Духовно-нравственное воспитание учащихся

Зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему, а через эту искру разжечь костер духовности, патриотизма, нравственности – одна из первостепенных задач педагогического коллектива. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное воспитание..

Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Перед школой стояла задача создания необходимых условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.

- взаимодействие с семьями учащихся;

- учебно-воспитательный процесс;

- информационно - просветительскую работу;

- систему воспитательных мероприятий школы, реализуемых совместно с учреждениями дополнительного образования.

Огромную роль в формировании духовных ценностей играют традиции школы.

В течение многих лет наша школа активно сотрудничает с культурными учреждениями города: библиотекой С.Я. Маршака, драматическим театром, театром музыкальной комедии, областной филармонией, областным театром кукол, музеем изобразительных искусств, центрами дополнительного образования города. Педагогический коллектив школы старается разнообразить досуг школьников, вовлекая их в экскурсионную работу, исследовательскую деятельность, волонтерское движение.

В течение этого года классные руководители активно сотрудничали с учреждениями культуры города: учащиеся 5-11кл. посетили областной драматический театр («Письма памяти», «Позови меня в прошлое»), учащиеся 7-11 кл. театр музыкальной комедии «За жизнь», учащиеся 1-4кл. – «Маленькие герои большой войны», посвященные 70-летию Великой Победы.

Библиотека имени С.Я. Маршака организовала встречи с ветеранами участниками Великой Отечественной войны, очевидцами блокадного Ленинграда, знакомила учащихся нашей школы с произведениями оренбургских художников, музыкальными направлениями города Оренбурга.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

эстетических идеалах и ценностях происходит на занятиях кружков художественно-эстетического цикла, уроков технологии, результатом которых являются ежегодные творческие выставки. В течение учебного года в школе проходили выставки детских работ с участием педагогов дополнительного образования Поповой Т.Н. и Фляги Л.В.

Так, в октябре в рамках праздника «Осень золотая» была организована выставка «Дары природы» Учащиеся 1-5 кл. представили оригинальные композиции из овощей и фруктов, творческие рисунки и аппликации, работы, выполненные учащимися из мозаики.

В марте состоялась школьная выставка «Полет фантазии», посвященная 70-летию Великой Победы. По итогам выставки все ребята были отмечены грамотами, а 8 учащихся стали участниками в городских, международных конкурсов детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества.

В марте состоялся фестиваль детского творчества «Помни…Никогда не забывай!», посвященный 70-летию Великой Победы, где учащиеся продемонстрировали свои таланты в исполнению выразительного чтения поэтических произведений о войне 1941-1945гг, вокальное мастерство в исполнении песен войны, мастерство бального танца, хорового пения, хореографию народного танца, навыки театрализованного искусства.

Особый интерес у жюри вызвала выставка творческих работ «Наследники Победы», подготовленная педагогами Поповой Т.Н., Фляги Л.В., Горностаевой.

Картины, выполненные техникой «изонить», «квилинг», поделки из бисера, природных материалов поразили членов жюри своей изысканностью, искусной техникой выполнения, фантазией. На выставки присутствовали семейные работы: картины из акварели, подставка для цветов, изделия из кружева, флористические композиции из сухих растений.

Формирование активной жизненной позиции, личности, способной отвечать за свои поступки, лидерских качеств происходит в период организации и проведении в социально значимых дел.

В течение года в школе были проведены акции, направленные на

- формирование бережного отношения к природе. (операция «Земля – наш общий дом», «Цветы», «Радужная Неделя Добра»),

- воспитание уважительное отношение к труду педагога. (акция «Поздравь педагога»),

- формирования уважения к защитникам Родины; (акция «Солдат Победы», «Письмо ветерану», флешмоб «Вальс Победы», «Вахта памяти», операция «Рассвет»)

- воспитание нравственных чувств и этического сознания («Радужная Неделя добра»)

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни («Спорт альтернатива пагубным привычкам»).

Волонтерское движение – совсем молодое направление в деятельности нашего образовательного учреждения. Инициатором этого движения стал ученический актив школы (Совет старшеклассников «Сказка»).

Основная деятельность отряда волонтеров «Надежда» - пропаганда здорового образа жизни среди младших школьников, организация работы среди учащихся по патриотическому воспитанию.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом

традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

В течение года с учащимися проводились беседы по нравственной тематике, посвященной 70-летию Великой Победы: «Дорога добра (Рябова О.В.), «Достойный подвиг отцов наших» (Пузырькова С.И.), «Женщины на войне» (Шепелева Т.В.), «Мир, который сберегли наши прадеды» (Ребизова Е.А.) «Памяти павших будем достойны» (Лаптева Т.В.)«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим» (Борисова Э.В.) и т.д. организованы творческие конкурсы среди учащихся 1-6 кл.: «Традиции моей семьи» (1-4 кл.), «Красота родной природы» (3-6 кл.), «Мои друзья» (1-3 кл.), «Сделаем мир добрее»(1- 4 кл.)

