Несколько слов благодарности

Есть несколько человек, прямо или косвенно причастных к появлению этой книги, и я рада возможности сказать здесь об этом.

Николай Прудиус– отец моих детей и самый верный друг, без его понимания и сочувствия у меня не было бы, наверное, реальной возможности что-то писать (да и многих других возможностей тоже не было бы). Кто-то может усмехнуться: мол, может, так оно и лучше было бы (в смысле «бабе дорога - от печи до порога»), но я так не считаю.

Дмитрий Соколов – товарищ по жизни, хозяин ашрама в чудесной деревне Ворон в крымских горах и собрат по перу, автор книг, которые стали для меня своего рода катализатором творческого процесса: «Сказки и сказкотерапия», «Приключения принца Эно», «Волшебные грибы», Лоскутное одеяло и психотерапия в стиле дзэн», а также недавно вышедшая в издательстве «Речь» книга о мистериях. О «Сказочной книге перемен» надо сказать особо – именно она вызвала у меня короткое замыкание и потребность писать о рунах в том же ключе, в каком он представил гексаграммы китайской книги перемен – проиллюстрировав их образами сказок.

Катерина Нистратова, с которой мы познакомились в Вороне и которая пишет сейчас о Локи – кормчем Нагльфара. Разговоры с ней о рунах и поэтические образы ее «Локи» помогли выстроить некоторые важные моменты книги.

Леонид Огороднов – человек из той же тусовки, автор книги «Скандинавская мифодрама», мы с ним много общались на тему скандинавской культуры, его замечания избавили меня от некоторых ошибок.

А сейчас мы перейдем к рунам, каждой из них, начиная традиционно с первой руны первого атта, Феу.

1. Феу (Фе). Первая руна Футарка. Руна собственности, в первую очередь, скота, владения имуществом, благополучия

  «Не тот богат, у кого много, а кому достаточно» (пословица).

Дом с Красным Цветком

Дом был живым. Об этом никто не догадывался, никто, кроме одной из женщин, живущих в нем.

Однажды, проснувшись от шума, она не смогла вспомнить приснившийся ей сон и поняла, что этот дом полон суеты. Суеты и хищных вещей. Он полон ловушек в виде медового оскала лестниц из натурального дерева, охотящихся за ее спотыкающимися ногами, белоснежной плиты и раковины-тюльпана, которые требовали чистоты, а в противном случае покрывались отвратительными, похожими на трупные, пятна. Полированные поверхности мебели требовали зеркального блеска, мягкие ковры изнемогали от вульгарности и безалаберности мелкого мусора. Все они в немой мольбе призывали Женщину обратить на них внимание и сражаться с подступающим со всех сторон Хаосом. Дом постепенно растворял в себе и грозил уничтожить ее однажды, как огромное и безжалостное Ничто. Это была бездна, из которой, может, и был выход, но не было никакой гарантии, что она его найдет.

Дом был очень красивым и удобным, он был божеством достатка. И он требовал ежедневной жертвы, человеческой жертвы в виде ее живой теплой крови, которую медленно и неумолимо высасывал из нее, оставляя все меньше и меньше сил для жизни.

Это был не первый ее Дом. Первому она отдала почти двадцать лет своей жизни, отдала щедро, без раздумий, избрав это божество, помогающее растить детей и защищающее их от непогоды и холода. Но зачем ей сейчас этот второй Дом? Почему она позволяет ему выпивать остатки своей крови?

Женщина позвала собак и пошла в лес. Лес был тихим и занятым своими незаметными делами. Вошедшая Женщина не мешала ему, а где и мешала, он выставлял ей навстречу ветку или посылал шершня, внезапно гудящего прямо в ухо. Собаки сначала носились взад и вперед, потом, тяжело дыша, потрусили за ней, иногда только опережая или забегая в стороны, привлеченные чем-то непостижимым для хозяйки.

Возле дороги она увидела две сосны, очень высокие и стройные, выросшие очень плотно друг к другу, так что внизу между ними не было просвета, и только выше они несколько расходились в стороны своими вершинами. «И так всю свою жизнь вместе, - подумала Женщина. - И не вольны они что-то изменить. И никакой воли вовсе нет. Не то, что у нас, людей». Она подошла к соснам и обняла их, как две гигантские ноги огромного сильного существа, голова которого терялась высоко в небе; почувствовала себя ребенком, прижавшимся к ногам взрослого человека и нашедшего таким образом опору.

В это время в Доме рождался Красный Цветок. Он был еще совсем маленьким, но уже таил в себе угрозу. Угрозу уничтожения, гибели этого Дома.

