Межкультурная компетентность педагога.
Разрабатываемого в школе.
Для полиэтнического российского общества, высокую актуальность приобретает поликультурное образование, основанное на признании ценности и уникальности различных культур.
Для идея поликультурного образования первым шагом должно стать построение действующей системы формирования толерантности у детей и подростков, действующей в рамках массовой школы.
Целью проекта – является теоретическое обоснование, экспериментальная проверка и практическое внедрение системы формирования толерантности в школе через урок и внеурочную деятельность.
Толерантность в данном контексте рассматривается как три составляющие: Понимание, Принятие (Уважение), Поддержка Другого, отличного от меня своей культурой.
Цель- формирование понимания ценностей своей и других культур | Что делается на уроке | Что делается во внеурочное время |
Понимание | ||
«Я и моя культура» Задачи: - формирование умения понимать свои эмоциональные состояния, достоинства и недостатки, определение путей личностного развития; - глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа; «Другой и другая культура» Задачи: - формирование умения понимать свои эмоциональные состояния, достоинства и недостатки других людей; - формирования у учащихся представлений и многообразии культур в России и мире; - формирование у учащихся представлений о взаимозависимости стран и народов в современных условиях. | - Понимание педагогами индивидуальных особенностей учащихся через анализ результатов диагностики нарушений психологического здоровья. - Изучение всех учебных предметов в аспекте культуры, т.е. как составные части духовно-материальной культуры общества. - Изучение ценностей традиционной культуры на уроках музыки, рисования, литературы. - Акцентирования внимания к освоению русского языка как средства общения всеми учащимися школы. - Использование педагогами «Я –высказываний» для обучения школьников пониманию эмоционального состояния других людей. - Приобщение учащихся к мировой культуре. - Использование ролевых игр, позволяющих учащимся рассмотреть ту или иную проблему (политическую, историческую, экономическую) с позиции жителей разных стран. - Изучение способов невербального общения, норм, традиций, ценностей людей различных культур на уроках иностранного языка. | - Организация психологических тренингов личностного роста «Познай себя» - Проведение фольклорных праздников. - выполнение учащимися индивидуальных проектов на тему «Моя родословная» (начальные классы), «Моё духовное наследство» (старшие классы). - Организация психологических тренингов «Мы похожи – мы отличаемся»; «Используем конфликты конструктивно». - Организация «недель страны» в качестве которых выступает многонациональное государство. |
Принятие | ||
«Я и моя культура» - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения самому к себе, осознание собственной значимости, уникальности; - воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к своей культуре «Другой и другая культура» Задачи: - формирование у учащихся понимания ценности и уникальности любого человека вне зависимости от социальных или культурных отличий; - воспитание у учащихся позитивного отношения к культурным отличиям, обеспечивающим прогресс человечества- формирование критичного отношения к образцам западной низкопробной культуры; - развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур. | - Обеспечение принятия педагогами учащихся и их индивидуальных особенностей через психологические тренинги «Толерантный учитель» - Вызывания восхищения и сострадания к людям своей страны в тяжёлые исторические периоды прошлого на уроках истории, литературы. - Использование педагогами преимущественно личностного, а не сопоставительного оценивания для акцентирования учебного продвижения каждого учащегося/ | - Организация психологических тренингов «Знаю ли я свои достоинства» - написание сочинений «Уникальность моего Я». - организация творческих конкурсов, посвящённых культурно-исторических ценностям своей страны. - Организация тематических вечеров «Я горжусь историей своей страны». - Организация школьного краеведческого музея. - Организация военно-исторического музея. - Организация психологических тренингов «Я –толерантен?». - Организация фестивалей культуры. - Выпуск газет, отражающих культурное многообразие мира. - проведение выставок «Изделия народных промыслов». |
Поддержка | ||
«Я и моя культура» - формирование умения попросить помощь и поддержку; - формирование стремления оказывать поддержку культурным ценностям своего народа. «Другой и другая культура» Задачи: - формирование стремления оказывать поддержку окружающим людям различных социальных слоёв и культур; - формирование культурной децентрации – умения смотреть на мир глазами других людей различных культур- формирование стремления оказывать поддержку в сохранении культурных ценностей различных культурных. | - Внедрение игровых форм поддержки на уроках «Помощь зала, звонок другу». - Самостоятельное участие в создании культурных ценностей. - Использование групповых форм работы для обучения учащихся приёмам сотрудничества и взаимной помощи. - Создание на уроках ситуации успеха всем учащимся (в том числе плохо говорящим по-русски). - организация в классах групп поддержки новеньких. | - Участие в благоустройстве и озеленении школьного двора. - Оказание внимания жителям своего микрорайона, а также ветеранам в военном госпитале через театральные и музыкальные спектакли. - Организация взаимной поддержки ветеранов –зенитчиков и учащихся через совместные праздники. - Организация межклассной коммуникативной игры «Помощь. Доверие. Поддержка». - Оказание поддержки в реставрации храмов и памятников культуры. |
Метод. Рекомендации по проведению Уроков понимания , людей с ОВЗ.