В конце учебного года было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 кл. на выявление мотивов участия учащихся. в школьных делах». По сравнению с прошлым годом, активность учащихся в социально значимых делах возросла. Таким образом, работу по воспитанию нравственных ценностей у учащихся можно считать удовлетворительной.

Формирование правовой культуры подростков – одна из основных задач воспитательной работы. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость; основных правовых ценностей, знаний о правах, свободах человека, способах их реализации, об основных отраслях права, включая знания о государстве, о выборах; пониманию прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Формирование культуры межнациональных отношений – еще одно из направлений воспитательной работы в школе. Ведется работа по развитию у учащихся толерантного мышления. Большое внимание уделяется противодействию проявлениям экстремизма, деятельности неформальных молодежных объединений экстремистского толка (беседы «Кто такие неформалы», диспут «Быть гражданином », «Молодежные игры. К чему они приведут?», «Культура подростка», акция «Мир без нацизма», «Я рисую мир!»и т.д.)

Формирование правовой культуры у всех категорий участников образовательного процесса проходит через включение обучающихся в творческие мероприятия, организацию доверительного общения среди подростков, предоставление альтернативы проведения свободного времени.

В течение первого полугодия большое значение придавалось изучению правовых документов учащимися, родителями. Согласно плану учащиеся изучали Конвенцию ООН о правах ребенка, Устав школы, Конституцию РФ, Кодексы РФ

В рамках месячника правовых знаний для учащихся была организована Неделя права.

Открытие недели началось с оформления уголка «Правовой всеобуч», где среднего звена в доступной форме смогли познакомиться с основными положениями Конвенции ООН по правам ребенка, Декларацией прав человека, принять участие в заочной викторине «Мои права и обязанности».

Активом ДО « Романтика» совместно с педагогом – организатором проведена встреча с юристами, представителями правоохранительных органов; классными руководителями проведены беседы по теме: « Грань вседозволенности. Как её обойти?», «Закон и право», «Правовая компетентность», «Что я знаю о моих правах?», «Толерантен ли я?», «Неформальные объединения молодежи; учителями истории проведен цикл правовых лекториев с использованием современных технологий.

В течение ноября классные руководители 8 кл. провели заседание круглого стола «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан?» для учащихся-6 классов, для учащихся 9-11 классов учителя истории организовали интеллектуальную игру « Правовой марафон».

Самыми интересными стали открытые классные часы по формированию правовой культуре подростка:

- «Нужно ли отстаивать свои права?»(7а),

- «Принять или оттолкнуть?» (6б)

- « Я имею право на жизнь!» (9акл),

- «Законопослушный гражданин» (7акл),

- « Мой выбор!» (9бкл),

В ноябре месяце проводились классные часы, на которых была затронута проблема толерантности среди учащихся младшего и среднего звена:

- «Что такое толерантность?» ,

- «О милосердии»,

- «Толерантность и мы»,

- «Право быть ребенком»

- «Мир без насилия»

Организован Пост прав ребенка.

Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.

За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы:

- операция «Милосердие», посвященная ветеранам педагогического труда в канун праздника «День учителя»;

- акция «Я-гражданин России», направленная на изучение государственной символики, символики школы; формирование правовой культуру учащихся

- - посещение музеев города, экскурсии по историческим местам Оренбурга;

- проведение фестиваля патриотической песни «Песни Великого подвига»,

- встречи учащихся с ветеранами-участниками локальных войн, ветеранами Вов; уроков мужества;

- «Вахта памяти»

- проведение экскурсий в школьном музее «Возрождение Оренбургского края» активистами поискового отряда с последующими тематическими лекциями;

- тимуровская работа (работа с ветеранами Вов);

В течение года классными руководителями проведена огромная работа в данном направлении:

- проведены классные часы и беседы, посвященные Дню защитника Отечества

- учителями истории и обществознания (Высочиной О.В.., Борисовой Э.В.) организованы уроки мужества с применением ИКТ в 6-11 кл.

- участие в слете поисковых отрядов.

В рамках месячника патриотического воспитания патриотическим центром ДО «Романтика » проведено анкетирование: «Быть гражданином – это значит среди учащихся среднего звена; классными руководителями 9-10кл проведены открытые классные часы в рамках месячника патриотического воспитания

Классные руководители 1-4 кл. посетили библиотеку СЯ. Маршака, где ребятам рассказали о подвигах юных героев, учащиеся 8 кл. присутствовали на встрече ветеранов –афганцев.

В первой половине февраля в школе были проведены: фестиваль патриотической пени «Славим Россию». Во второй половине февраля были проведены конкурсы рисунков на военную тематику, стихотворений, рассказов о подвиге народа в годы войны, конкурс чтецов о Вов среди учащихся 1-5,6-9 кл. классов.

Организация гражданско – патриотического воспитания в школе – это сложный управленческий и технологический процесс, в котором, все содержательные компоненты этого процесса переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Наши рекомендации