Вернувшись из леса, Женщина увидела Красный Цветок и вмиг распознала его тайну. Цветок впитал ее страх и ненависть к Дому и вырос еще немного прямо у нее на глазах. Дом встревожено хлопнул форточкой, тоскливо скрипнул дверями. Женщина вздрогнула и решила, что не хочет его гибели. Просто ей надо уйти, забрав Красный Цветок с собой.

***

Маленький Домик, в котором она жила потом, тоже нуждался в ее времени и заботе, но был очень неприхотлив и терпелив, готовый ждать сколь угодно долго свою хозяйку. Он был просто рад тому, что она возвращается снова и снова к нему. Красный Цветок стал просто цветком и единственным украшением этого нового ее жилища.

Ключевые слова: «имущество», «владение», «феод», «скот». Происходят от позднего скандинавского слова, означавшего имущество, готского – Faihy (владение). Все имена родственны словам «феод», «феодал».

Это первая из рун победы. Считается, что руна может соответствовать славянскому богу-всеотцу Велесу, а, значит, и Одину, и прочим столпам мира, подобным им. Это боги, не столько покрытые шрамами, сколько увитые лаврами, находящиеся в зените своей славы, укомплектованные атрибутами своей специфики и власти, боги-триумфаторы, победители. В этом периоде бог уже совершил собственные, личные подвиги, и ему немаловажно, как это оценят, что он «будет с этого иметь». Важны материальные свидетельства достижений и благополучия, товарный знак. Персонажи этого знака - Один в золотом крылатом шлеме и с копьем Гунгнир, Тор с молотом Мьёлльнир, поясом силы и железными рукавицами, Сив с золотыми волосами, Идунн с яблоками вечной молодости, это Аполлон с его священными коровами (пока их не украл сосунок Гермес). Это Зевс с жезлом, Посейдон с трезубцем (пока их не умыкнул тот же Гермес). Это успешный бизнес дядюшки Сэма, это галерея любовниц Казановы, это «нобелевка» для ученого, сделавшего открытие. Одним словом, каждый в этот период имеет своего рода визитку, открывающую перед ним двери. Сезам, откройся! Бог и человек воспринимается по «одежке», по его яркому оперению. Для начала эволюции совсем неплохо. Но если задержаться на этом этапе, то одежка начнет путать.

Однажды северный бог-громовержец Тор в одном из своих путешествий крепко уснул, а, проснувшись, обнаружил пропажу своего молота. Разгневался Тор, что проспал свое оружие и пошел за помощью к Локи. Тот попросил у Фрейи ее соколиное оперение, и полетел в страну великанов, они были наиболее подходящими кандидатами на роль подозреваемых, поскольку Тор с ними постоянно воевал, охраняя границы Мидгарда. И точно – молот оказался у одного из великанов, который согласился вернуть свою добычу, но в качестве выкупа потребовал самую красивую богиню Асгарда Фрейю. Она должна была стать его женой. Локи помчался обратно и доложил Фрейе о возможном решении вопроса. Обычно добрая и отзывчивая богиня тут разгневалась не на шутку и наотрез отказалась от предложения. Даже если от этого зависит благополучие Асгарда и Мидгарда вместе взятых. Тогда боги, во главе с Одином, посоветовались и решили, что самому Тору, поскольку он и проспал свой молот, надо переодеться в женское платье, украсить себя ожерельем Фрейи Брисингамен, и выдать себя за невесту. Грубый и мужественный Тор смутился и расстроился от такого поворота событий. Тогда Локи предложил себя на роль служанки невесты и согласился одеться в женское платье. Так и сделали – одели Тора в женское платье, украсили его драгоценным ожерельем Фрейи, спрятали его рыжую жесткую бороду под фату и повязали голову платком. Тор отправился к великану в сопровождении переодетого Локи. Великан очень обрадовался и посадил невесту рядом с собой. У него вызвал некоторое подозрение аппетит невесты, которая одна съела целого быка и восемь огромных лососей, но хитрый Локи сказал, что Фрейя семь дней и ночей не ела, с нетерпением ожидая возможности увидеть жениха. Великан с удовольствием поверил ему. Потом великан захотел поцеловать невесту и увидел сквозь фату горящие как угли глаза Тора. Он испугался, ведь не могут у женщины быть такие глаза. Но Локи опять успокоил его, сказав, что Фрейя не спала семь ночей в ожидании свидания, от того и покраснели ее глаза. В конце концов, великан, выполняя свое обещание, вынес молот Мьёлльнир и положил на колени невесте. Тор вскочил тогда, сорвав с себя фату, и победил всех великанов.

