Поведение участников совещания
Эффективность любого совещания во многом зависит от со-блюдения его участниками определенных поведенческих норм. Назовем основные из них.
• На совещание нельзя опаздывать. Опоздавший человек про-являет неуважение к собравшимся, отвлекает внимание присут-ствующих, дезорганизует работу совещания. Рекомендуется при-ходить чуть раньше указанного времени.
• Следует удерживаться от замечаний и высказываний, не имеющих отношения к вопросам повестки дня.
Глава 4. Этика и этикет в устных видах делового общения
• Необходимо своевременно представлять имеющуюся ин-формацию. Она должна быть точной, объективной и уместной.
• Важно критически оценивать информацию, поступающую в ходе обсуждения; тщательно взвешивать приводимые доводы: от-мечать плюсы и минусы выдвинутых положений.
• Желательно посмотреть на вопрос с позиции говорящего: уметь уловить то, что сказано «между строк»; понять отношение
к проблеме других участников совещания.
• Нельзя увлекаться обсуждением какого-либо вопроса со своим соседом. Это создает шум в аудитории, мешает присут-ствующим участвовать в дискуссии.
• Нужно увязывать свои размышления и комментарии с раз-витием мысли группы, т. е. научиться осмысливать проблему со-вместно с группой.
• Целесообразно стимулировать высказывания коллег, пози-тивно поддерживать их предложения.
При проведении совещания нередко приходится иметь дело с определенными характерными типами участников обсуждения.
В книге Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках» называются эти типы и даются советы относительно того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать. Например:
Спорщик. Сохранять невозмутимость и деловитость.Предо-ставить группе опровергать его утверждения.
Позитивист. Предложить ему подведение итогов,сознатель-но втянуть в дискуссию.
Всезнайка. Призвать группу занять определенную позицию поотношению к его утверждениям.
Словоохотливый. Тактично прерывать.Напоминать о регла-менте.
Застенчивый. Ставить несложные вопросы,укрепить его уве-ренность в своих силах.
Негативист. Признать,оценить его знания и опыт.
Не проявляющий интереса. Спросить его о работе.Привестипримеры из его сферы интересов.
Деловая этика
«Крупная шишка». Избегать прямой критики,применять так-тику «да, но».
Расспрашивающий. Адресовать его вопросы группе.
В заключение приведем рекомендуемые специалистами вопросы для оценки коммуникативного поведения участников совещания.
1. Какое влияние вы оказали на ход совещания?
2. Каким образом удалось завязать разговор, исходя из назрев-ших проблем?
3. В какой мере использовались для поддержания интенсивно-сти разговора вопросы, обобщения, переключения?
4. Обеспечивались ли равные возможности присутствующих для участия в дискуссии?
5. Как вы реагировали на недоразумения, неоправданные от-ступления от темы, необоснованные утверждения или возраже-ния, ненужные повторения?
6. Была ли достигнута деловая, творческая атмосфера и как удалось ее создать?
7. Какие из высказанных предложений показались вам наибо-лее конструктивными?
8. Насколько удачным и мобилизующим было заключитель-ное слово?
9. Какие недостатки в организации делового совещания ска-зались в ходе его проведения? Что нужно сделать, чтобы не допу-стить их вновь?
10. Что еще предпринять, чтобы следующее деловое совеща-ние дало максимальный эффект?
Эти вопросы помогут руководителям и участникам находить допущенные ими в ходе совещания ошибки и избегать их в даль-нейшем.
Литература
1. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М. : Юристъ, 1998. – С. 330–333.
2. Павлова, Л.Г. Основы делового общения : учебное пособие
/ Л.Г. Павлова ; под ред. Л.А. Введенской. –2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 284–294.
Глава 4. Этика и этикет в устных видах делового общения