Конфликты в условия ДОЛ и стратегии выхода из них.
Конфликты в системе «взрослые - взрослые»: вожатый - администрация; вожатый - родитель; вожатый - вожатый.
Конфликты в отношениях «вожатый - администрация»чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п. Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- четкое знание своих функциональных обязанностей;
- обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам;
- неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия;
- компромиссный подход к разрешению ситуации;
- демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации;
- наличие четких договорных отношений (подписанный договор).
Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый - родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);
- четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;
- правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;
- привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения. И просто учесть, что все родители: а) хотят, чтобы их дети не «испортились» после лагеря; б) надеются, что их дети за период оздоровительной смены не будут обделены индивидуальным вниманием; в) хотят слышать, что их ребенок очень хороший; г) желают, чтобы дети просто нормально отдохнули. Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п. Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми;
- изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях;
- везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.
Конфликтыв системе «взрослые - дети» включают в себя следующие типичные случаи:
- «вожатый - ребенок»;
- «администрация - ребенок»;
- «обслуживающий персонал - ребенок».
Конфликты в отношениях «вожатый - ребенок». Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам: а) нарушение дисциплины; б) невыполнение ребенком поручений; в) неумение детей жить в коллективе; г) разница темпераментов и т. д.
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;
- укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов. Конфликт в отношениях «администрация - ребенок». Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, администратору необходимо помнить, что мы, взрослые, уже повзрослели, а ребенок - развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред. Конфликт в отношениях «обслуживающий персонал - ребенок». Конфликт в отношениях «обслуживающий персонал - ребенок» необходимо решать с учетом требований общечеловеческой и профессиональной этики, но с максимальной педагогической пользой для ребенка. Взрослым следует всегда помнить, что эффективно управлять конфликтом - это значит «пошагово» искать благоприятные способы его разрешения. Конфликты в системе «дети - дети» включают в себя следующие разновидности: «ребенок - ребенок»; «ребенок - группа»; «группа - группа» (наиболее распространенный случай - группировки в отряде). Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами: возрастными особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.), неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции), конкуренцией, борьбой лидеров и т. д. Возможные варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению конфликтов в данной системе отношений:
- как можно скорее остановить конфликт, развести противников в разные стороны;
- поддерживать «слабого» в обострившейся конфликтной ситуации; - учить детей продуктивно разрешать конфликты;
- минимизировать число участников конфликта; - максимально загружать деятельностью;
- своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт;
- постараться найти «нишу» для каждого лидера;
- создать коллективу общую ситуацию успеха.