В психологическом плане руне может соответствовать одна из форм защиты – компенсация, т.е. наше имущество утешает нас при отсутствии или недостатке чего-либо важного, кроме того, что является самостоятельной ценностью. Л. Толстой писал об Анне Карениной до ее встречи с Вронским, что тогда она не была счастлива, но была покойна и достойна.

Не зря так же сказано в самом начале – благополучие, не испорченное самодовольством. Можно добавить – благополучие по праву, законное, необходимое, не ставшее самоцелью. Иначе появляются такие сюжеты, как «Сказка о золотой рыбке» Пушкина, «Хищные вещи века» братьев Стругацких, «Нужные вещи» Стивена Кинга и такая вот сказка про Дом с Красным Цветком. Женщине, живущей в большом и красивом Доме, по неопытности можно позавидовать, и сама она еще недавно была вполне довольна своей заполненной атрибутами материального благополучия жизнью. Но любое время кончается, и сказка как раз подводит нас к концу периода Фе.

В годичном календаре это период примерно с 23 июня по 6 июля. В плане возрастной периодизации это период расцвета возможностей в основном материального плана, прекрасной работоспособности и фертильности. Юность, преддверие зрелости, которой еще не хватает духовности. Этот путь впереди. Время Фе соответствует празднику Ивана Купала, летнему солнцевороту. В ночь на Ивана Купала издревле было принято искать цветок папоротника, который цветет очень редко, один раз в семь лет. У этого цветка было немало названий в свое время, один из них – Жар-цвет. Считалось, что тот, кому повезет сорвать этот цветок, сможет видеть все, что есть под землей. Ему откроются тайны кладов и золотых жил. Очень символично для Фе. И это нырок из Яви в подземелья Нави.

Мантика и магия. Руна символизирует миролюбие, мирное землепашество и строительство, законное владение, умение управлять имуществом. Ее символ напоминает рога быка, так же, как и первая буква семитского алфавита, «алеф». Только «алеф» перевернута по отношению к «Фе». Также перевернутым воспринимается ее звучание. Следование руны за руной Дагаз (день, расцвет) в рунном круге означает кульминацию, максимальную полноту силами и реализованными возможностями, гармонию и достаток, некий зенит жизни в его материальном и душевном (не духовном еще) смысле. Если она в прямом положении, то означает либо уже полученные или сохраненные вами возможности (сугубо материального плана, а также это м.б. сохранение или восстановление старой любви или дружбы, т.е. собственности душевной), либо возможность их получения, тогда задача – правильно ими распорядиться. Марья Моревна сказала Ивану-царевичу: «Сумел ты меня добыть, теперь сумей удержать». По Ральфу Блюму Фе способствует переводу энергии в «формативные сферы», т.е. материализации наших намерений, переходу от репетиций к реальной жизни, от мечты - к конкретному действию. В перевернутом положении руна может предупреждать о последствиях скупости или неумения распоряжаться своим имуществом вплоть до нарушения процесса владения, потерь.

Т.о. медитация над символом Фе и работа над ее талисманом помогает сосредоточиться на образе успешного в материальном и душевно здорового человека, на успехе и достатке. Это напоминает историю о том, как некий муж повесил на зеркале для бритья в ванной изображение автомобиля. Однажды он подвел свою жену к окну и показал ей на стоящее под окном восхитительное новенькое авто, его машину. Жена немедленно сделала правильный вывод и повесила на мужнино зеркало для бритья изображение роскошной натуральной шубки. В сексуальной магии Фе олицетворяет физические и общие эмоциональные аспекты любви.

2. Уруз. Руна новых форм, руна Мощи, того, что действует

  «Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: "Безумству храбрых поем мы славу»! (М. Горький «Песня о Соколе»).

Тур одичалый

Жила когда-то одна принцесса. Совсем еще молодая. От родителей ей достались в наследство рыжие густые волосы и хорошенькие веснушки на маленьком носике, а также - сад, в котором росло немного деревьев, зато был пруд и много густой сочной травы. И жили в том саду – пингвин, змея и еще один зверек – непонятно кто, на высоких ножках с копытцами. Родители ей ничего про этого зверька не рассказывали, а рос он очень медленно. Сама девушка-принцесса жила в башне за оградой сада, но большую часть времени проводила в саду среди своего наследства. В башне принцесса однажды обнаружила старинную книгу, которая начиналась такими странными словами:

«Огнем прокалитесь,

И ветром уймитесь,

Рассыпьтесь землею,

Пролейтесь водою,

Себя растворите,

И тихо замрите…»

Принцесса, прочитав эти слова, пожала плечиками, захлопнула книжку и забыла про нее.

Пингвин был очень любопытный, неуклюжий и безобидный. Ему очень хотелось бы летать, но крылья от рождения были короткие, а тело - тяжелое на подъем. Правда, он очень хорошо плавал, ничуть не хуже соседки по пруду – змеи. Но на суше он отставал от ловкой, быстрой и коварной змеи. Та его поторапливала, больно покусывая сзади за хвост. Хвост очень болел, потому что змея была довольно ядовитая. Пингвин огорчался и нырял в воду, а змея злорадствовала. А маленький зверек подрастал на берегу. Он не играл с пингвином и змеей, и к воде подходил только для того, чтобы попить воды. Когда он подрос, у него появились рожки. Они становились все больше, и начали уже круто изгибаться назад. Образованный пингвин сказал, что он похож на тура. Так детеныша и стали звать – тур. Подрастая, тур все больше хотел попасть на волю, за пределы сада. Иногда он даже разбегался и изо всех сил ударял своими крутыми рожками изгородь, так что она начинала трещать и прогибаться. Принцесса всплескивала руками и ругала своего буйного питомца. Ему становилось стыдно и он, наклонив голову, возвращался к пруду, где резвились пингвин и змея.

Однажды все они услыхали рев какого-то сильного зверя. Рев приближался, и вот вдали показался огромный бык с большими изогнутыми рогами, очень похожими на рога тура. Испуганный пингвин сказал, что это дикий тур, и, кажется, он очень зол. И, точно, бык несся очень быстро, низко нагнув рогатую голову и взрывая копытами землю, прямо по направлению к саду принцессы. Пингвин плюхнулся в воду, змея соскользнула туда же, и они спрятались под корнями прибрежных ив. Принцесса тоже готова была спрятаться куда угодно, но тут маленький тур вскочил на свои стройные сильные ноги и бросился к изгороди. Он издал рев почти столь же громкий, как и тот, дикий тур. И дикий тур с разбегу ударил в изгородь. Она затрещала, но тут в нее изнутри ударил молодой тур принцессы, а змея скользнула темной блестящей лентой в образовавшуюся в изгороди щель и куснула дикого тура за ногу. Тот заревел от боли и унесся прочь. Бедная перепуганная принцесса с пингвином кое-как починили изгородь. Принцесса ушла спать в свою башню. Она подумала, что там, высоко над землей, она будет в большей безопасности. Но за свой сад она все же очень боялась.

А юный тур каждый день издавал свой боевой клич и бил изнутри изгородь. Вдалеке ревел дикий тур, и с каждым днем его рев приближался. Принцесса что только не делала, чтобы усмирить своего тура, но его боевой пыл только разгорался. Она пробовала посадить его на привязь, но какое там… Он сорвался с привязи и, пробив в одном месте ограду, выскочил на волю. Хорошо, что не было там дикаря. Принцесса с трудом уговорила своего тура вернуться обратно и опять долго чинила изгородь.

- Ты совсем одичал! – бранила тура принцесса.

- А кто тебя еще защитит? – возражал тур, - Ведь вокруг такие сильные враги. Ты и сама видела.

И принцесса не знала, что ему ответить. Она сама боялась дикого тура. Она целый день сейчас думала о том, что он может появиться опять, и что тогда будет.

***

Однажды молодой тур принцессы был особенно беспокоен и бегал вдоль изгороди, взрывал копытами землю и ревел. И вот вдали показалось облако пыли, которое ревело вдесятеро громче. Принцесса в страхе спряталась в своей башне, а пингвин и змея затаились под корнями. Даже молодой тур, прислушавшись к страшному шуму, казалось, застыл в нерешительности.

Принцесса сверху видела, что к ее саду приближается целое стадо диких туров – три, пять, семь… восемь! Что сейчас будет? Принцесса закрыла глаза и вдруг ей пришли в голову строчки из старой книги. Она их стала шептать:

Огнем прокалитесь,

И ветром уймитесь,

Рассыпьтесь землею,

Пролейтесь водою,

Себя растворите,

И тихо замрите…

И в тот же миг, когда она кончила произносить эти слова, изгородь вспыхнула оранжевым пламенем, а все деревья, и пингвин и змея – все они, кроме юного тура, рассыпались землею – рыхлой и жирной. Юный тур выскочил на свободу. А пруд поднялся в небо серой тучей и пролился обильным дождем над землей.

