Профилактика деловых конфликтов
Работа руководителя в значительной степени состоит из разре-шения постоянно возникающих противоречий. Однако далеко не все они доходят до конфликтов, многие из них руководитель успе-вает своевременно разрешить.
Именно в этом и состоит искусство руководить – предвидеть конфликты, разрешать их в зародыше.
К конфликтам разной природы отношение руководителя должно быть неодинаковым.
Касательно деструктивных конфликтов, порожденных неуме-лыми взаимоотношениями, естественна установка на то, что их должно быть как можно меньше.
Там, где без конфликта не решить наболевшие вопросы, руко-водитель не должен «прятаться» от него.
Мероприятия по профилактике конфликтов следуют из упо-мянутых выше причин возникновения конфликтов. Рассмотрим эти меры детально.
• Постоянная работа по улучшению условий труда, совер-шенствованию его оплаты, улучшению организации произ-водства, улучшению бытовых условий работников.
Учитывая сложность этих вопросов, время, требующееся на достижение ощутимых результатов, следует находить возмож-ность (ненавязчиво) информировать подчиненных о принимае-мых мерах. Ведь то, что вопросы сложны и не все зависит от не-посредственного руководителя, люди поймут. Но вот чего они не
Деловая этика
захотят понять, так это нежелания руководства заниматься эти-ми проблемами.
Работа над перечисленными выше вопросами относится к чис-лу важнейших постоянных обязанностей любого руководителя.
• Строгое следование не только духу, но и букве трудового законодательства.
• Соблюдение служебной этики.
Помните, что:
• Управление людьми начинается с управления собой.
• Не уважая подчиненного, не добьешься уважения и с его стороны, а отсутствие уважения – это уже предконфликтная си-туация.
• Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как веж-ливость.
• Изучение подчиненных, интерес к ним как к личностям со-вершенно необходимы для успешной работы с ними; индивиду-альный подход – вот путь к взаимопониманию с подчиненными.
• Утаивание информации создает напряженность во взаимо-отношениях.
• Учет ожиданий подчиненных.Подчиненные ожидают отруководителя:
• знания дела;
• умения наладить работу;
• видения перспективы;
• хорошего заработка;
• вежливого отношения к себе;
• уважения.
Именно в таком порядке чаще всего называют желаемые каче-ства руководителя работники-мужчины.
Работницы называют те же качества, но на первое место ста-вят вежливое отношение к себе. Работница переживает, если в ней не видят женщину, то есть существо, нуждающееся в под-держке, – таково уж свойство женской натуры. Женщины острее, чем мужчины, реагируют на поощрения и наказания.
Глава 6. Деловые конфликты и способы их разрешения
С ростом образовательного и культурного уровня работников возрастает ожидание более демократичного стиля руководства.
Все это нелишне помнить руководителю, желающему избе-жать трудностей управления людьми, снизить конфликтность де-лового общения.
Литература
1. Власова, Н.М. И проснешься боссом (Справочник по психологии управления) – Часть 2. Новосибирск, 1994. – С. 45-52.
2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов
/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 223-224.
3. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1997. – С. 67-69.
Деловая этика
ГЛАВА 7. ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