Факторы эффективной организационной культуры
Эффективная организационная культура - это культура организации, которая задает долговременную цель существования организации, создает корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации и, наконец, внедряет механизм передачи этих корпоративных ценностей неофитам.[2]
При формировании эффективной организационной культуры необходимо придерживаться определенных принципов:
1. Комплексный подход, учитывающий миссию компании; цели и задачи как администрации, так и персонала; реалии рынка, определяющие эффективность производственной деятельности.
2. Система ценностей, приемлемых и желаемых для данного предприятия, разделяемая подавляющим большинством сотрудников.
3. Соблюдение традиций, определяющих характер взаимоотношений как внутри копании, так и вне ее, гарантирующих стабильность используемой экономической системы и применяемого стиля руководства.
4. Отсутствие силового воздействия, когда недопустимо искусственное насаждение более сильной культуры в условиях, когда организационная культура компании откровенно слабая, и наоборот, переход на качественно новый уровень должен быть естественной потребностью компании и ее персонала.
5. Использование системы комплексно оценки для получения реального представления о степени воздействия корпоративной культуры на эффективность хозяйственной деятельности организации, учету подлежат не только способы прямого воздействия, но и те, которые влияют на успех компании косвенным образом.
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится на стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы.
Первая - это внешняя адаптация.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения.
Вторая проблема - это внутренняя интеграция.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.
Данный процесс часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам, так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.
Проблемы внешней адаптации и выживания:
- Миссия и стратегия. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнение этой миссии.
- Цели. Установление специфических целей; достижение согласия по целям.
- Средства. Методы, используемые для достижения целей; достижение согласия по используемым методам; решения по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности.
- Контроль. Установление критериев измерения достигнутых
индивидом и группами результатов; создание информационной системы.
- Коррекция. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания.
Проблемы внутренней интеграции:
- Общий язык и концептуальные категории. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций.
- Границы групп и критерии вхождения и выхода. Установление критериев членства в организации и ее группах.
- Власть и статус. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации.
- Личностные отношения. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полом и возрастом; определение допустимого уровня открытости на работе.
- Награждения и наказания. Определение желательного и нежелательно поведения.
- Идеология и религия. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вера как снятие стресса.
На формирование эффективной организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера во многом может определять культуру организации. В очень большой степени влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется, если он является сильной личностью, а организация только создается.
Также можно сказать, что существенное влияние на формирование и поддержание эффективной культуры, наряду с ее регламентацией, оказывает стиль руководства, под которым принято понимать совокупность типичных, наиболее устойчивых приемов практической деятельности руководителей. Стиль руководства во многом определяет общий (фирменный) стиль организации.
Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что она является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу глубинных базовых предположений и их устойчивости указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Формирование культуры в организации может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания.
Таким образом, формирование эффективной организационной культуры позволяет кардинально изменить внутренний облик и характер поведения
организации. Происходит сплочение всех членов коллектива на базе позитивных организационных ценностей. Выстраиваются отношения активизирующего взаимного сотрудничества. На всех уровнях организации утверждается единая целевая ориентация на повышение полезности производимых продуктов, рост эффективности деятельности, увеличение производственного потенциала, достижение лучшей конкурентной позиции.