В это время достиг своей цели первый из туров, тот самый дикарь, который уже нападал на сад принцессы. Он перескочил через догорающую изгородь и увяз в пышной, обильно политой земле. Земля поглотила его и выпустила белого голубя. Второго тура тоже поглотила земля, и из него проросла виноградная лоза. Из третьего тура пророс хлебный колос. Из четвертого… От него остался его турий рог. Последние пять туров тоже увязли в земле (с ними и юный тур принцессы), и земля остудила их воинственный пыл, потом отпустила их. И они убежали прочь, радуясь освобождению.

Принцесса видела сверху прорастающую лозу, хлебный колос и турий рог. Сверху летал белый голубь.

Принцесса спустилась в свой неузнаваемый сад и погрузила руки в мокрую землю. Она стала лепить из нее – мужчину. Она лепила и пела, пела и лепила. Когда она закончила лепить и петь, мужчина глубоко вздохнул и открыл глаза. Сначала он увидел принцессу и улыбнулся ей. И она улыбнулась ему. Потом он увидел виноградную лозу, хлебный колос и турий рог.

Прошло время, и мужчина сжал хлебный колос, а женщина испекла хлеб, мужчина выжал молодое вино из лозы и вылил его в турий рог. Тогда они сели рядом и стали есть хлеб и пить вино. Досталось и голубю крошек.

А пятеро диких туров? Одного из них мужчина приручил (уж не юного ли тура бывшей принцессы?) и пахал на нем землю весной, перед тем, как засеять поле хлебом. Потом отпускал его на волю.

Не верите? Мне и самой с трудом верится.

Ключевые слова и смыслы названия – «зубр», «бык», «тур». Происходят от позднего скандинавского, означавшего зубр, британского Ur (зубр), готского Urus (бык). В древности эти животные были символом огромной силы.

Уруз это первая из рун пива, имеющих прямое отношение к процессам плодородия и развития. Чтобы получить пиво, нужно сначала посадить ячмень, вырастить, сжать его, и потом вполне насладиться вкусом и радующим душу хмелем. Напрашивается представление о постепенной трансформации бога растительности – полей и лесов через вспышку антропоморфной сути Отилы, Дагаз (истории о которых еще впереди) и Фе в зооморфную ипостась – Диониса козлорогого, устраивающего мистерии вакхического безумия, сметающие все на своем пути. В славянской мифологии смыслу этой руны близок Ярило (Яровит) – бог плодородия, солнечного света, эротической и боевой мощи, иногда изображаемый с огромным фаллосом. Сила огромная, стихийная и практически неуправляемая. Остается принять ее с радостью, как бурю, как возможность обновления физического, душевного и духовного. Эта руна сообщает, что никакое благополучие и покой не бывает вечными, что внешний мир имеет обыкновение врываться в наше бытие в самый неподходящий момент. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Но этот же внешний мир оплодотворяет и очищает своей ярью, подмешивает кровь дикого быка к жидкой водице домашнего животного, волка скрещивает с лайкой для восстановления в ней свойства выживать в любых условиях. В нашей жизни это символизирует радикальное изменение образа и содержания жизни, подобное вылету бабочки из куколки. Не всегда эта трансформация желанна, и чаще всего болезненна, но стихийна и неизбежна. Она как бы сообщает человеку о необходимости духовного смирения: да, ты почти бог, но все еще зверь! Вот и принцессе не удалось укрыться в своей башне, сохранив неизменным свой уютный и «возвышенный» мир. Внутренняя дикая ее составляющая призвала внешнюю стихию и слилась с нею, чтобы обрести новую форму и новое содержание. А весь прежний мир послужил хорошим строительным материалом для новой жизни.

Еще один психологический аспект этой руны – происходящее воспринимается как стихия, проявление активности внешнего мира. Это соответствует психологической защите – проекции, т.е. собственные внутренние состояния еще не готовы к принятию и проецируются во внешний мир. Я сам тут почти ни при чем. Работа над этой руной помогает сознательно отнестись к соотношению внешнего и внутреннего в событийном потоке, распознавать неслучайность своего столкновения с кажущимися чисто внешними ситуациями. Уруз разрывает третье звено идентификации-отождествления, зависимость человека от своей атрибутики благополучия – как уже устаревшей для дальнейшего развития человека. Предыдущие два звена разотождествления нам представят Эваз и Дагаз – в соответствующих главах. (О процессе разотождествления в целом в последней главе книги о шаманском посвящении).