По книге «Уроки понимания»
Реферат «Методические рекомендации по проведению уроков понимания инвалидности»
Методические рекомендации
Структура и содержание урока должны быть адаптивными | Необходимо заранее познакомиться с аудиторией | Полезно привлекать к проведению таких уроков людей, имеющих представление об инвалидности | Игры варьируются в зависимости от аудитории | Уроки понимания инвалидности полезны самым разным аудиториям | На уроке можно использовать фильмы, но необходимо подбирать их в зависимости от особенностей аудитории и темы урока |
В зависимости от вида и типа образовательной организации, от уровня подготовленности аудитории к работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ, от объёма имеющихся у аудитории знаний и практики обучения разных детей в одном классе урок должен адаптироваться к аудитории. | Важно иметь представление, насколько готова аудитория к восприятию информации об особых образовательных потребностях, насколько востребованы такие знания в педагогической аудитории. | Это могут быть представитель общественной организации инвалидов, родитель, воспитывающий ребёнка с инвалидностью, либо взрослый с инвалидностью, в достаточной степени открытый к общению с педагогической аудиторией. Непосредственное общение педагогов с родителем особого ребёнка или человеком с особыми образовательными потребностями лучше всего способствует установлению взаимопонимания. | Используемые игры могут варьироваться по количеству, их тематика может определяться составом аудитории. Примеры игр: «Варежки» «С завязанными глазами» «Стулья» «Рисунок из зеркала» «Диктант» «Стереотипы и ярлыки» | Уроки по пониманию инвалидности могут проводиться не только среди педагогов и сотрудников образовательной организации. | Фильм (от 10 мин. до 2 ч.) эмоционально включает слушателей в рассматриваемые вопросы и способствует лучшему восприятию темы урока. Необходимо продумывать заранее, какой фильм будет использован и почему. Фильм может быть показан в любой части урока. Важно продумать связь фильма с этапом урока, его задачами, учесть возраст аудитории при отборе фильма. Фильмы необходимо обязательно обсуждать в группе, чтобы раскрыть ценностные суждения участников. |
Примеры тренинговых упражнений для использования
«Варежки» Цель:. Реквизит: рубашки на пуговицах, варежки. Ход игры: в игре принимают участие 2 и более пары, один участник из пары надевает рубашку, другой – варежки. Участник в варежках должен застегнуть пуговицы на рубашке напарника. Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Что чувствовали Вы?», «Было ли трудно застегнуть рубашку с надетыми варежками?».
«С завязанными глазами» Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушением зрения. Реквизит: 2 платка, доска классная, 2 мелка (могут быть использованы 2 стола, 2 ручки, 2 листа бумаги). Ход игры: в игре принимает участие один или двое. Участнику завязывают глаза платком, его располагают в центре класса, он должен самостоятельно подойти к доске (к столу) и написать слово, например «ОКНО». Рефлексия: «Ваши ощущения?», «Хотелось ли Вам попросить помощи?», «Почему не попросили?».
«Стулья» Цель: формирование эмпатии по отношению к людям, у которых нарушено зрение. Реквизит: стулья (10–12), платок. Стулья выстроить в ряд. Ход игры: Участнику завязывают глаза, подводят его к ряду стульев. Он должен пройти весь ряд, придерживаясь за спинки стульев. Затем участника отводят в сторону, один из стульев убирают, участника снова подводят к ряду стульев, и он должен снова пройти весь ряд, проводя рукой по спинкам стульев. Рефлексия: «Ваши ощущения?»
