Монологические жанры устной научной речи
Устный ответ студента по заданной теме– это высказывание, тематически связанное с изучаемым материалом. Данный жанр реализуется в процессе учебного общения. Его задача – продемонстрировать знание конкретной информации, правил, научных определений и степень усвоения учебного материала. Устный ответ – это передача информации какой-либо области знания, почерпнутой из изучаемых источников. Информация может излагаться подробно или кратко, обычно без оценки содержания источников.
Структура такого ответа обычно такова:
1)теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.);
2)доказательная часть – пример;
3)объяснение примера.
Объяснение примера – это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно вы усвоили материал, можете соотнести общее и частное, умеете доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения.
Ответ-доказательство – это рассуждение по научным темам. Они связаны с изучением определенного предмета с опорой на научные и учебные источники с привлечением личного опыта. Данный жанр устной речи имеет структуру: 1) научное теоретическое положение, правило и т.д.; 2) его доказательство – пример; 3) объяснение примера (его анализ с целью разъяснения, комментирования, доказательства). Приведение примера показывает степень усвоения материала, овладения учебно-научным стилем изложения.
Научный доклад – заранее подготовленное, публичное, развернутое, официальное монологическое сообщение по какому-либо конкретному вопросу; выступление исследователя перед аудиторией (с электронной презентацией) на научную тему. Это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад. Письменный доклад по содержанию и форме близок к реферату.
Этапы работы над докладом: 1. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 8 – 10 источников). 2. Составление библиографии. 3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. 4. Разработка плана доклада. 5. Написание доклада. 6. Публичное выступление с результатами исследования. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения выступающего.
Общая структура доклада:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы.
4. Задачи исследования.
5. Гипотеза.
6. Методика проведения исследования.
7. Результаты исследования.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме.
Доклад должен отвечать требованиям научного стиля, нужно помнить, что это еще и устная речь. Не всегда хорошо написанный доклад – залог успешного выступления. Рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Продолжительность выступления не более 10–15 минут.
2. Краткое изложение содержания всех глав и разделов исследования.
3. Терминов, которые употребляются в докладе, должны быть заучены наизусть.
4. Избавиться от страха аудитории.
5. Владение темой настолько хорошо, насколько это возможно.
6. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию.
7. Делайте паузы.
8. Не торопитесь и не растягивайте слова (120 слов в минуту).
9. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
10. Иногда в докладе бывает уместно использование примеров из жизни, литературы, пословиц, афоризмов и даже шуток и анекдотов, но ими нельзя перегружать выступление, чтобы не отвлечь от предмета обсуждения.
Стендовый доклад. Эта форма обеспечивает легкость восприятия содержания информации. Методы и результаты исследования представляются в графическом и иллюстративном виде.
Требования к стендовому докладу:
1. Наглядность. Дает возможность за короткое время представить тематику и характер работы.
2. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить ее за небольшое время.
Структура стендового доклада:
· Цели и задачи работы.
· Описание сделанного в работе.
· Методы, используемые в ходе исследования.
· Основные результаты и выводы.
· Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Научное сообщение– научный документ, содержащий сжатое изложение результатов работы. Задача документа – оперативно сообщить о результатах проделанной работы на любом ее этапе.
Рецензия – оценка той или иной работы (доклада). Структура устной рецензии:
1. Оценка темы.
2. Степень понятности темы и задач выступления.
3. Позволило ли сообщение полностью воспринять основное содержание и выводы?
4. Оценка убедительности выводов.
5. Оценка иллюстративного материала, использование средств наглядности, их уместность, рациональность применения.
6. Оценивается уровень владения выступающим культурой устной научной речи.
7. Выводы и предложения.
Защита курсовых, дипломных работ. Длительность публичного выступления – 5–15 мин. Выступление должно быть продуманным, содержать только главные мысли, поэтому его готовят специально в виде текста, который зачитывается. Говоря о себе, в выступлении принято употреблять местоимение «мы» («Мы рассмотрели… и пришли к вводу…).
Выступление лучше предварительно зачитать, обращая внимание на время, которое затрачивается. Необходимо быть готовым к ответу на вопросы рецензента/оппонента, слушателей. Вопросы следует слушать внимательно, обдумывать их, отвечать кратко, четко, уверенно, убедительно.
