Понятие, характеристика, виды русских народных подвижных игр, их значение для развития дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1. Теоретическое обоснование условий применения русских народных подвижных игр в образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации | |
1.1.Понятие, характеристика, виды русских народных подвижных игр, их значение для развития дошкольников | |
1.2.Методика обучения детей дошкольного возраста русским народным подвижным играм | |
1.3.Психолого-педагогические условия применения русских народных подвижных игр | |
Выводы | |
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы использования русских народных подвижных игр в образовательном процессе дошкольной образовательной организации | |
Ø 2.1.Организация и результаты констатирующего эксперимента | |
Ø 2.2.Обоснование содержания и методики реализации педагогического проекта «Русские народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». | |
Заключение | |
Список литературы | |
Приложения |
Введение
Дошкольный возраст – важный, неповторимый этап в жизни каждого человека. В этом возрасте начинают развиваться процессы социализации, установления связи ребенка с ведущими сферами жизни: миром природы и людей, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития.
Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к спортивно-оздоровительным мероприятиям, играм, физической культуре и потребности в таких занятиях.
«Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству». [16]
Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Потребность детей в подвижных играх естественна, в них можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его[28].
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития: В. Штерна, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Л. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Д. Б. Эльконин отмечал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка[34]. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали [4]. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы[29]. Поэтому крайне важно правильно организовать игры, что в свою очередь позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Большой вклад в разработку методических проблем в изучении подвижных игр внесли такие исследователи, как Э. Я. Степаненкова, Ф. М. Литвинова, Д. Б. Эльконин и другие. Э. Я. Степаненкова писала: «Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства».
Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, Е. А. Покровский уделяли большое внимание играм, которые выступали в качестве средств физического развития ребенка. На практике ими было доказано, что на развитие физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и силы, большое влияние оказывают подвижные игры, к их числу относятся русские народные подвижные игры. Учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, они разъясняли их значение для физического развития ребенка и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Каждый народ, в зависимости от условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания. В разработке содержания и организации подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, М. Ф. Литвиновой, Э. Я. Степаненковой.
С. К. Якуб отмечал, что игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры [35].
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются эффективным средством всестороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике. В связи с этим, возникает проблема: каковы организационно-методические и психолого-педагогические условия применения русских народных подвижных игр в ДОУ, позволяющие их использовать для эффективной реализации образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель исследования: выявить организационно-методические и психолого-педагогические условия применения русских народных подвижных игр в образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – русские народные подвижные игры.
Предмет исследования – практика применения русских народных подвижных игр в современной ДОО.
Гипотеза исследования: русские народные подвижные игры могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),
- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),
- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.
Задачи исследования:
1.Обосновать теоретические основы применения русских народных подвижных игр в практике ДОО.
2.Выявить опыт применения русских народных подвижных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
3.Выявить уровень профессиональной готовности воспитателей к работе по применению русских народных подвижных игр в образовательном процессе ДОО.
4. Разработать педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры», направленный на внедрение системы русских народных подвижных игр в образовательный процесс ДОО.
Для реализации вышеперечисленных задач были использованы следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ педагогической документации; беседа (с педагогами и детьми); анкетирование воспитателей, наблюдение, педагогическое моделирование.
Организация исследования. Работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла.
Исследованием охвачены: два педагога, 27 детей средней группы .
Работа над педагогическим исследованием проходила в три этапа.
На первом этапе (2014 - 2015 гг.) осуществлялась разработка теоретических основ данной проблемы. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; были определены исходные параметры исследования, его понятийный аппарат.
На втором этапе (2015 - 2016 гг.) организован констатирующий эксперимент, направленный на изучение опыта работы педагогов детского сада по применению русских народных подвижных игр в практике ДОО.
На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) разработан и частично апробирован педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры», сформулированы выводы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогического проекта на тему «Русские народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы, список литературы, приложение.
1. Теоретическое обоснование условий применения русских народных подвижных игр в образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации
Структура проекта
· название проекта:педагогический проект «Русские народные подвижные игры»
· категория: разработанный и частично внедрённый
· краткосрочный
· база выполнения проекта: средняя группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла, 27 человек
Паспорт проекта
Актуальность проекта: необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.
В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством здоровьесбережения, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике;
цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры;
задачи проекта:
Ø обучение народным подвижным играм и совместным действиям;
Ø развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством русских народных подвижных игр;
Ø закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр;
Ø воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Ø использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
Ø этапы проекта:
Ø 1 этап – подготовительный:
Ø подбор методической литературы;
Ø работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
Ø разработка занятий.
Ø 2 этап – основной. Реализация проекта.
Коммуникация:
Ø заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
Ø включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
Здоровье:
Ø организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей.
Безопасность:
Ø объяснение техники безопасности.
Социализация:
Ø совместная игра;
Ø ознакомление с атрибутами игр;
Ø ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.
Познание:
Ø объяснение правил игры;
Ø рассказ об истории народных подвижных игр;
Ø беседа «Как играли в старину».
Ø 3 этап – заключительный:
Ø проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр».
Приложение, содержащее материалы, подтверждающие реализацию проекта в приложениях к диплому.
Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
В экспериментальной части было выявлено следующее: использование русских народных подвижных игр для среднего дошкольного возраста недостаточно.
В данной работе выполнены поставленные задачи и доказано, что русские народные подвижные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знанийи умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
ü систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),
ü использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),
ü интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник!
