Вместо точек вставьте нужную гласную Ё или Е; проверьте себя по орфоэпическому словарю.

ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.

В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного, и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.

И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими – тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…

Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо-тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.

Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.

Когда нынче только стемнелось, что-то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего-то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?

Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.

В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага.

(С. Залыгин)

2. Пользуясь орфоэпическим словарем[1], расставьте ударения в следующих словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы, охарактеризуйте акцентологические варианты (равноправные, стилистические, нормативно-хронологические).

Августовский, алкоголь, алфавит, апостроф, асимметрия, афиняне, (из)балованный, баловать, бармен, бензопровод, валовой, вероисповедание, ветеринария, вечеря, воспроизведенный, газированный, генезис, гофрированный, гражданство, дефис, диалог, диоптрия, диспансер, древко, духовник, жалюзи, завидно, заиндеветь, закупорить, звонит, знамение, издревле, иконопись, иначе, исподволь, исчерпать, каталог, каучук, квартал, квашение, коклюш, костюмированный, красивее, красивейший, кремень, кухонный, латте, ломота, ломоть, маркетинг, менеджмент, на похоронах, наркомания, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, паблисити, плесневеть, пломбировать, подбодрить, поутру, вы правы, предвосхитить, премирование, премировать, принудить, ракушка, ржаветь, симметрия, сливовый, сосредоточение, средства, столяр, танцовщица, углубить, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, форзац, формировать, фраппе, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, щебень, эксперт, яслей.

3. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [ч’н].

Взяточник, двоечник, дачница, конечно, молочный, нарочно, перечница, полуночник, порядочный, пушечный, скворечник, скучный, сливочный, стрелочник, очечник, заочник, крошечный, пустячный, Кузьминична, яичница.

Образец

[шн] [шн] и [ ч’н] [ч’н]
Кузьмини[шн]а кори[ч’н]евый и доп. устар. кори[шн]евый игруше[ч’н]ый  

4. Пользуясь орфоэпическим словарем,распределите приведенные ниже слова по колонкам. В первую поместите такие, в которых согласный перед Е смягчается, во вторую – если произносится только твердо. В третью выпишите те слова, в которых норма допускает двоякое произношение.

Абрек, академия, бандероль, бассейн, бизнес, бизнесмен, бухгалтер, газель, декада, декан, демобилизация, детектив, дефис, диспансер, кларнет, компьютер, крем, лазер, лорнет, музей, неоклассицизм, нетто, одеколон, патент, паштет, пресса, претензия, свитер, сессия, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, шинель, экспресс.

Образец

Согласный произносится мягко Согласный произносится твердо Двоякое произношение
ака[д’е]мия [тэ]нт [д’е]по и [дэ]по

Заполните недостающие части таблицы: в первой колонке укажите задачи каждой части публичного выступления, во второй – перечислите основные способы привлечения внимания аудитории, используемые во введении, основной части и заключении речи.

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
I. Вступление Задачи:      
II. Главная часть Задачи:  
III. Заключение Задачи:  

Литература

Учебная

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д, 2014.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2011.

3. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. - М.; СПб., 2005.

4. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002.

5. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

Справочная

1. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

3. Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова и др. - М., 1999.

4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., 2002.

5. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь омонимов русского языка. – М., 2005.

6. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи: стилистический словарь вариантов. – М., 2004.

7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

8. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. - М., 2007.

9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2002.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. – М., 2004.

11. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В.В. Бурцева. – М., 2002.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

13. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Н.А. Еськовой. – М., 2015.

14. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для работников печати. – М., 2003.

15. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2001.

16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2004.

17. Словарь синонимов и антонимов / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург, 2002.

18. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 2002.

19. Современный словарь иностранных слов. – М., 2001.

20. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. - М., 1996.

21. Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения. – СПб., 1998.

22. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М., 2001.

[1] Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2011.

ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.

В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного, и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.

И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими – тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…

Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо-тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.

Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.

Когда нынче только стемнелось, что-то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего-то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?

Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.

В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага.

(С. Залыгин)

2. Пользуясь орфоэпическим словарем[1], расставьте ударения в следующих словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы, охарактеризуйте акцентологические варианты (равноправные, стилистические, нормативно-хронологические).

Августовский, алкоголь, алфавит, апостроф, асимметрия, афиняне, (из)балованный, баловать, бармен, бензопровод, валовой, вероисповедание, ветеринария, вечеря, воспроизведенный, газированный, генезис, гофрированный, гражданство, дефис, диалог, диоптрия, диспансер, древко, духовник, жалюзи, завидно, заиндеветь, закупорить, звонит, знамение, издревле, иконопись, иначе, исподволь, исчерпать, каталог, каучук, квартал, квашение, коклюш, костюмированный, красивее, красивейший, кремень, кухонный, латте, ломота, ломоть, маркетинг, менеджмент, на похоронах, наркомания, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, паблисити, плесневеть, пломбировать, подбодрить, поутру, вы правы, предвосхитить, премирование, премировать, принудить, ракушка, ржаветь, симметрия, сливовый, сосредоточение, средства, столяр, танцовщица, углубить, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, форзац, формировать, фраппе, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, щебень, эксперт, яслей.

3. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [ч’н].

Взяточник, двоечник, дачница, конечно, молочный, нарочно, перечница, полуночник, порядочный, пушечный, скворечник, скучный, сливочный, стрелочник, очечник, заочник, крошечный, пустячный, Кузьминична, яичница.

Образец

[шн] [шн] и [ ч’н] [ч’н]
Кузьмини[шн]а кори[ч’н]евый и доп. устар. кори[шн]евый игруше[ч’н]ый  

4. Пользуясь орфоэпическим словарем,распределите приведенные ниже слова по колонкам. В первую поместите такие, в которых согласный перед Е смягчается, во вторую – если произносится только твердо. В третью выпишите те слова, в которых норма допускает двоякое произношение.

Абрек, академия, бандероль, бассейн, бизнес, бизнесмен, бухгалтер, газель, декада, декан, демобилизация, детектив, дефис, диспансер, кларнет, компьютер, крем, лазер, лорнет, музей, неоклассицизм, нетто, одеколон, патент, паштет, пресса, претензия, свитер, сессия, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, шинель, экспресс.

Образец

Согласный произносится мягко Согласный произносится твердо Двоякое произношение
ака[д’е]мия [тэ]нт [д’е]по и [дэ]по

Вместо точек вставьте нужную гласную Ё или Е; проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Аф…ра, бер…ста, голов…шка, гренад…р, дар…ный, деб…лый, дон…сший, ж…лоб, ж…лчь, жити…, заворож…нный, иноплем…нный, ист…кший (период), ист…кший (кровью), комбайн…р, недоум…нный, никч…мный, новорожд…нный, одноим…нный, оп…ка, ос…длый, расс…дланный, св…кла, ш…рстка, шоф…р.

Наши рекомендации