Герменевтические аспекты чтения в контексте
педагогического образования
Чтение и организация этого процесса как «труда и творчества» – это педагогическая проблема, в ней много точек бифуркации, моментов непредсказуемого развития. Если процесс знакомства с публицистикой Д. С. Лихачева покажется назидательным, то можно воспользоваться «неотъемлемыми правами читателя» Даниэля Пеннака [10]: право не читать, право перескакивать, право не дочитывать, право перечитывать, право читать что попало, право на боваризм (заболевание, передающееся текстуальным путем), право читать где попало, право читать вслух, право втыкаться, право молчать о прочитанном.
Герменевтический подход дает возможность встретиться разным авторам в контексте понимания их текстов читателями и исследователями. Публицистика Д. С. Лихачева утверждает идею А. А. Ухтомского о необходимости быть «деятельным участником своих истин»[14, с. 363]. Д. С. Лихачев считал, что молодежь должна включаться в общественно-литературную жизнь университета, участвовать в конференциях, творческих семинарах, слушать публичные лекции ученых, увлекаться киноискусством, путешествовать. Неисчерпаемость познания учит не останавливаться на достигнутом.
Герменевтика выполняет свою главную миссию – побуждает всех внимательно читать текст своей жизни, выстраивать «дискурс как особый способ общения и понимания окружающего мира» [15], стремиться к пониманию культуры, искусства, ценностей образования.
В заключении важно понять, что современное общество мучительно ищет гармонию духовного и материального, и в этом поиске герменевтика [2] помогает человеку «учиться памяти, совести, знанию» (Ю. М. Лотман), не терять здравого ума и бодрости духа. Герменевтический подход в педагогическом образовании [6] сохраняет стремление человека понять и полюбить созданное культурой, учит верить в то, что общество пройдет испытания сиюминутной выгодой и вспомнит о воспитании души, культуре, ценности познания, слова и жизни человеческой. Нельзя не согласиться с тем, что герменевтическая и профессионально педагогическая задача – освоение навыков интерпретации и вербализации понятого для сообщения своего интеллектуального и эмоционального опыта другим [1]. Именно поэтому педагогика открыта для понимания и интерпретации идей национальной и мировой культуры, для обогащения своего научного потенциала опытом понимающего бытия и художественным отражением педагогической реальности.
Вопросы и задания
1. Выделите существенные признаки герменевтического подхода в педагогическом образовании и оформите их в таблицу или схему.
2. Какие науки обращались к потенциалу герменевтики?
3. Какие термины позволяют говорить на языке герменевтического подхода к педагогическому знанию? Выпишите их в свой конспект.
4. Мысли А. А. Ухтомского достаточно афористичны. Какие из них вы запомнили и разделяете? Сформулируйте варианты их включения в педагогическую деятельность (уроки, классные часы, литературное творчество школьников, часы общения, в свое самообразование и т.д.)
5. Сделайте интерпретацию своего понимания названий прочитанных вами книг по педагогике, представьте коллегам их авторов с помощью презентации.
6. Включите прочитанное в этой главе в свой личный читательский опыт и создайте проект своего самообразовательного свободного чтения книг Д. С. Лихачева (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, С. Л. Соловейчика и др).
7. Сформулируйте «заповеди» герменевтического подхода к педагогическим явлениям, событиям, текстам.
8. Выберите значимый для Вас текст из трилогии «Заветное» (Д. С. Лихачева, В. П. Астафьева, Г. В. Свиридова) и создайте свою интерпретацию прочитанного, понимания его смыслов.
9. Прочитайте суждение Д. С. Лихачева о смысле образованности «Образованность – это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах – через литературу, науку, театр и т.д.»и сформулируйте свое понимание результата «образованности».
10. Как вы поняли заключение И. В. Арнольд о том, что герменевтическая и профессионально педагогическая задача – освоение навыков интерпретации и вербализации понятого для сообщения своего интеллектуального и эмоционального опыта другим? Сформулируйте свой вариант итогового вывода, обобщающего результаты вашего знания и понимания сущности герменевтического подхода. В чем вы видите свою профессиональную педагогическую задачу?
Библиографический список
1. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст]
/ И. В. Арнольд. – СПб., 1999.
2. Герменевтический подход в гуманитарном образовании / Под редакцией Е. Галицких [Текст]. – Киров, 2007. – 173 с.
3. Д. С. Лихачев – университетские встречи. 16 текстов [Текст]. – СПб., 2006.
4. Евтушенко, Е.Талант есть чудо неслучайное [Текст] / Е.Евтушенко. –
М., 1980.
5. Закирова, А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст] / А. Ф. Закирова. – Тюмень, 2001. – 76 с.
6. Крылова, Н. Б., Александрова, Е. А. Очерки понимающей педагогики
[Текст] / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. – М., 2003. – 448 с.
7. Лихачев, Д. С. Заветное [Текст] / Д. С. Лихачев. – М., 2006. – 271 с.
8. Лихачев, Д.С. Раздумья. [Текст] / Д. С .Лихачев. – М., 1991.– 318 с.
9. Лузина, Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) [Текст] / Л. М. Лузина. – Псков, 1997. – 168 с.
10. Пеннак, Д. Как роман. [Текст] / Д. Пеннак – М., 2005. – 196 с.
11. Роботова, А. С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики [Текст] / А.С. Роботова. – СПб., 2008.
12. Ухтомский, А. А. Доминанта души [Текст] / А. А.Ухтомский. – Рыбинск, 2000. – 608 с.
13. Ухтомский, А. А. Заслуженный собеседник [Текст] / А.А.Ухтомский.–
Рыбинск, 1997. – 576 с.
14. Ухтомский А. А. Интуиция совести [Текст] / А. А.Ухтомский. – СПб.,
1996. – 528 с.
15. Филипс, Л., Йоргенсен, М. В. Дискурс – анализ. Теория и метод [Текст] / Л. Филипс, М. В. Йоргенсен. – Харьков, 2004. – 150 с.
16. Шлейермахер, Ф. Герменевтика [Текст] / Ф. Шлейермахер. – СПб.,
2004.– 242 с.