«Рисунок из зеркала» Цель: понимание трудностей, которые испытывает человек в необычных обстоятельствах. Реквизит: стол и стул, зеркало средней величины, лист бумаги с нарисованной заранее большой окружностью, цветной карандаш или фломастер/маркер. Ход игры: Количество участников не ограничено. Одновременно может участвовать несколько человек, соответственно наличию реквизита. Участник садится на стул напротив зеркала, перед собой держит лист бумаги с окружностью. Карандаш нужно взять в левую руку (или, наоборот, в правую, если человек обычно пишет левой рукой). Попытаться нарисовать звезду внутри окружности, глядя в зеркало и не глядя на сам рисунок на бумаге.
«Диктант» Цель: понимание того, как строить коммуникацию, взаимодействие (рекомендуется для взрослых и старших школьников). Реквизит: стулья, бумага А4, листы с диктантом – графическим (геометрическим) рисунком. Ход игры: Количество участников – желательно вся группа с чётным числом участников. Если не позволяет пространство в аудитории, то любое четное число участников, остальные являются наблюдателями. Стулья расставить парами спинками друг к другу. Каждая пара стульев находится на некотором удалении друг от друга, чтобы не видна была работа соседних участников.
В паре один участник получает чистый лист бумаги, а другой – лист с «диктантом». По команде ведущего участники начинают «писать диктант», при этом говорить разрешено только тому, у кого лист с заданием. Другой участник пишет на чистом листе. Нельзя переспрашивать, нельзя задавать вопросы (5–7 минут). По окончании времени участники сдают листы ведущему и получают новый «диктант». Вновь по команде ведущего участники «пишут диктант». Во втором задании пишущий может задавать вопросы, уточнять сказанное (5–7 минут). Остальные слушатели наблюдают за участниками «Диктанта», затем участвуют в обсуждении. Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Какие были трудности?», «Почувствовали ли разницу при выполнении первого и второго задания?», «Когда было проще?».
Раздел «стереотипы и ярлыки». Переходя к данному разделу, задаём вопросы, которыми обобщаем информацию, полученную в предыдущем разделе «Как мы воспринимаем человека с инвалидностью?». «Какие чувства этот человек вызывает у вас?» Слушаем ответы аудитории, комментируем. Реквизит – бумага, фломастеры/ручки. Задание: каждый участник пишет на листе крупными буквами один из известных ему ярлыков. Затем каждый показывает лист с написанным ярлыком и даёт свой комментарий. Обсуждение: «Какие из приведённых терминов отнесём в группу неэтичных, принижающих достоинство, а какие имеют право на существование?»
Рекомендация
Не нужно подчёркивать особенности ребёнка, обращать внимание на его особые потребности или ярко выраженные недостатки. Во всех случаях необходимо искать такой способ обращения к ребёнку, который нейтрален или используется в отношении другого ученика или воспитанника (без инвалидности). Необходимо помнить, что «особые» потребности возникают не всегда, а только в каких-то специфических ситуациях.
Во многих ситуациях универсальный дизайн или меры индивидуального разумного приспособления могут помочь ученику с нарушением зрения справляться самостоятельно и не нуждаться в помощи (например, поручни в коридоре, яркие маркеры-указатели ступеней и помещений в здании, несколько занятий по ориентированию в здании). Продумывание таких мер заранее (до того, как ученик приступит к обучению в школе), с участием родителей ученика поможет избежать педагогам гиперответственности и избавить их от ощущения, что ученику необходимо повышенное внимание. Если какие-то вопросы, проблемы или барьеры стали видны внезапно и неожиданно (например, планируется посещение группой или классом музея), не нужно паниковать и стараться исключать «особого» ребёнка из общего плана мероприятия. Следует постараться предвидеть такие возможные ситуации, когда может требоваться дополнительная помощь, обсудить с родителями ребёнка, как лучше подготовиться к новой для педагога ситуации, сообщить заранее ответственному за мероприятие (в нашем случае музею) об особых потребностях ребёнка.
Ещё одна ошибка – гиперучастие.
В связи с тем что «мне поручили» обучать, «таков официальный курс системы образования», педагоги соглашаются участвовать в инклюзивных практиках. Иногда педагоги, говоря о необходимости и важности для ребёнка с инвалидностью общения с разными людьми, вполне удовлетворены ролью самого значимого для ребёнка друга. Такие педагоги поддерживают индивидуальное обучение ребёнка с инвалидностью на дому, с удовольствием принимают на себя роль «особого человека» для ребёнка, уважаемого родителями «доброго педагога», который не бросает их ребёнка. Таким образом, возникает перспектива особого уважения общества к педагогу, работающему с такой «непростой категорией учеников». Гиперучастие делает детей с инвалидностью несамостоятельными, а равное товарищеское отношение, наоборот, активными.
