Герменевтический подход к теории и методике
профессионального педагогического образования
Обогащение современной теории и методики профессионального педагогического образования возможностями герменевтического подхода актуализирует ценностное отношение к педагогической науке, сохраняет в педагогике «человеческую составляющую», «память на добро». Ученый, писатель, общественный деятель, гражданин Д. С. Лихачев хотел быть услышанным современниками и потомками, потому что считал, что «человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее». Герменевтический подход обращает будущего педагога к педагогическому наследию, поэтому «раздумья», «письма о добром», «воспоминания», «заметки и наблюдения» Д. С. Лихачева продолжают полилог с читателями, сохраняют тот педагогический потенциал его жизни, который превращает течение дней и лет в биографию личности как факт истории человечества.
Профессиональная подготовка специалиста в университете предполагает не только освоение студентами комплекса научных дисциплин и овладение профессией как суммой компетенций, но и обязательное профессионально-личностное становление специалиста как человека образованного, культурного, интеллигентного. Принять и понять эту сверхзадачу образования помогает герменевтический подход к педагогическому знанию. В контексте герменевтического подхода формируется позиция Дмитрия Сергеевича Лихачева, который утверждал, что «образованность – это основа нравственности», «основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах…» [3, с. 61]. Он был глубоко убежден в том, что молодежь должна спешить получать образование. Поэтому встретиться с публицистическим наследием Д. С. Лихачева необходимо каждому студенту университета. Миссия университетского образования опирается на фундаментальное погружение в историю культуры и науки, именно эта образовательная среда, укорененность в классику «жанра» под названием научное и художественное творчество и формирует имидж выпускника университета как представителя культуры, способного наполнить свою жизнь особым содержанием: искусством, творчеством, чтением, общением, познанием и пониманием мира.
Задача герменевтического подхода – раскрыть педагогический, жизнетворческий потенциал педагогических текстов. Покажем возможности этого подхода на примере публицистики Д. С. Лихачева как ресурса профессионально-личностного становления выпускника университета, его педагогического знания. Герменевтика дает возможность вдохновить молодых людей на встречу с его книгами, на общение читателей с мудрым собеседником, много пережившим, вобравшим в свой жизненный опыт события, испытания и радости всего ХХ века.
8. 5.Педагогический потенциал публицистики Д. С. Лихачева
Герменевтический подход дает возможность искать ответы на вопросы понимающего бытия: чему можно научиться, что открыть и что понять в процессе чтения книг Д.С.Лихачева, среди них «Письма о добром», «Раздумья», «Раздумья о России», «Воспоминания», «Заветное», «Заметки и наблюдения».
1. Можно сделать процесс чтения самообразовательным, потому что каждая прочитанная книга Д. С. Лихачева откроет новые направления поиска знаний: погружение в русскую классику или изучение парков и памятников, обращение к страницам «Слова о полку Игореве» или организация путешествия на Соловки. Недавно в Петербурге состоялась «премьера» экскурсии, которая называется «Петербург Д. С.Лихачева». История этого уникального города может быть открыта через изучение жизни Дмитрия Сергеевича, потому что в ней была и гимназия Мая, и Мариинский театр, и Пушкинский Дом, и история Невского проспекта, и Петербургский университет... Итог – создание своего индивидуального «проекта» самообразовательного чтения, потому что так заманчиво «стать с веком наравне» (А. С. Пушкин), понимать контекст книг Д. С. Лихачева. Организация самообразовательного чтения «в контексте современности» – одна из сложных педагогических задач, и ей посвящено не одно научное исследование. Каждому интеллигентному человеку необходимо интегративное умение творчески читать, размышлять и обсуждать прочитанное, самостоятельно выстраивать свою систему самообразовательного чтения, понимания жизненных проблем с позиции культуры.
2. Чтение с карандашом «Писем о добром и прекрасном» и книги «Заветное» станет «энциклопедией русской жизни», потому что откроет лабораторию искусства жить. Опыт осмысления «другой жизни», но не художественной, а реально состоявшейся в «трудах и днях» человека, обладает особым воспитательным потенциалом. Педагогическая ценность этого публицистического наследия именно в том, что жизнь Д. С. Лихачева была воплощением его убеждений, его мыслей, его отношений с людьми. Вот поэтому карандаш – принципиальная позиция читателя: «читаю и выписываю, учусь понимать другого человека и выстраивать свою систему убеждений и взглядов». Воспитывать себя интереснее, чем ждать, когда это будут делать другие. Д. С. Лихачев считал, что человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Д. С. Лихачев писал: «Надо развивать в себе благожелательное, «понимающее» отношение к окружающему, и тогда станет легче жить» [7, с. 139]
3. Погружение в тексты Д. С. Лихачева – это прекрасная школа мысли. Он много работал над собой, прежде чем научился писать и говорить точно, афористично, образно. Его примеры запоминаются, его характеристики убедительны, его выводы логичны. Изучайте стиль мышления ученого, это даст блеск вашему уму и системность вашим взглядам. Составьте интеллект-карту всех идей (мыслей, цитат), которые вы запомнили после чтения его книг. Они значимы для вас, они вам могут помочь в построении своего поиска истины.