Защитное слово имеет следующую структуру:
1.Обращение: Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии! Вашему вниманию представляется курсовая (дипломная) работа на тему …
2.Актуальность работы: …(2-3 предложения из введения).
3.Объект и предмет исследования.
4.Цель работы: … (из введения).
5.Задачи, поставленные в исследовании …
6.База работы (теоретико-методологическая, нормативно-правовая, публикации и т.д.).
7.Структура исследования. Работа состоит из введения, двух (трех) глав и заключения. В первой главе… Во второй главе… В третьей главе …
8.Основные выводы.
9.Окончание выступления: Спасибо за внимание!
Рекомендации для выступающих:
· Докладывать лучше без бумаги – это создаст представление, что исследование выполнено самостоятельно. Стоя возле проектора или слайда, бумага в руках будет выглядеть несолидно.
· В выступлении должны быть логические паузы, чтобы слушающие могли мысленно следовать за вашими рассуждениями.
· Постарайтесь периодически смотреть в глаза слушающим.
Лекция – это жанр устной научной речи на определенную тему, содержащий новую для слушающих информацию. Рассуждение, как правило, составляет основу лекции. Оно может развертываться по-разному: лектор использует живой рассказ, описание, характеристику и т.п., придавая выразительность речи. Но в тоже время лекция конкретна, доходчива, убедительна. При подготовке к ней могут быть использованы справочники, учебники, научные и научно-популярные работы, лектор может также привлекать материалы своих исследований.
В данном жанре устной речи допускается употребление различных средств языка – от книжных до разговорных. Но он всегда ориентируется на нормы литературного языка.
Лекции бывают учебные (для школьников и будущих специалистов) и популярные (для людей, у которых есть потребность получить какую-либо информацию, узнать нечто новое по интересующему их вопросу). Учебная лекция– подготовленное развернутое высказывание. Устанавливая контакт с аудиторией, лектор может переходить от монолога к беседе. Популярные лекции, как правило, носят эпизодический характер. И их слушатели приходят на лекции с готовностью к диалогу по поводу предмета, «интересующего обе стороны».
Структура лекции зависит от настроя аудитории. Она может быть такой (Рисунок 24.1):
t ABQABgAIAAAAIQB45IYL3gAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAACEFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQ SwUGAAAAAAQABADzAAAALAYAAAAA " filled="t" fillcolor="#a3c4ff" strokecolor="#4a7ebb">
Структура лекции |
Заключение Функции: · обобщить сказанное; · подвести итоги о восприятии речи слушателями; · закрепить впечатление от речи. |
Вступление Функции: · подготовить аудиторию к восприятию речи: · сформулировать цели; · сформулировать тему, обосновать ее выбор, актуальность; · наметить линии развертывания темы. |
Основная часть Функции: · сообщить информацию; · дать рекомендации; · вызвать интерес к проблеме. |
Рисунок 24.1. Структура лекции
Рекомендации по конспектированию лекций:
· не начинайте записывать материал с первых слов лектора, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь ее понять;
· начинайте записывать, когда преподаватель, заканчивая изложение мысли, начинает ее комментировать;
· в конспекте лекции обязательно выделяйте отдельные части подчеркиванием, другим цветом, не превращая при этом текст в результат изобразительного искусства. Определения, формулы, законы, правила можно заключают в рамку, сделав их более заметными;
· используйте принятые условные обозначения. Употребляйте разнообразные сигнальные знаки: указатели, стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание), математический знак => (следовательно). Используйте аббревиатуры, знаки равенства (=) и неравенства (≠), больше (˃) и меньше (<). Помечайте знаком вопроса то, что осталось непонятным, а восклицательным знаком важную информацию. Когда выработается собственный набор знаков, писать конспект, а потом учить его будет легче и быстрее;
· сокращайте слова, но так, чтобы потом возможно было их прочитать; в организации конспекта помогут иностранные слова. Например, max, min,okи др.;
· избегайте сложных и длинных умозаключений;
· отмечайте то, что кажется уместным, например, это пригодится, будет нужно в работе, интересно узнать, надо уточнить и пр.
· используйте повествовательные предложения, избегая в конспекте возникающих самостоятельных вопросов. Их лучше вынести на поля;
· дословная фиксация теста лекции неразумна, поскольку в результате часто теряется главная мысль, да и такую запись вести очень трудно; отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется;
· для непонятных терминов оставляйте место, а позже уточните их значение у лектора или по словарю.