Рекомендация
Следует стараться избегать ситуаций, когда педагог, а не ребёнок становится центром процесса обучения. Педагог не должен позволять родителям проявлять чрезмерно свою благодарность и привязанность к себе как личности. Педагог или тьютор, сопровождающий ребёнка, выполняет важную задачу – помочь ребёнку стать самостоятельным, научить учиться самостоятельно. Успех педагога заключается не в том, насколько его любят ребёнок и его родители, а в том, насколько самостоятельным стал его ученик и как он может справляться с задачами, которые ставит перед ним жизнь. Это правило одинаково верно в отношении любого ученика, независимо от того, есть у него или нет особые образовательные потребности.
Необходимо иметь в виду, что гиперучастие, как и гиперответственность, является, как правило, ошибкой не отдельного педагога, а всего коллектива. Не имея знаний о сущности инклюзивного образования, образовательные организации не достигают успеха. Преодоление ошибок и работа над ошибками и успех напрямую связаны с тем, что весь коллектив (включая педагогический и вспомогательный персонал) заинтересован в понимании инклюзивного образования и в практической реализации этого принципа в своей организации.
Псевдогуманизм – ошибка в том, что учителя выступают за включение в класс ребёнка с инвалидностью, чтобы в классе развивалась доброта и толерантность. Однако гуманно ли использовать кого-либо исключительно для «тренировки своей доброты»? Во всех классных беседах на нравственные темы ученик с инвалидностью фигурирует как образец жизнестойкости, оптимизма, упорства и тому подобных качеств. Пытаясь сплотить детский коллектив, учитель даёт классу установку на обязательное общение и помощь однокласснику с инвалидностью. Навязанная обязанность только препятствует возникновению хорошего отношения, а постоянная помощь окружающих порождает у ребёнка с инвалидностью иждивенческое настроение. У одноклассников же, вопреки ожиданиям учителя, может возникнуть отрицательное отношение к любимчику учителя и самому образцовому ребёнку. Ученик с инвалидностью хочет простого дружеского общения, а не особого отношения.
Необходимо понимать, что инклюзия не некая благотворительная акция, а вопрос права на образование.
Речь идет о формировании специфической корпоративной культуры, которая возникает на базе национальных деловых культур, гармонично сочетает в себе отдельные аспекты культуры каждого этноса, но не повторяет полностью ни одну из них.
Идеальный образ учителя можно описать через характеристики, которыми Маслоу описывал психологически здоровых людей:
№ п/п | Характеристика | Содержание характеристики |
1. | Умение принимать себя, других, природу. | Принимают себя таковыми, каковы они есть, осознавая собственную ценность и уникальность. В других людях они умеют видеть достоинства, прощать недостатки. Терпимо относятся к слабости других. |
2. | Непосредственность, простота, естественность. | Не стремятся произвести впечатление, позволяют себе быть собой и открыто выражать свое мнение в разговоре с людьми различных социальных слоев и статусов, не ущемляя при этом интересы других людей. |
3. | Свежесть восприятия. | Умение видеть новизну и прекрасное в обычных событиях жизни. Поэтому жизнь представляется радостной и интересной. |
4. | Глубокие межличностные отношения. | Умеют устанавливать близкие взаимопонимания с родными и друзьями. Легко общаются с детьми. |
5. | Наличие чувства юмора. | Предпочитают философский доброжелательный юмор, любят посмеяться, часто улыбаются. |
6. | Креативность | Умеют подходить к жизни творчески, которое может выражаться в выпечке пирогов, вышивании или посещении театров и т.п. |
7. | Самодостаточность | Это возможность полагаться на свой собственный потенциал и не зависеть от оценок окружения. Она проявляется в отсутствии обязательного стремления к статусу, престижу, популярности. |
8. | Центрированность на проблеме. | Наличие приверженности к какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, т.е. люди центрированы не на себе, а на проблеме, которую считают свое жизненной миссией. |
Помимо этих характеристик необходимо выделить еще одну, вытекающую из специфики современной социокультурной ситуации. Не сегодняшний день педагоги все чаще включаются в такое состояние, как депрессия, которая становится привычным состоянием жизни. Во многом это последствие так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ. Поэтому к портеру идеального учителя необходимо добавить качество оптимистической жизненной позиции.
Разрабатываемого в школе.