В годичном календаре это период примерно с 7 июля по 22 июля. С точки зрения возрастной периодизации мы уже ближе к периоду зрелости, пока в физиологическом и эмоциональном аспекте.После праздника Ивана Купала, на котором девки теряли свое девство и вместе с парнями предавались бесовским игрищам (по свидетельству христианских летописцев), наступил период создания семей и рождения детей, обретение новой социальной формы: женщины и мужчины, матери и отца, семьи, в конце концов.

Мантика и магия. Мощь – сила внешнего круга магии, того, что действует, яри – движущей силы боевого и эротического воодушевления и экстаза, сметающей на своем пути все обветшалое, слабое, нежизнеспособное. Это руна необузданной силы жизни. Это также руна новых начинаний, потому что новому легче прорваться, разрушив старые формы. Эта руна дает женскую силу женщинам и мужскую - мужчинам. Без нее невозможно ни одно плодотворное начинание, ни дело, ни отношения мужчины с женщиной. В прямом положении руна передает смысл обретения новой формы, оздоровления ситуации и физического состояния, обретения свойства мощи, неукротимости, решимости. Да, возможны ошибки, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. По словам одного моего мудрого коллеги, если бы женщины сразу становились мудрыми, так и детей бы не кому было рожать. Я бы еще назвала Уруз руной Буревестника. Вспомните Горького: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике жажда бури, силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

Эта руна соединяет в себе свойства Соулу и Ингуз одновременно. При этом на первый взгляд ее содержание скорее деструктивно и как-то нежелательно после благополучия и процветания Фе. Поэтому важно принять законность и необходимость ее прихода. В обратном положении руна говорит о дезорганизации силы, ее неверном понимании, попытке стоять на пути селевого потока или бегстве в область болота, застоя от чистых и быстрых рек. При этом сила присутствует как объективная суть, но ваши с ней соотношения неверны и деструктивны. Надо подумать о своей позиции и, во всяком случае, осознать, в чем она состоит. Медитация над Уруз помогает исполниться дикой первозданной силой, когда нужно прорвать и преодолеть старые отжившие стереотипы, заложить здоровое начало любого начинания, хорошего партнерства, дружбы и любви. Графический символ руны напоминает тело дикого быка – зубра, поэтому даже созерцание знака вызывает необходимые ассоциации. При этом надо понимать, что «лес рубят – щепки летят», и быть готовым к наведению порядка после лесоповала.

3. Турисаз (Турс). Руна защиты и воинского посвящения

  «Будь такие все, как вы, ротозеи, Что б осталось от Москвы, от Расеи? (рус. нар. песня «Как родная меня мать провожала»)

Поле, Сторож и Тучка.

В одной не очень далекой от нас стране раскинулось поле. На нем росло… Я не знаю, как это называли жители той страны, но что-то очень полезное и охотно покупаемое всякими важными иностранцами. Кажется, оно походило на наш подсолнух и предпочитало хорошую солнечную погоду. Вы же знаете, как великолепно выглядит ярко-желтый подсолнух в лучах солнца.

А еще в этой стране, прямо над полем, жила-была Тучка. Она и родилась-то из влажных испарений этого поля. Сначала она была совсем маленькая, и почти не мешала полю наслаждаться отличной погодой. Но мало-помалу Тучка собирала в себя все больше влаги с окрестных мест. И уж такой у нее был переменчивый характер, что никак она не могла угодить полю. В самую жару, когда надо было бы пролиться дождем, она вдруг испарялась, и полю не доставалось ну ни капли. То ей вздумалось просыпаться крупным градом над созревшими корзинками плодов, и отличный урожай оказывался на земле. То она решала дождить каждый божий день - и поле начинало гнить на корню. Короче, Сторож, которому была вверена забота о поле, страшно злился, и, в конце концов, приобрел где-то у заморских купцов специальную пушку, из которой можно было расстреливать Тучку специальными противотучкиными снарядами. Иной раз Тучка даже не успевала приблизиться к своему полю, как ее встречал земной град Сторожа. Но Тучка не зря жила в этой стране, где все обитатели, в том числе и тучки, умели не только разговаривать, но даже думать. И Тучка придумала. Она стала подстерегать, когда Сторож засыпал, и тогда с удовольствием портила его посевы. Сторож просыпался, а уж Тучки и след простыл. Правда, иногда она не успевала убраться подальше, а, может, ей просто хотелось увидеть разъяренное лицо Сторожа. Даже ценой того, что он разряжал ей вдогонку свою пушку. Один раз она дождалась его пробуждения совсем близко, и он всадил в нее весь заряд! Ой-ой-ой, как больно было нашей Тучке! И она помчалась с плачем в небесную канцелярию. Заведующая небесной канцелярией госпожа Погода давно была недовольна Сторожем поля, который то и дело портил ее планы. И она сказала Тучке, что та может оставаться над своим полем, и жить так, как считает нужным. А Сторож… Он не имеет права так направо-налево пользоваться своей пушкой. И Тучка была сначала очень довольна.

