления первой статьи Эйнштейна с изложением основ теории относительно­сти, высказал мысль об относительности времени.

Эмотивная функция. Все рассмотренные функции искус­ство способно выполнять и действительно выполняет. Но пе­речисленные функции не являются общими для всякого ис­кусства. Есть произведения, несущие ту или иную из указан­ных функций: одни служат для развлечения, другие — для воспитания, третьи — для получения знаний. Кроме того, все упомянутые функции — развлечение, воспитание, распрост­ранение идеологии, познавательная деятельность — задачи не только и не столько искусства. Они не являются характерны­ми исключительно для него. Это неспецифические его функ­ции, а потому они не раскрывают природу искусства, не объясняют смысл художественной деятельности.

Но есть еще одна функция искусства — эмотивная. Она заключается в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Мы не станем читать книгу, всматриваться в карти­ну, просиживать несколько часов в театральном зале, если это нам неинтересно. Произведение искусства должно быть ин­тересным. Разумеется, вкусы у людей различны, и произве­дение искусства, захватывающе интересное для одних, может у других вызвать скуку. Но, во всяком случае, искусство нуж­но людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, по­буждающий их отдавать время, силы и деньги только ради того, чтобы получить удовольствие от самого процесса вос­приятия художественного произведения.

Тайна художественности как качества произведений ис­кусства — в том, что они затрагивают наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вы­мысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произве­дения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение.

Любое художественное произведение непременно долж­но воздействовать на человеческие чувства и рождать эмо­циональный отклик. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и не­пременной для всех его видов, форм, жанров. Если произве­дение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дой­дет» до публики.

В произведениях искусства выражаются различные эсте­тические идеалы, по-разному ставятся задачи художествен­ного творчества, используются разные средства, приемы и правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его ин­дивидуальный стиль.

Но существуют и общие черты, объеди­няющие творения целой группы авторов и типичные для ис­кусства в течение достаточно долгого исторического перио­да. Художественный стиль (или «большой стиль») есть един­ство эстетических идеалов и творческих методов, определя­ющее типичные черты многих произведений искусства в оп­ределенную эпоху.

Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого ху­дожественные стили были едиными для всей культуры. Древ­неегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «моностильными». В них господствовали каноны, опре­делявшие общие характерные черты художественных произ­ведений в различных видах искусства и очень медленно из­менявшиеся.

К концу европейского Средневековья уже на­метилось в рамках единого для всей культуры художествен­ного стиля сосуществование двух архитектурных стилей — романского и готического. Однако лишь в культуре Возрож­дения начала складываться разностильность искусства. С это­го времени «большие стили» стали формироваться как доми­нирующие в искусстве определенной эпохи, но существую­щие наряду с дополняющими их другими стилями.

В «поли­стильной» культуре творец-художник получает возможность выбора эстетического идеала и средств его выражения. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, ро­мантизм, реализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени.

В преддверии XX века наступает время, по­лучившее название «эпохи модернизма», в котором отсутству­ет стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, сим­волизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, аб­стракционизм и т. п.). В настоящее время искусствоведы го­ворят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течени­ями (гиперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, нео­классицизм и т.д.).

16. Религия как форма духовной культуры. Функции религии

Религия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат . religare – связыват ь) – ст ремление человека к жизни в единст ве со сверхъест ест венными силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.

Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨ мировоззренческая функция: любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, – мировоззренческие, смысложизненные;

¨ компенсаторная функция: религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация – это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨ коммуникативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨ регулятивная функция: с помощью определенных идей, ценностей,

установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция: религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨ культурно-транслирующая функция: религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨ легитимирующе-разлегитимирующая функция: религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.

Типологии религий

В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические (вера в одного Бога);

2) политеистические (языческие религии, восточные культы – вера во многих богов);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм,

конфуцианство).

По степени распространенности:

1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);

2) локальные, национальные религии (характерные для одного народа или региона – иудаизм, синтоизм, даосизм).

Национальные, локальные религии – это религии, которые не вышли за рамки одной страны или региона.

Индуизм – историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.

Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных они эволюционировали к более абстрактным, взглядам. Так

сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к X – VII вв. до н.э. Что же включает религиозно-философская система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала – пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы, – духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.

Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства. Доасизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником философско-религиозной доктрины доасизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения – фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Дэ. Дао (дословно – путь) – это Великий Закон и Абсолют одновременно. Обычно даосы говорят о двух Дао. «Безымянное Дао» порождает вселенную,

«Именуемое Дао» создает конкретные вещи. Дао неразрывно связано с Дэ (благодать). Дэ – это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, воспитывает их, делает зрелыми, ухаживает за ними ». («Дао дэ цзин», №51).

Конфуцианство – основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель этого учения – Конфуций. В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.

Синтоизм. Синто (дословно – путь богов) – национальная религия японского народа. Уже в I-III вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская поклонение как «своим», так и иным богам одновременно. Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.

Иудаизм – первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании евреев Яхве принимает образ Творца мира, носителя всего сущего и

покровителя евреев – «избранного народа». Тора и Талмуд – «священные книги»

иудеев.

Мировые религии – эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.

Буддизм – мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога – творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм – своеобразных элементов психофизического мира. В буддизме существует пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.

Христианство – мировая религия, возникла у иудеев в I в. н.э. Основатель христианского учения – Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу – Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия – Пасха.

2. Католицизм (пер. с гр. – вселенская). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына («филиокве»). Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник – Рождество, основной символ – распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

3. Протестантизм. В XVI в. Европу охватила Реформация – движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения – чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Ислам – мировая религия. В переводе с арабского «ислам» означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед – основатель ислама. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман. В исламе признаются пять религиозных правил веры: аш – шахада – исповедание веры; ас – салат (намаз) – молитва; ас – саум

– пост; аз – закят – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество.

Наши рекомендации