Основные технологии создания имиджа

Формирование имиджа бывает осознанным и неосознанным. Если разные люди ведут себя по отношению к вам одинаковым образом, значит, неосознанно вы им это позволяете. Ваша зада-ча в этом случае состоит в том, чтобы не допустить подсознатель-ных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей. Поэтому первый технологический принцип фор-мирования имиджа можно сформулировать так: воздействуй на людей с целью создания у них «нужного» мнения.



Глава 7. Деловой имидж

Основные технологии создания имиджа - student2.ru

Необходимо влиять не только на их сознание («знайте, я хоро-ший человек, и сейчас я вам это докажу...»), но и на подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощуще-ния, связанного с вами. Второй принцип технологии формирова-ния имиджа гласит: следует в большей мере воздействовать на подсознание людей,чем на их сознание(до80 %).

Во-первых, подсознание чаще управляет поведенческими ак-тами, чем сознание («что-то есть в нем такое привлекательное...»). Во-вторых, поскольку люди обычно доверяют себе больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять боль-ше, чем мнению «сознательному».

Процесс создания имиджа многогранный и сложный. На впе-чатление влияет буквально каждая деталь. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, марка автомобиля, стиль интерьера и ак-сессуары – даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг –

и впечатление о вас может повлиять на доверие к вашей компа-нии. А доверие, как известно, дорогого стоит.

Имиджмейкеры и специалисты по корпоративной культуре разделяют имидж на позитивный и негативный. На их создание влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся визуальные характеристики, к внутренним – манера общения и деловой этикет. Поговорка о том, что «по одежке встречают», для руководителя приобретает форму девиза. Важно первое впечат-ление; если восприятие собеседником вас окажется отрицатель-ным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет вос-приниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

Следует также отметить тонкости в имидже делового челове-ка: у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточ-ное знание делового этикета или преднамеренное его игнориро-вание с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, так-же привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но та-кая стратегия в бизнесе редко применима или малоэффективна.





Деловая этика

Основные технологии создания имиджа - student2.ru

Отрицательный имидж руководителя организации чаще всего только усиливает недоверие потребителей к продукту или услу-гам коммерческой организации. При прочих равных условиях по-ложительный имидж руководителя организации будет являться ее конкурентным преимуществом.

Имидж – это грамотное управление впечатлением. Если гово-рить о руководителе, то его имидж складывается из таких состав-ляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находить-ся в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо.

В имидже важно чувство меры. Кроме того, имидж может быть постоянным или ситуативным.Ситуативный зависит от той си-туации, в которой находится глава компании: деловая встреча, совещание, презентация или корпоративная вечеринка. В нефор-мальной обстановке можно дать себе слабинку, но при этом со-блюдая чувство меры.

Внутренний имидж характеризуется взаимоотношением ру-ководителя и персонала организации, точнее, восприятием руко-водителя работниками организации.

Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому рабо-тать над созданием своего имиджа. В небольшой организации ру-ководитель имеет возможность формировать свой имидж путем непосредственного взаимодействия со всеми сотрудниками орга-низации. В крупных же компаниях руководитель взаимодейству-ет в основном с менеджерами высшего и реже – среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у ниже-стоящих звеньев.

В деловом имидже допустимо наличие общедоступности и от-крытости. Это значит, что во внешнем облике руководителя и в его одежде могут присутствовать смягчающие образ делового че-ловека компоненты. Например, когда руководитель хочет от собе-





Глава 7. Деловой имидж

Основные технологии создания имиджа - student2.ru

седника более свободного и раскованного общения, он может по-зволить надеть рубашку, скажем, розовых тонов, которая будет гармонировать с костюмом. Во всех остальных случаях на дело-вую встречу руководитель должен одевать костюм черного или синего цвета; в жаркое время года, несмотря ни на что, руково-дитель не должен вести переговоры в рубашках с коротким ру-кавом, а женщина – без чулок или колготок. Это правила для ру-ководителей высшего звена, для других руководителей, чья де-ятельность не является настолько регламентированной, правила могут быть более демократичными.

Духовно здоровые личности быстрее добиваются успеха в соз-дании привлекательного имиджа. Однако духовность сама по себе не гарант успеха. Есть немало талантливых и порядочных людей, которые не смогли себя реализовать, не сумели увлечь своими идеями других. Быть обаятельным – своего рода муже-ство. Немало проблем обаятельным личностям создают завист-ники и соперники. В житейской борьбе неизбежны и поражения. Надо уметь достойно их переносить.

Один из первых отечественных специалистов по имиджирова-нию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание кото-рыми дает шансы решить проблему имиджа.

В первую группу входят такие природные качества, как ком-муникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпа-тичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (спо-собность понять другого человека), красноречивость (способ-ность воздействовать словом). Эти качества можно обозначить как «умение и желание нравиться».

Во вторую группу входят такие характеристики личности, как нравственные ценности, психическое здоровье, владение набо-ром человековедческих технологий (межличностное общение, де-ловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным

и профессиональным опытом личности. Особо следует выде-



Деловая этика

Основные технологии создания имиджа - student2.ru

лить интуицию и гибкость в общении. Самоуверенность и стан-дартность поведения чаще всего воспринимаются отрицательно. Имидж – результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильный выбор модели поведения.

Гете говорил о том, что поведение – это зеркало, в котором каждый показывает самого себя.

Каковы же критерии выбора модели социального поведения?

Их несколько:

• нравственная и правовая безупречность;

• учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;

• цель, которую ставит перед собой личность;

• самокритичная оценка собственных возможностей ис-пользования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно;

• учет психологических характеристик. В имиджировании актуально понимание тех личностных и деловых качеств, кото-рые ожидаемы партнерами по общению.

Подводя итог, следует сказать, что создание имиджа – проце-дура, требующая затрат времени, денег и собственных усилий. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но она одновре-менно представляет и наибольший интерес для каждого челове-ка. Привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является ключом к решению многих жиз-ненных проблем.

Наши рекомендации