Для полиэтнического российского общества, высокую актуальность приобретает поликультурное образование, основанное на признании ценности и уникальности различных культур.
Для идея поликультурного образования первым шагом должно стать построение действующей системы формирования толерантности у детей и подростков, действующей в рамках массовой школы.
Целью проекта – является теоретическое обоснование, экспериментальная проверка и практическое внедрение системы формирования толерантности в школе через урок и внеурочную деятельность.
Толерантность в данном контексте рассматривается как три составляющие: Понимание, Принятие (Уважение), Поддержка Другого, отличного от меня своей культурой.
Цель- формирование понимания ценностей своей и других культур | Что делается на уроке | Что делается во внеурочное время |
Понимание | ||
«Я и моя культура» Задачи: - формирование умения понимать свои эмоциональные состояния, достоинства и недостатки, определение путей личностного развития; - глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа; «Другой и другая культура» Задачи: - формирование умения понимать свои эмоциональные состояния, достоинства и недостатки других людей; - формирования у учащихся представлений и многообразии культур в России и мире; - формирование у учащихся представлений о взаимозависимости стран и народов в современных условиях. | - Понимание педагогами индивидуальных особенностей учащихся через анализ результатов диагностики нарушений психологического здоровья. - Изучение всех учебных предметов в аспекте культуры, т.е. как составные части духовно-материальной культуры общества. - Изучение ценностей традиционной культуры на уроках музыки, рисования, литературы. - Акцентирования внимания к освоению русского языка как средства общения всеми учащимися школы. - Использование педагогами «Я –высказываний» для обучения школьников пониманию эмоционального состояния других людей. - Приобщение учащихся к мировой культуре. - Использование ролевых игр, позволяющих учащимся рассмотреть ту или иную проблему (политическую, историческую, экономическую) с позиции жителей разных стран. - Изучение способов невербального общения, норм, традиций, ценностей людей различных культур на уроках иностранного языка. | - Организация психологических тренингов личностного роста «Познай себя» - Проведение фольклорных праздников. - выполнение учащимися индивидуальных проектов на тему «Моя родословная» (начальные классы), «Моё духовное наследство» (старшие классы). - Организация психологических тренингов «Мы похожи – мы отличаемся»; «Используем конфликты конструктивно». - Организация «недель страны» в качестве которых выступает многонациональное государство. |
Принятие | ||
«Я и моя культура» - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения самому к себе, осознание собственной значимости, уникальности; - воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к своей культуре «Другой и другая культура» Задачи: - формирование у учащихся понимания ценности и уникальности любого человека вне зависимости от социальных или культурных отличий; - воспитание у учащихся позитивного отношения к культурным отличиям, обеспечивающим прогресс человечества- формирование критичного отношения к образцам западной низкопробной культуры; - развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур. | - Обеспечение принятия педагогами учащихся и их индивидуальных особенностей через психологические тренинги «Толерантный учитель» - Вызывания восхищения и сострадания к людям своей страны в тяжёлые исторические периоды прошлого на уроках истории, литературы. - Использование педагогами преимущественно личностного, а не сопоставительного оценивания для акцентирования учебного продвижения каждого учащегося/ | - Организация психологических тренингов «Знаю ли я свои достоинства» - написание сочинений «Уникальность моего Я». - организация творческих конкурсов, посвящённых культурно-исторических ценностям своей страны. - Организация тематических вечеров «Я горжусь историей своей страны». - Организация школьного краеведческого музея. - Организация военно-исторического музея. - Организация психологических тренингов «Я –толерантен?». - Организация фестивалей культуры. - Выпуск газет, отражающих культурное многообразие мира. - проведение выставок «Изделия народных промыслов». |
Поддержка | ||
«Я и моя культура» - формирование умения попросить помощь и поддержку; - формирование стремления оказывать поддержку культурным ценностям своего народа. «Другой и другая культура» Задачи: - формирование стремления оказывать поддержку окружающим людям различных социальных слоёв и культур; - формирование культурной децентрации – умения смотреть на мир глазами других людей различных культур- формирование стремления оказывать поддержку в сохранении культурных ценностей различных культурных. | - Внедрение игровых форм поддержки на уроках «Помощь зала, звонок другу». - Самостоятельное участие в создании культурных ценностей. - Использование групповых форм работы для обучения учащихся приёмам сотрудничества и взаимной помощи. - Создание на уроках ситуации успеха всем учащимся (в том числе плохо говорящим по-русски). - организация в классах групп поддержки новеньких. | - Участие в благоустройстве и озеленении школьного двора. - Оказание внимания жителям своего микрорайона, а также ветеранам в военном госпитале через театральные и музыкальные спектакли. - Организация взаимной поддержки ветеранов –зенитчиков и учащихся через совместные праздники. - Организация межклассной коммуникативной игры «Помощь. Доверие. Поддержка». - Оказание поддержки в реставрации храмов и памятников культуры. |
Межкультурная компетентность педагога.
Успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде, способность формировать культуру мира в значительной степени зависят от уровня его межкультурной компетентности. При этом уровень межкультурной компетентности и процесс ее развития связаны с личностными особенностями людей.
Статус учителя, знающего истину и транслирующего ее в виде канона ученикам, сменился на статус посредника в мире текстов. В центре его внимания должно стоять внутреннее отношение ребенка к происходящему, его внутренняя позиция, а не внешнее адекватное поведение.
При этом нужно иметь в виду, что поликультурность как свойство социальной реальности диктует необходимость учета этого фактора при выстраивании учебно-воспитательного процесса. Поэтому задачей учителя становится подготовка учащихся к кросс-культурному взаимодействию, начиная с взаимодействия на уроке и заканчивая жизненными стратегиями. Имеется в виду, что роль личности педагога в становлении культуры межнационального общения является сегодня одной из основных.
Таким образом, межкультурная компетентность необходима педагогам для работы в классе со смешанным этническим составом. Кроме того, важнейшее условие успешности деятельности педагогов в поликультурной образовательной среде — осознание ими культурных отличий учащихся.
К сожалению, склонность "не замечать" проблем, загонять их вглубь насколько это возможно, распространена в образовательной среде. Также и с культурными различиями — кажется проще не обращать на них внимания. И причина этого не только (а может быть и столько) в нежелании разбираться, сколько в отсутствии подходящего инструмента.
Хороший учитель — человек достаточно сензитивный. Он чувствует, что в разговорах о "национальных различиях" таится много подвохов. Дело в том, что бытовая лексика сам по себе оценочна и этноцентрична. Ведь если "южные" дети "активные", то русским тогда автоматически присваивается ярлык "пассивные". Но если не устраивает "пассивность" русских — тогда можно легко переиначить "активность" "южных" на агрессивность. И в том и в другом случае в результате сравнения происходит оценка — и одна из оцениваемых сторон всегда оказывается лучше другой. Что же делать учителю? Может быть, для того чтобы не решать вопрос о том, кто лучше — русские или иноэтничные ученики, стоит вообще закрыть глаза на различия
Метод. Рекомендации по проведению Уроков понимания , людей с ОВЗ.
По книге «Уроки понимания»
Реферат «Методические рекомендации по проведению уроков понимания инвалидности»
Методические рекомендации
Структура и содержание урока должны быть адаптивными | Необходимо заранее познакомиться с аудиторией | Полезно привлекать к проведению таких уроков людей, имеющих представление об инвалидности | Игры варьируются в зависимости от аудитории | Уроки понимания инвалидности полезны самым разным аудиториям | На уроке можно использовать фильмы, но необходимо подбирать их в зависимости от особенностей аудитории и темы урока |
В зависимости от вида и типа образовательной организации, от уровня подготовленности аудитории к работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ, от объёма имеющихся у аудитории знаний и практики обучения разных детей в одном классе урок должен адаптироваться к аудитории. | Важно иметь представление, насколько готова аудитория к восприятию информации об особых образовательных потребностях, насколько востребованы такие знания в педагогической аудитории. | Это могут быть представитель общественной организации инвалидов, родитель, воспитывающий ребёнка с инвалидностью, либо взрослый с инвалидностью, в достаточной степени открытый к общению с педагогической аудиторией. Непосредственное общение педагогов с родителем особого ребёнка или человеком с особыми образовательными потребностями лучше всего способствует установлению взаимопонимания. | Используемые игры могут варьироваться по количеству, их тематика может определяться составом аудитории. Примеры игр: «Варежки» «С завязанными глазами» «Стулья» «Рисунок из зеркала» «Диктант» «Стереотипы и ярлыки» | Уроки по пониманию инвалидности могут проводиться не только среди педагогов и сотрудников образовательной организации. | Фильм (от 10 мин. до 2 ч.) эмоционально включает слушателей в рассматриваемые вопросы и способствует лучшему восприятию темы урока. Необходимо продумывать заранее, какой фильм будет использован и почему. Фильм может быть показан в любой части урока. Важно продумать связь фильма с этапом урока, его задачами, учесть возраст аудитории при отборе фильма. Фильмы необходимо обязательно обсуждать в группе, чтобы раскрыть ценностные суждения участников. |
Примеры тренинговых упражнений для использования
«Варежки» Цель:. Реквизит: рубашки на пуговицах, варежки. Ход игры: в игре принимают участие 2 и более пары, один участник из пары надевает рубашку, другой – варежки. Участник в варежках должен застегнуть пуговицы на рубашке напарника. Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Что чувствовали Вы?», «Было ли трудно застегнуть рубашку с надетыми варежками?».