Однако через некоторое время они снова столкнулись со Сторожем. И Тучка опять вспомнила, почем фунт лиха. И снова помчалась в небесную канцелярию. Там ее и оставили на поправку. А в канцелярии у госпожи Погоды кого только не было... Были и четыре ветра – Северный, Южный, Западный и Восточный, и Гром и Молния, и Ураган, и Смерч, и Тайфун, и страшная Цунами. И Тучка смотрела на них во все глаза. Вот это да! Вот это силища! И не сразу заметила среди них Сквознячок. Да и появлялся он, собственно говоря, только когда в небесной канцелярии кто-нибудь открывал форточку. И когда он появлялся, Тучка и оглянуться не успевала, как оказывалась уже на улице. Сквознячок ее так незаметно вытягивал, что она только диву давалась. И это было совсем не больно, и как-то очень интересно, потому что Сквознячок так быстро и легко носился по воздуху, что одно удовольствие было играть с ним в догонялки.

А Сторож вышел рано утром на край поле. Пушка была уже наготове. Тучки нигде не было. Он огляделся вокруг – но Тучки как ни бывало. «Куда бы выстрелить» - подумал Сторож. И с досады сшиб пару подвернувшихся спелых желтых корзинок. «Но где же все-таки Тучка?» - спросил он себя. Тут откуда-то сверху прогремел гром и сверкнула молния. Сторож посмотрел наверх и увидел высоко-высоко в небе свою Тучку. Но она была не одна, а вокруг было полно серых и черных тучищ, готовых вот-вот пролиться дождем, а то и прорваться градом. Они будто предупреждали его: «Спрячь пушку, а не то хуже будет!». Сторож подчинился и спрятал пушку. Тогда ворота небесной канцелярии закрылись, страшные тучи исчезли внутри, а Тучка спустилась немного ниже. И она как-то необычно двигалась, будто танцевала на какой-то воздушной подушке. Это ее носил почти незаметный со стороны Сквознячок. Ведь в небесной канцелярии осталась открытой форточка. Целый день Тучка носилась вокруг поля вместе со Сквознячком, а вечером усталая улеглась спать. И усталый Сторож тоже улегся спать. Утром он проснулся, вскочил и побежал смотреть свое поле. С ним было все в порядке. А Тучка мирно спала на краю поля, уставшая после вчерашней беготни. На третий день поле стало высыхать без воды. И Сторож позвал Сквознячок.

- Будь любезен, попроси Тучку пролиться над полем сегодня, - застенчиво попросил Сторож.

- Хорошо, - ответил Сквознячок и помчался к Тучке. Он вообще любил двигаться, особенно, когда его просили так вежливо и уважительно.

И вскоре над полем пролился отличный мелкий дождик, после которого поле стало просто замечательно себя чувствовать. Тогда Сторож сказал «большое спасибо» Сквознячку и Тучке. И они ответили ему «большое пожалуйста». И улетели по своим делам.

Ключевые слова – «турс» (великан), «ворота», «шип» или «колючка». Происходят от позднего скандинавского, означавшего турс-великан, британского Thorn (колючка, отсюда, терн, терновник), готского Thauris (турс).