4. У академика Д. С. Лихачева нужноучиться писать, а это очень важное умение гуманитарного образования, выпускник университета должен уметь создавать свои «произведения»: доклады, курсовые работы, дипломные исследования, научные статьи. Создание своих авторских текстов, а не конспектов всегда требует усилия, пишущий всегда активен. Умение писать формируется в процессе гуманитарного образования. Д. С. Лихачев рассказал, как он учился писать, потому что «требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы», поэтому так важно быть осторожным со словами:
«Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случае необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.
Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
Главное достоинство научного языка – ясность.
Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода перехода от предложения к предложению, простота.
Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие. Переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамечаемым».
Каждую написанную фразу следует проверить на слух и надо прочитать написанное вслух для себя.
Следует поменьше употреблять местоимений, заставляющих думать – к чему они относятся, что они «заменили».
Не следует бояться повторений, механически от них избавляться.
Избегайте слов-«паразитов», слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.
Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов…» [8, с. 184 – 185]
«Письма о добром – это воображаемые беседы автора с читателями, с которыми он размышляет о своей жизни и благодарит ее за разнообразие судьбоносных встреч с добрыми людьми. Способность быть благодарным тем учителям, которые помогали «учиться летать», отличает интеллигентных людей, то есть людей способных к пониманию культуры, жизни, человека.
Опыт нравственной жизни раскрывается Д. С. Лихачевым как осмысление сложных связей причин и следствий, поисков и заключений, вопросов и ответов, надежд и потерь, испытаний и радостей: «Жизнь была бы неполна, если бы в ней совсем не было печали и горя. Жестоко так думать, но это так.
Я думаю, что, достигнув восьмидесяти лет, человек должен поблагодарить Жизнь. У меня во всяком случае есть за что ее благодарить. И за счастливое детство, и за хорошую школу с хорошими учителями, и за мою родительскую семью, заботившуюся о нас – детях. И за то, что казалось мне несчастьем, но что принесло мне много житейского опыта и в конечном счете избавило от худших несчастий 30-х годов. И за работу корректором – особенно в издательстве Академии наук, где я обрел и свою семью – верную и заботливую жену, давшую мне двух любимых детей. И Пушкинский Дом, в который я впервые пришел заниматься в 1927 году. Сколько было хорошего при всем бессильном стремлении многих и многих причинить мне дурное!
Жизнь! А в какое необыкновенное время я «посетил» (Тютчев) свою страну. Я застал все роковые годы, видел множество людей всех возрастов, всех социальных слоев, всех степеней образования, всех психологических типов…
Что-то я смог сделать хорошее другим, что-то я смог сделать и для Древней Руси.
В чем-то осуществились мои мечты. Многое еще осуществится в будущем.
Благодарю тебя, Жизнь!» [7, с.198 – 199].
Герменевтический подход формирует опыт понимания, служит воспитанию в человеке чувства благодарности,способности продолжать традицию познания, уважения к жизни людям, которые тебе помогают стать личностью, специалистом, профессионалом. Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, говорил, что образование выводит человека из бытовой жизни, из бытовых интересов в другие миры.
5. Наконец, читая книги Д. С. Лихачева, можно прекрасным образом воспитать в себе гражданина с чувством собственного достоинства и с мечтой стать интеллигентным человеком, то есть понимающим культуру, ищущим смысл жизни, способным быть благодарным. Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт, который определяется укорененностью человека в культуру своей родины, своего отечества. Чувство родины, ощущение себя гражданином, то есть человеком ответственным за себя, за свою семью, за свою землю, на которой живешь и «строишь свой дом», вырастает постепенно, с приобретением жизненного опыта. Но в это понятие «опыта» мы должны включать не только биографию внешнюю, но и биографию духовной жизни человека, не отделимую от усвоения опыта своего народа, других поколений через книги. «Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишен не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного» [4, с. 7]. Биограф Вернадского писал, что измерять человеческую жизнь днями и годами все равно, что измерять книгу страницами, картину квадратными метрами, скульптуру килограммами – здесь другое измерение: пережитое, сделанное, понятое. «Книги по Карлу Попперу, – это «третья реальность; первая – объективно существующая, вторая – субъективная» [8, с. 316].
Уважение к родине, к национальному самосознанию народа, к его истории и культуре является духовным завещанием Д. С. Лихачева молодежи, благодарности жизни за ее содержание, за ее «уроки».