Николай Рерих Шанхайскому содружеству

ДОВЕРИТЕЛЬНО.

Копия письма в Шанхайское содружество для архива и сведения.

29-5-36

Дорогой мой,

Ваше письмо с интересными приложениями обрадовало меня, ибо в нём Вы отлично устремляетесь по правильному пути, принимая всё прекрасное без предубеждений, в полном доброжелательстве. Если кому-то вместо слова содружество более нравится – ревнители, то ведь это основного дела не меняет. Менее всего нужно держаться наименования и лишь смотреть в сущность. Важно, чтобы такое Содружество-Ревнительство жило и приносило добро на всех культурных путях.

Не будем ограничивать поле культурной работы. Каждый содружник может выявить свои индивидуальные дарования в самых широких применениях. Все наши Общества-Содружества так и поступают. Где читаются лекции, где устраиваются выставки и концерты, где идут сердечные собеседования. Где издаются книги. Словом, применительно к местным условиям выявляются все благие намерения содружников. Если добротворчество всегда было нужным, то теперь оно оказывается неотложною необходимостью.

В дни злейшего Армагеддона все культурные работники должны быть на бессменном дозоре. В труднейшие времена Преподобный Сергий, Воспитатель народного духа, строил сто монастырей – рассадников Просвещения. Этим даётся великий пример тому, что и в труднейшие дни можно насаждать свет и воспитывать дух человеческий. Ведь только в борьбе, только в самых несказуемых трудностях куётся несломимый клинок духа. Там, где тёпленькое благополучие, там нет напряжения, там нет огня духа. Недаром стара истина о том, что и враги благословенны, ибо натиск тьмы, как молот из клинка, высекает самые сияющие искры. Радужны эти искры – потому не будем вносить в культурное строительство каких-то ограничений.

Во флоте во время бури даётся приказ: «Действовать по способности». Так и теперь, – дорогие, ревностные сотрудники, действуйте по способности, выявляйте все возможности во благо культуры, ибо каждое приношение в эту чашу уже благодетельно. Всегда буду рад слышать о том, какие именно добрые намерения возникали и где и как удаётся их применить. Вы просите о руководстве. Готов подать совет на пашне Добра и Культуры. Для этого и Вы сообщайте мне все Ваши устремления. Дайте характеристику содружников. Как всегда, не гонитесь сразу за количеством, но устремляйте внимание на качество.

Вы сообщаете о каком-то предполагаемом приезде двух Белых Братьев. Ничего подобного не предполагается, и следует обратить внимание, из каких таких источников подобные слухи возникают. Сейчас столько волков надели овечьи шкуры, тьма настолько деятельна и изощрённа, что можно ожидать всевозможных подделок. Может быть, кто-то просто злоупотребляет этим высоким названием и имеет в виду приезд обыкновенных людей, но в таком случае недопустимо злоупотреблять высокими понятиями. Будьте уверены, что если бы такой высокий Приезд предполагался, то никто бы о нём не был извещён. Достаточно известно, как происходили высокие Посещения: в полной неожиданности совершались они. Предупреждаю Вас обо всём этом, тем более что сейчас, в дни Армагеддона, появилось много таких лжепосетителей.

Нам известно, что и в других странах появлялись такие скрытые волки, которые вместо доброго единения очень изысканно пытались вносить разложение и разрушение. Вспоминаю и такой случай: в 1932 году один индус, позировавший в Америке на Махатму, сообщил, что в Нью-Йорк прибыл Белый Брат Сен-Жермен, посетил наш Музей и завтракал в ресторане при Музее!!! А затем по спешным делам отбыл в Калифорнию, откуда должен был вернуться, чего на самом деле никогда не было. Выдумщики всегда сопровождают свои небылицы неудачными подробностями, как, например, завтрак в ресторане. В другой стране появилось воплощение Александра I, приезжавшего тоже под видом Белого Брата.

Много писем с обращением как к воплощению Е.П.Блаватской получает и моя жена. Но по возрасту такого воплощения не могло быть! Вам же известна харбинская кощунственная басня, что я являюсь перевоплощением Преподобного Сергия!!! Вот куда заходят темнота, невежество и кощунство! Также в Латвию приезжал представитель болгарского учителя Донова с целью объединить все духовно-культурные группы под эгидою Донова. Но из этого ничего не вышло.

Недавно нам сообщили, что в книге некоего К. Принца Во власти Кармы поносятся книги Агни-Йоги. Любопытнее всего то, что, вернувшись в Индию в конце 35-го года, я нашёл у себя другую книгу того же Принца с весьма суперлативным мне посвящением, копию которого прилагаю, – и такие житейские гримасы и вольт-фасы бывают! Причиной всему маленькое авторское самолюбие, ибо потом мы узнали, что председатель нашего Латвийского общества критически отнёсся к книгам Принца, чем и воспламенил его мелкое самолюбие. Кстати, не поступил ли в продажу в Шанхае мой Священный Дозор, который в апреле нежданно появился на рынке Парижа и Риги, тогда как мы продолжали полагать, что книга всё ещё находится под пресловутым запретом харбинской цензуры. Поминаю все эти обстоятельства как примеры всяких неожиданностей, с которыми во всяком культурном деле и во всяком добротворчестве неминуемо каждому работнику придётся встретиться. Всякие такие вехи жизни не должны огорчать, но лишь преисполнять опытом, чтобы тем бесстрашнее вступать в новую благую работу.

Сказано – «если ты изнемог, начни опять и опять». Если неисчерпаемость духовных сил так ярко подчёркнута, то это сделано для практического ободрения. Знаю, как Вам всем, дорогие Содружники, трудно и какие всевозможные препятствия воздвигаются тёмными силами. Знаю, сколько наветов и предательств непременно будет сопровождать каждое благое начинание, иначе в чём же была бы битва сил мрака?!

Посылаю Вам для Вашего и сотрудников пользования книги и открытки. Дайте эти изображения туда, где они могут принести радость. Буду рад Вашим сведениям и шлю Вам всем мои самые искренние сердечные мысли и пожелания всего светлого.

Духом с Вами,

Р.

_______

Наши рекомендации