К.ф.н., доцент И.И. Свиридова

Актобе-2017г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................3-4

1. Теоретические предпосылки изучения концепта...............................................5

1.1. История развития когнитивной лингвистики...............................................5-9

1.2. Концепт как единица когнитивной лингвистики.......................................9-14

1.3. Структура концепта и способы его вербализации...................................14-18

1.4. Вопрос о методике когнитивного анализа...............................................18-27

2. Лексико–семантический уровень репрезентации концепта «тоска».............28

2.1. Внутренняя форма и развитие семантики лексемы «тоска»...................28-32

2.2 Семантическая сеть концепта «тоска».......................................................32-35

2.3 Семантическая плотность лексемы «тоска»..............................................35-38

3. Концепт «тоска» в русской концептосфере......................................................39

3.1 Концепт «тоска» в русской паремии..........................................................39-43

3.2 Концепт «тоска» во фразеологических единицах.....................................43-45

3.3 Концепт «тоска» в русских традициях.......................................................46-48

3.4. Концепт «тоска» в произведениях И.Бунина...........................................48-61

Заключение..........................................................................................................62-63

Список использованной литературы................................................................64-66

Введение

Использование термина концепт в его когнитивном осмыслении связано с необходимостью обозначения не формально-логического, а «очеловеченного понятия: в отличие от понятий в собственном смысле термина, концепты не только мыслятся, они переживаются». Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий…».

Концепты могут получать различное формально-материальное выражение в языке при помощи слова, высказывания, текста. Изучение национально-детерминантных концептов традиционно осуществляется на базе слов с глубоким семантическим потенциалом, прежде всего, абстрактных имен.

Одна из стратегий описания базовых концептов культурно-языкового сознание заключается в описании отдельных концептов на конкретно избранном языковом материале.

Изучение и освоение историческое опыта русского народа, сокровищ его духовной культуры, литературного наследия, пронесенных сквозь века и тысячелетия, имеют первостепенное значение для современного поколения.

Модель мира в каждой культуре строится из целого ряда универсальных концептов и констант культуры-пространства, количества, времени, причины, числа и многих других. Языки отражает то, что есть в сознании, а сознание формируется под воздействием окружающей нас культуры. Отсюда специфические русские национальные концепты - тоска, душа, судьба и тому подобное.

В сознании каждого народа существует совокупность определенных особенных представлений и чувств в отношении того или иного понятия, явления, действия, то есть концепт. Для русского народа одним из таких концептов является концепт «ТОСКА».

Русский концепт «тоска» имеет глубокие корни в русской лингвокультуре. Смыслы, входящие в его содержание, фиксируются уже в древнерусском языке - в тексте «Слова о полку Игореве».

Относительно внутренней формы данного концепта можно утверждать, что в её основе лежит признак стеснение, давление, натиск. Концепт «тоска» не прерывает своего существования в концептосфере русского языка и в современном языке также встречается в большом количестве своих вербальных репрезентантов.

Концепт «тоска» в силу национальной специфики своего содержания обладает большим количеством культурных коннотаций. Анализ выявленных коннотаций свидетельствует о значимости данного концепта для русской лингвокультуры, а также позволяет нам дать описание концептуализации чувства тоски русским языковым сознанием.

Дипломная работа посвящена исследованию концепта «тоска» в художественной концептосфере И.А.Бунина.

Актуальность исследования определяется тем, что концепт «тоска» в русской культуре является одним из тех концептов, которые наиболее ярко характеризуют менталитет, свойственный русскому человеку, и всегда вызывает живой интерес представителей других лингвокультур как проявление национальной специфики русского языкового сознания.

Объектом исследования являются средства русского языка, служащие для выражения смыслов русского концепта «тоска» в художественной концептосфере И.А.Бунина.

В качестве предметаисследования выступают языковые средства выражения концепта «тоска».

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы предоставит описание и анализ лингвистических средств, используемых в художественной концептофере И.Бунина для репрезентации смыслов русского концепта «тоска».

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

- изучить историю становления когнитивной линвистики;

- определить смысловой потенциал русского концепта «тоска»

- выяснить максимально полно состав языковых средств, репрезентирующих концепт «тоска»;

- описать семантику этих единиц: слов, паремий, фразеологических единиц;

- определить место этого концепта в художественной концептосфере И.Бунина и адекватно описать его средствами русского языка.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и основанные положения работы могут использоваться в курсе лекций по когнитивной лингвистики, лексикологии и паремиологии русского языка; в практике преподавания русского языка как иностранного; при написании дипломных работ по сходной тематике.

Материаломисследования послужили прозаические произведения И.А.Бунина, из которых методом сплошной выборки были отобраны текстовые фрагменты, содержащие вербальные репрезентаты концепта тоска. А также специальные лексикографические источники (этимологические, аспектные и толковые словари ).

Научная новизназаключается в исследовании лексических средств выражения концепта тоска в художественной концептосфере И.Бунина.

В процессе работы были использованы следующие методы лингвистического анализа:

- лексикографический;

- описательный;

- словарных дефиниций;

- сплошной выборки;

- дистрибутивный.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Наши рекомендации