Список литературы
1. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.
2. Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей. С-Петербург 1871 Историко-архивные материалы 19 века.
3. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. – 7-е изд., перераб. и доп. изд. – Спб., 1913.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – с. 61-64.
5. Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.: Просвещение, 2005.- 417с.
6. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
7. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – с. 10-14.
8. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: Дошкольное воспитание, 1965. – 137 с.
9. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание.2005, № 4.
10. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича. М. : Издательский дом «Академия», 2000 – 231 c.
11. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
12. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
13. Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.
14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.
15. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952. – 234 с.
16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
17. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986
18. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
19. Маханева,М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева.- М.: Просвещение, 1998.- 247с.
20. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн.-М.: Владос,2005.-Кн.1.- 271с.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992.
22. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.
23. Подласый,П.П. Педагогика - М.: Владос, 1996.- 432с.
24. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России - Тип. А. А. Карцева, 1884 г. – 389 с. Историко-архивные материалы 19 века.
25. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011. - 184 с.
26. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез 2009 64с.
27. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет М:Мозаика-Синтез 2014 144с.
28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 368 с.
29. Сухомлинский В. А. О воспитании Москва, 1973 г.
30. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.-96с.
31. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999.
32. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: Академия, 1989. – т.6. – 340 с.
33. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.:Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. – 360 с.
35. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Воспитатели средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 85 комбинированного вида» г.Орла:
1. Потапова Ольга Юрьевна
2. Третьякова Оксана Александровна
Список группы:
1. Андрей Б.
2. Греб В.
3. Захар Г.
4. Валерия Е.
5. Валерия Ж.
6. Амалия З.
7. Евгения З.
8. Анастасия К.
9. Вячеслав К.
10. Кристина К.
11. Алина К.
12. Варвара К.
13. Полина К.
14. Анастасия М.
15. Артём М.
16. Михаил М.
17. Екатерина М.
18. Мария Н.
19. Наре О.
20. Анна П.
21. Алиса П.
22. Дмитрий П.
23. Ева П.
24. Софья Р.
25. Александр С.
26. Анастасия Т.
27. Евгений Ф.
Приложение 2.
Описаниями следующих игр: 1) Золотые ворота, 2) Кулачки, 3) Царевич-Королевич.
Золотые ворота.
Золотые ворота,
Пропустите вы меня.
Я и сам пройду,
Да всех детей проведу.
Скоро день кончается.
Ворота закрываются.
(«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)
Кулачки.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кук мак, кук мак – убирай один кулак!
Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих:
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры, либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.).
Колечко
Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.
Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко".
Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его.
Ручеек
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Игра « Царевич – Королевич»
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич (идут дети по кругу).
Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,
Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки).
Он царевну выбирает, он царевну выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)
Царевне поклонись, царевне поклонись,
Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич ( хлопают в ладоши).
СЧИТАЛКИ
Шел баран...
(русская народная считалочка)
Ø Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмет —
Тот и вон пойдет.
Ø
Ø Шла коза по мостику...
(русская народная считалочка)
Ø Шла коза по мостику
Ø И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
Ø
Ø Приложение 3
Консультация для родителей
«Русские народные подвижные игры для детей.
Играйте вместе с нами»
На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
- обогащаем словарь.
Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.
1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "
Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
2. Игра "Платочек"
Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает),
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает).
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
3. Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.
Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Используемая литература
М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
Досуг
«Путешествия в Страну русских народных игр»
Ø Цель:
Ø обучение детей русским народным подвижным играм иформирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
Ø Задачи:
Ø * Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.
Ø * Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.
Ø * Доставить детям радость.
Ø * Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Ø Предварительная работа:
Ø разучивание считалок
Ø Реквизит:
Ø Перчаточная кукла Петрушка
Ø Костюм Бабы-Яги
Ø Метла для Бабы-Яги
Ø Берлога Медведя (ящик, корзина, бревно)
Ø Палочки для выбора водящего
Ø Ход досуга
Ø Беседа о русских народных играх
Ø -Давайте сегодня вспомним русские народные игры.
Ø - Кто мне скажет, можно ли прожить без игры? (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)
Ø - Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.
Ø - А какие русские народные игры вы знаете?
Ø - Почему их называют русскими народными играми?
Ø Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.
Ø Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
Ø И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Слушайте загадку:
Ø Он игрушка – забияка,
Ø Клоун, озорник, кривляка!
Ø Позабавит, рассмешит,
Ø Посмеетесь от души
Ø Он с бубенчиком в руке
Ø В сине-красном колпаке
Ø Он – веселая игрушка,
Ø А зовут его…(Петрушка)
Ø Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку».
Ø Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня друзья! Да, ребята, я Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?
Ø А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:
Ø Кто там спит зимой в берлоге,
Ø И не ходит по дороге.
Ø Он малину ест и мед.
Ø В теплой шубке круглый год…(Медведь)
Ø Игра « У медведя во бору»
Ø Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
Ø У медведя во бору
Ø Грибы, ягоды беру!
Ø А медведь не спит,
Ø Все на нас глядит.
Ø Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Ø Правила
Ø 1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
Ø 2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Ø Указания к проведению
Ø Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Ø Петрушка: « Какие все молодцы! Дети, а ещё я люблю играть в «Дударя». А вы умеете в нее играть?»
Ø Игра «Дударь»
Ø С помощью считалки, дети выбирают Дударя. Он становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Ø Дударь, Дударь, Дударище
Ø Старый, старый старичище.
Ø Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
Ø – Дударь, Дударь, что болит?
Ø Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут