Николай Рерих Карлу Валковскому
NAGGAR,
Kulu, Punjab, Br. India
20-ФЕВ-37
Дорогой Карл Оттонович,
Спасибо за Ваше письмо, в котором так живо отображена прекрасная деятельность Латвийского общества. Можно лишь порадоваться, что работа идёт так воодушевлённо и разнообразно. Ваши сообщения о переводах книг показывают, сколько устремлённых сотрудников работает во славу культуры. Приятно слышать, что и собрания Общества проходят под знаком воодушевления и взаимного доверия. Оба эти качества нужны до последней степени. Всюду, где они проявляются, спеют и плоды добрые. Можем себе представить, какая напряжённая работа происходит с теперешним печатанием первого тома. Мы понимаем, что если второй том будет хотя бы начат, то закон не может иметь обратного действия. Также мы были рады слышать о приезде Тарабильды и происходивших предварительных беседах о будущем конгрессе. Такое дело, как конгресс всех местных групп, конечно, с приглашением и полезных гостей и с обращением к иностранным группам, – всё это требует времени и очень деловитой подготовки. Потому очень хорошо, что беседы о будущем летнем конгрессе происходят уже зимою. Прошу Вас переслать прилагаемую карточку в Либаву[120]. Хорошо, что Вы для коллекции уже послали литературу. С прошлой почтой мы послали Рихарду Яковлевичу марки Пакта. Посылаем Вам ещё десять, которые могут расходиться на корреспонденции. Как мы и писали – если бы для Латвии были нужнее марки с латышской надписью, то можно их сделать по точному этому образцу. Очень хорошо вышли открытки Брамапутры, о которых мы уже писали. Подготовляем большой ящик картин и выждем для отправки его лучшую погоду. В наших удалённых горных местах приходится считаться со многими необычными для других мест условиями. Многие корреспонденты не отдают себе отчета, что в нашем месте предпоследняя почтовая станция и сама дорога иногда по причине дождей и обвалов бывает вообще непроходима. Читали мы хороший отзыв Пильского в Сегодня. Интересно, каково положение газеты Для всех? Ведь с журналом Для вас прежде были добрые отношения. Не запросите ли Вы писателя Сергея Горного (адрес его в Обществе имеется), не было ли отзывов его по месту его жительства. Мы имели письмо из Харбина о том, что Е.Н.Туркина переезжает в Тяньдзинь, – таким образом, переписка с нею из Риги будет ещё проще. Жаль, что тяжёлые условия Харбина требуют такой чрезмерной осторожности в корреспонденции, которая, как мы знаем, обычно вскрывается. Через Тяньдзинь легче дойдут сведения и до Харбина, ибо китайская корреспонденция всё-таки менее досматривается, нежели заграничная. Прискорбно говорить об этих досмотрах. Точно бы у нас были бы какие-то тайны, но по местным уродливым условиям в Харбине даже суждение о нравственности под подозрением. Всегда рады Вашим весточкам. Шлём Вам и всем друзьям лучшие приветы. Сердцем и духом с Вами,
Н.Рерих
_______
Рихард Рудзитис Николаю Рериху[121]
27.11.37
Н.К.
Получили 2 картины Гималаи, Сергий. К залу присоединили 2 смежные комнаты. Комната Сергия Радонежского. Комната Учителя. Когда издадим Т. Д., купим и картины Н.К. Какие картины Н.К. имеются в Риге?
Не разрешаете ли нам заплатить за пересылку картин?
Fiat Rex[122] и переживание. При свете лампы Аура сияла серебряным чарующим Светом. Эти Лучи-Молнии, высшая невыразимая Динамика Огня. Когда я думал о красоте, мне постоянно вспоминалась эта картина, и тогда я постигал, совсем реально и жизненно, в чём состоит Краска всех красок, Краска Мира Огненного.
Армагеддон и другие снимки. Об официальном открытии Музея. Феликс Денисович раз пригласил художников на чашку чая.
Получил I и III тома журнала для Швеции. Высылаем по плану. Сборник в память Ф.Д. 56 авторов. Может быть, издадим и на русском языке.
Марки Пакта. Вдвое дешевле, чем в Индии. Не печатать ли здесь? Разрешается наклейка.
Статья Н.К. о Бенуа. Не послать ли ему? Послали Рылову.
Зенкевич нам писал и прислал вырезки. Мы послали официальное письмо Зенкевичу.
Листы Сада Мории, I и II ч., Община у нас были распроданы. Получили снова. Вышлем Зенкевичу.
Затруднения с распространением книг. Напишу впредь подробнее.
Археолог Балодис, нет надежды на сотрудничество. Отрицательно к Пакту. Человек, напоминающий другого Балодиса. Напишу ещё после переговора с Карлом Ивановичем.
Станцы. Питрисы. Пополь (Popol) Vuch[123].
Мы послали 10 Аум и 12 Сознание Красоты спасёт.
Разрешаете ли Вы издать в Риге Сергия Ваших репродукций?
_______