Турисаз – руна защиты от враждебных воздействий, при этом оказывается, что расплата за насилие может быть совершенно эквивалентной: око за око, зуб за зуб. Мы видим в сказке, что обладатель грубой силы какое-то время может быть эффективным, и он во многом прав, применяя силу, чтобы защитить свои владения. Это тоже Мощь, но уже более антропоморфная, очеловеченная, вооруженная. Ее символом является молот бога Тора (Перуна) – Мьёлльнир, руна даже по форме напоминает стилизованное изображение молота. Наиболее реальное мифологическое соответствие – сам Тор или Перун, а также – ётуны – древние великаны, воплощающие стихийные силы природы. Тор – предшественник Одина как главы всех асов (хотя чаще рассматривается как сын Одина, впрочем, определение «сын» может отражать лишь социальный статус по отношению к Всеотцу). Это хозяин своих владений, стоящий на страже своего имущества. Охрана имущества подразумевает как использование оружия, так и ограды и некоторых других, более хитрых средств (например, отравленный шип). Тор считался весьма недалеким богом по сравнению с Одином и Локи, наиболее близким к природным, стихийным силам (недаром именно он отправился в путешествие к Утгарду-Локи, чтобы помериться силами с самой Старостью и попытаться выпить океан), но у него хватило смекалки избавиться от нежеланного жениха его дочери – карлика Альвиса. Альвис посватался к Труд в отсутствие Тора, и ему удалось уговорить Сив, его жену и мать девушки, отдать ее замуж за него. Вернувшийся Тор решил не применять грубую силу, а стал беседовать с ним, задавая различные вопросы до самой зари, т.к. знал, что лучи солнца превратят в камень этого жителя тьмы. Так и произошло, и Тор избавился от нежелательного жениха. А с самим Всеотцом Одином однажды случилось следующее: валькирия Сигрдрива (в саге о Вольсунгах – Брюнхильд) забрала в Вальгаллу душу не того парня, ослушавшись Одина, и тот наказал непокорную деву уколом отравленного шипа, от которого она уснула, и должна была спать до тех пор, пока смельчак не разрубит на ней доспехи. Т.е. Сигрдрива и Брюнхильд оказались прототипами Спящей Красавицы. Разбуженная потом Сигрдрива перестанет быть валькирией, девой битвы, и выйдет замуж. Проснувшись, она дает разбудившему ее Сигурду советы по использованию рун. Видно, охранять свои владения можно и таким образом, заставив пребывать в символическом сне принадлежащую тебе женщину. Правда, это характеризует властелина как некрофила. Еще один из символов этой руны – фаллос как оплодотворяющий шип. И оплодотворение здесь связано со стагнацией всех остальных функций женщины, кроме фертильной и оберегающей домашний очаг и верность семье. В саге о Вольсунгах дочь первого из рода, Сигни, была отдана замуж за нелюбимого, мало того, оказавшегося врагом ее отцу, властелина. Дочь умоляет отца забрать ее, когда она сообщает ему о враждебных намерениях своего супруга. Отец ей отвечает отказом, т.к. выйдя замуж, она обязана разделить судьбу своего супруга. В конце концов, Сигни, имея возможность спастись, остается в горящей крепости со своим мужем и двумя старшими сыновьями. Однако заклятие имеет срок действия, и следующие руны, возможно, помогут снять его. Ведь и наш герой растет и проявляется своими до сих пор неизведанными сторонами.

Есть, возможно, еще один аспект «шипа». Синдром «Спящей Красавицы» наиболее вероятно связан с уколом ее отца, проявлением психологического инцеста. Да еще с попустительства матери. Ведь мы помним, что родители принцессы забыли пригласить на крестины не какую-нибудь, а злую ведьму. Ни один из них не вспомнил о такой «мелочи». В чем может быть смысл такого отцовского (родительского) заклятия? По сюжету сказки принцесса должна дождаться достойнейшего претендента, не менее могущественного, чем отец, которому подчинятся неблагоприятные обстоятельства, который возьмет их под свой контроль. Если обратиться к славянскому фольклору, то его метафоры еще более прямолинейны: Кощей Бессмертный контролирует свою дочь или украденную невесту, и Ивану-царевичу нужно сломать иглу, в которой сокрыта жизнь и сила темного властелина. Игла – то же самое отравленное веретено, тот же фаллический символ власти и контроля. Побеждает Кощея (целует принцессу) тот, кто оказался могущественнее, возможно, он той же породы, и даже представляет собой молодую и более сильную ипостась той же сущности. Сторож из сказки функционально является громовержцем, но его сильнее оказалась госпожа Погода со своим посланцем Сквознячком.

Пользуясь терминологией Юнга, мы видим перед собой анимус женщины. Отец, осуществляя психологический инцест и становясь интроектом дочери, как бы заклинает ее «не продешевить», избрать более достойного, более сильного, чем он сам. В сказках царь обещает свою дочь в жены тому, кто сможет совершить подвиг, который уже не под силу самому царю. Природа человека проводит свои эксперименты по евгенике, зачем-то стремясь ко все большему совершенству… А иначе «вино переходит в уксус, а Мюнхаузен – в Феофила». С тем же упорством дочки алкоголиков выходят замуж за еще более горьких пьяниц, словно выполняя программу природы по обрезанию сухих ветвей с древа жизни. Горько это звучит и жестко, но если ты знаешь о такой возможности, то, глядишь, развернешь свои взоры и стопы в другие регионы и реализуешь другие аспекты наследственности.

Психологический аспект руны – принятие ответственности связано с процессом интериоризации, принятием происходящего ка

Наши рекомендации