«С завязанными глазами» Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушением зрения. Реквизит: 2 платка, доска классная, 2 мелка (могут быть использованы 2 стола, 2 ручки, 2 листа бумаги). Ход игры: в игре принимает участие один или двое. Участнику завязывают глаза платком, его располагают в центре класса, он должен самостоятельно подойти к доске (к столу) и написать слово, например «ОКНО». Рефлексия: «Ваши ощущения?», «Хотелось ли Вам попросить помощи?», «Почему не попросили?».
«Стулья» Цель: формирование эмпатии по отношению к людям, у которых нарушено зрение. Реквизит: стулья (10–12), платок. Стулья выстроить в ряд. Ход игры: Участнику завязывают глаза, подводят его к ряду стульев. Он должен пройти весь ряд, придерживаясь за спинки стульев. Затем участника отводят в сторону, один из стульев убирают, участника снова подводят к ряду стульев, и он должен снова пройти весь ряд, проводя рукой по спинкам стульев. Рефлексия: «Ваши ощущения?»
«Рисунок из зеркала» Цель: понимание трудностей, которые испытывает человек в необычных обстоятельствах. Реквизит: стол и стул, зеркало средней величины, лист бумаги с нарисованной заранее большой окружностью, цветной карандаш или фломастер/маркер. Ход игры: Количество участников не ограничено. Одновременно может участвовать несколько человек, соответственно наличию реквизита. Участник садится на стул напротив зеркала, перед собой держит лист бумаги с окружностью. Карандаш нужно взять в левую руку (или, наоборот, в правую, если человек обычно пишет левой рукой). Попытаться нарисовать звезду внутри окружности, глядя в зеркало и не глядя на сам рисунок на бумаге.
«Диктант» Цель: понимание того, как строить коммуникацию, взаимодействие (рекомендуется для взрослых и старших школьников). Реквизит: стулья, бумага А4, листы с диктантом – графическим (геометрическим) рисунком. Ход игры: Количество участников – желательно вся группа с чётным числом участников. Если не позволяет пространство в аудитории, то любое четное число участников, остальные являются наблюдателями. Стулья расставить парами спинками друг к другу. Каждая пара стульев находится на некотором удалении друг от друга, чтобы не видна была работа соседних участников.
В паре один участник получает чистый лист бумаги, а другой – лист с «диктантом». По команде ведущего участники начинают «писать диктант», при этом говорить разрешено только тому, у кого лист с заданием. Другой участник пишет на чистом листе. Нельзя переспрашивать, нельзя задавать вопросы (5–7 минут). По окончании времени участники сдают листы ведущему и получают новый «диктант». Вновь по команде ведущего участники «пишут диктант». Во втором задании пишущий может задавать вопросы, уточнять сказанное (5–7 минут). Остальные слушатели наблюдают за участниками «Диктанта», затем участвуют в обсуждении. Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Какие были трудности?», «Почувствовали ли разницу при выполнении первого и второго задания?», «Когда было проще?».
Раздел «стереотипы и ярлыки». Переходя к данному разделу, задаём вопросы, которыми обобщаем информацию, полученную в предыдущем разделе «Как мы воспринимаем человека с инвалидностью?». «Какие чувства этот человек вызывает у вас?» Слушаем ответы аудитории, комментируем. Реквизит – бумага, фломастеры/ручки. Задание: каждый участник пишет на листе крупными буквами один из известных ему ярлыков. Затем каждый показывает лист с написанным ярлыком и даёт свой комментарий. Обсуждение: «Какие из приведённых терминов отнесём в группу неэтичных, принижающих достоинство, а какие имеют право на существование?»